Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:16, контрольная работа
Предмет работы – политическая система общества, ее структура, задачи и функции.
Цель – дать определение понятию политическая система, охарактеризовать типы политических систем.
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра Философии, истории и право
Политология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант №6
Выполнил:
Студент Фадеева Ирина Евгеньевна
Факультет Менеджмента и Бизнес информатики
Группа № ЗБ3-МН201
Зачетная книжка № 100.06/130252
Руководитель:
кандидат философских наук, доцент кафедры
Андреева Людмила Сергеевна
Владимир 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
В современной политологии важное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтобы представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития. Познание этих законов дает возможность глубокого понимания политики, создает необходимую теоретическую основу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.
Понятие "политическая система общества" вошло в российский политологический оборот в конце 70-х годов ХХ в., придя на "смену" понятию "политическая организация общества". Последнее понятие узко институционально и не отражало всю возможную гамму понятий, описывающих интегративность политических отношений. При этом проблема заключалась не только в том, чтобы обозначить элементы политической системы общества, что само по себе представляло заметную сложность, свести их в единое целое, показать организационные связи элементов и самого целого, сколько выявить сами политические отношения субъектов как основы системного выражения политической жизни общества, государства, человека, познать западную литературу по теме.
Предмет работы – политическая система общества, ее структура, задачи и функции.
Цель – дать определение понятию политическая система, охарактеризовать типы политических систем.
Понятие политическая система одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот в 50-60-е годы ХХв. Смысл понятия заимствован из биологии и означает наличие некой целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов. Развитие системы обусловливается изменением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами [2, стр.191].
В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:
С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.
В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы обычно выделяют следующие:
Каждый из названных компонентов (элементов) является базовой характеристикой организации публичной политической власти в обществе, необходимым и минимально достаточным условием ее функционирования и развития. Эти структурные компоненты в совокупности организуют некую внутреннюю матрицу политической жизни, упорядочивающую все основные проявления политической активности элитарных и неэлитарных слоев.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
Актуальность такой функции политической системы, как поддержание экономического и социального господства одних социальных групп над другими, в большей степени зависит от типа политической системы. Если говорить о демократическом типе, то данная функция будет противоречить другой – прислушивание и защита интересов различного рода меньшинств и национального большинства, именно в рамках политической системы происходят оформление и представительство интересов различных социальных групп населения. Если в обществе существует господство, то неизбежны конфликты, а одной из задачей политической системы является поиск и достижение общественного согласия, урегулирование социальных конфликтов и противоречий, что уже исключает существование ярко выраженного господства одних групп над другими. А если говорить о тоталитарном типе политической системы, то там уже насколько жесткий контроль всех сфер жизни общества со стороны государства или правящей партии, что уже подразумевает наличие данной функции.
Политическая система общества – сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов [6].
Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.
Типологизация политических
систем в полной мере несет на себе отпечаток различных
парадигмальных и идеологических подходов,
обусловливающих понимание учеными сущности
политического процесса, характер
интерпретации ими основных проблем общественного развития и
т.д. Так, сторонники позитивистско-юридических подходов политические
системы нередко различают по формальным критериям, например,
по характеру государственного правления,
по наличию тех или иных институтов власти,
по их нормам и функциям. Представители марксистского
направления, рассматривая в качестве
основного для капиталистической фазы
развития человечества противоречие между
трудом и капиталом, традиционно выделяют
и описывают особенности
"буржуазных"
и "социалистических"
политических систем. Сторонники классово нейтральных
учений, как, например, английский
ученый Д. Коулмэн, анализируя процесс
становления и развития политического
мира в историческом аспекте, выделяют
"традиционные",
"патриархальные", "смешанные"
и "современные"
политические системы. Приверженцы геополитических
подходов, используя в качестве критериев
типологизации территориально-
Весьма оригинальную точку зрения высказал известный американский теоретик С. Хантингтон. По его мнению, в современном, все усложняющемся мире основным источником политических конфликтов становится уже не идеология, отражающая социальные (классовые, этнические) групповые конфликты, а культурные компоненты. Причем "наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к различным цивилизациям" [3, стр.346]. Иными словами, линией разграничения политических систем будут намечающиеся или уже проявляющиеся линии "разломов" между цивилизационными структурами. В качестве таких относительно автономных и самостоятельных политических систем Хантингтон выделяет западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую цивилизации.
Эти цивилизации, представляющие собой самый широкий уровень человеческой общности, безусловно, обладают не только известной целостностью, но и определенной внутренней неоднородностью. И если, как, например, в случае с Японией, цивилизация может охватывать одно государство, то в большинстве других вариантов в такие политические системы могут включаться различные нации-государства. Однако цивилизационная специфика таких государств и народов будет обусловливать наиболее фундаментальные различия в организации их политических порядков [3, стр.247].
На данный момент существует два основных типа политических систем: демократическая и тоталитарная. Промежуточным типом является авторитарная политическая система, которая образуется на конституционной базе демократической системы. Основные типологические (системные) черты демократической и тоталитарной политических систем представлены в таблице 1 [1, стр.127].
Таблица 1
Основные типологические черты демократической и тоталитарной политических систем
Элементы структуры |
Демократическая политическая система |
Тоталитарная политическая система |
Политические институты |
Власть конституционно разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Суд независим и действует в рамках закона. Полиция и армия выполняют свои функции под контролем закона. Розыск, следствие, осуждение и содержание в исправительных учреждениях осуществляются раздельно; создание политических партий осуществляется снизу по инициативе граждан. Принцип плюрализма позволяет создавать любые политические организации. |
Интегральная, безраздельная, конституционно неограниченная власть партии, "вождя" или диктатора Суд действует по принципу политической целесообразности. Полиция, армия и политическая охрана стоят над обществом и обеспечивают защиту политической системы Розыск, следствие, суд и наказание политических противников системы осуществляет политическая полиция; принцип единомыслия диктует создание партий по инициативе власти. Существует только партия, поддерживающая тоталитарную систему. Оппозиционные партии запрещены. |
Политические отношения |
Разделение власти и судебных функций, политический плюрализм определяют разнообразие и свободу политических отношений, конкурентную борьбу за власть в рамках закона. |
Единственная правящая партия, сросшаяся с государством, контролирует все политические отношения, предписывает образ действия всех общественных организаций, вплоть до конкретных выступлений на собраниях. Она же определяет социальную структуру общества, подгоняя ее под свои идеологические установки. |
Политическая культура |
Плюрализм политической жизни и демократические свободы определяют многообразие политических идей, теорий и программ. Политическое сознание раскрепощено и разнообразно. Обеспечено право меньшинства на свое мнение. |
Единомыслие и преследование инакомыслящих. Правящая элита стремится создать одномерное политическое сознание, которое в результате расщепляется на официальное (строго следующее политической доктрине) и неофициальное. |
Политические и правовые нормы |
Законодательно определены прерогативы каждой ветви власти. Соблюдаются права и свободы граждан. Большую роль играет общественное мнение и независимые средства массовой информации; Закон о выборах предоставляет право реального выбора кандидата и (или) программы |
Рамки деятельности власти не определены, а если формально определены, то не соблюдаются. Права и свободы не обеспечены судом Единая идеология формирует единое мнение через государственные средства массовой информации; Избиратель не выбирает, а обязан демонстрировать "нерушимое единство" власти и народа. |