Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:16, контрольная работа
Предмет работы – политическая система общества, ее структура, задачи и функции.
Цель – дать определение понятию политическая система, охарактеризовать типы политических систем.
В настоящее время в большинстве современных стран мира установились авторитарные политические порядки. Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.
В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик системы жесткого политического правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. В силу этого важнейшими политическими институтами в обществе являются дисциплинарные структуры государства: его силовые органы (армия, полиция, спецслужбы), а равно и соответствующие им средства обеспечения политической стабильности (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые и массовые репрессии, механизмы жесткого контроля за поведением граждан). При таком стиле властвования оппозиция исключается не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом. Выборы или другие процедуры, направленные на выявление общественного мнения, чаяний и запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются сугубо формально.
Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или "ползучей" концентрации власти в руках лидеров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков.
Но в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных ("силовиков") и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации власти, они плохо приспособлены для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения связи населения с властью. Образующаяся в результате дистанция между режимом и рядовыми гражданами имеет тенденцию к увеличению [3, стр.251].
Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в соответствии с которой, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Но в реальности все не так то и демократично.
Политическая динамика современных политических процессов дает основание для обогащения свойств и качеств политических порядков в различных странах, формирования новых типов политических систем.
Политическая система СССР была, безусловно, тоталитарной. В структурном отношении она представляла собой замкнутую и жесткую конструкцию (рис.1). Ядром политической системы, как гласила конституция СССР, являлась единственная правящая партия. Все население от детей до пенсионеров было "охвачено" официальными организациями, служащими сателлитами, приводными ремнями от партии к массам. Все политические идеи, программы генерировала партия, которая и приводила в движение всю политическую организацию. Таково было положение в СССР до реформ М. Горбачева [1, стр.127].
вф
вф
Государство (в том числе Советы, армия и др.)
Детские и молодежные организации
Правящая партия
Официальные профсоюзы
Общественные
(в том числе творческие
организации)
вф
Рис. 1. Замкнутая политическая система
В процессе реформирования замкнутая политическая система СССР начала "размыкаться". В центр политической системы были поставлены "всевластные" Советы, но разделение властей только намечено.
Политические партии "поставлены в один ряд", но КПСС от роли "организующей и направляющей силы общества" перешла к роли "первой среди главных партий" (рис.2).
Политические партии
Советы
Общественные организации
Рис.2. Размыкающаяся политическая система
Политические партии не играют большой роли, выборы проводятся на основе индивидуальных программ. Политические связи носят преимущественно центробежный характер, так как партии и общественные организации не обладают пока достаточным влиянием. Это – размыкающаяся система или тоталитарная политическая система в процессе трансформации, который отражает смысл политической реформы М. Горбачева в 1988-1990 гг.
Дальнейшие реформы и, главное, принятие Конституции в 1993г., привели к полному "размыканию" политической системы России. Новые партии не только выровнялись в своем политическом значении с компартией, но и обошли ее. Общественные организации и граждане получили все возможности участия в политическом процессе. Политические отношения между государством и гражданским обществом (партиями и общественными организациями) стали двусторонними. Проведено разделение властей и определены функции каждой ее ветви (рис.3) [1, стр.128].
|
|
|||||||
|
| |||||||
Законодательная власть |
||||||||
Исполнительная власть |
||||||||
Судебная власть |
||||||||
|
|
! |
| |||||
Общественные организации, группы давления
Рис. 3. Разомкнутая политическая система
Правовой основой политической системы демократического государства, как следует из показанной выше ее структуры, является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти.
Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в соответствии с которой, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Определение Российской Федерации в качестве демократического раскрывается, прежде всего в том, что единственным источником власти в России является народ.
Демократичность российского государства проявляется и в том что, его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц – Президента РФ, глав региональной и местной администрации и т.д.
Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация – это государство состоящее, в свою очередь, из государств и (или) образований, близких по статусу к государству. В составе РФ находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Характеристика России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
Понятие "республиканская форма правления" характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны [1, стр.141].
Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений [5].
Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей и осуществляющих власть [4].
Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.
Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 26856