Политическая социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:41, реферат

Краткое описание

Социология в период своего возникновения выражала, прежде всего, социальные и политические устремления господствовавшего класса бур­жуазии. Можно согласиться с мнением Ю. Хабермаса о том, что Французская революция свою практическую энергию потратила на экономическую и политическую эмансипацию буржуазии, а свою теоретическую энергию — на основание социологии. С точки зрения буржуазии, буржуазное общество отличалось естественным, рациональным и неизменным устройством. Поэтому западная социология стремилась определить условия его стабилизации.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция 1.docx

— 37.33 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Политическая социология как наука

 

 Возникновение социологии  как наиболее общей науки о  человеческом обществе стало  возможным благодаря развитию  нескольких предпосылок. 

 

 С одной стороны,  благодаря утверждению новой  парадигмы науки, нового объективистского  типа мышления, согласно которому  научное знание должно опираться  на объективную реальность, а  не строиться на основе метафизических  и спекулятивных представлений  об обществе.

 

 С другой стороны,  благодаря институционализации  новой социальной практики эпохи  промышленной и буржуазных революций.  Новым социальным субъектам требовалось  объективное социальное знание. Одним для того, чтобы разумно  ориентироваться в новой социальной  реальности. Другим — для того, чтобы своими социальными действиями  ее переустраивать, исходя из  собственных представлений о  законах и закономерностях ее  развития.

 

 Социология в период  своего возникновения выражала, прежде всего, социальные и  политические устремления господствовавшего  класса бур­жуазии. Можно согласиться  с мнением Ю. Хабермаса о том, что Французская революция свою практическую энергию потратила на экономическую и политическую эмансипацию буржуазии, а свою теоретическую энергию — на основание социологии. С точки зрения буржуазии, буржуазное общество отличалось естественным, рациональным и неизменным устройством. Поэтому западная социология стремилась определить условия его стабилизации. В ходе своего развития западная социология, давая достоверное описание западного общества, пыталась способствовать его сохранению и усовершенствованию. Достоверное описание западного общества, способы его сохранения и усовершенствования были теми рамками, в которых возникали и развивались различные теории западной социологии. При этом одни из этих теорий стремились объяснить общество как совокупность социальных явлений, другие же пытались объяснить лишь отдельные формы социальной жизни.

 

1. Специфика социологического  знания

 

 Социология - это научное  изучение общества и общественных  отношений. Она черпает данные  из реального мира и пытается  объяснить их на основе научного  анализа. Социологическая наука  возникла на основе попыток  понять широкие изменения, произошедшие  в человеческих обществах за  последние два-три века. Социология  изучает социальное поведение людей, т. е. «поведение людей, живущих в среде себе подобных» [П.Сорокин]. Человек не может существовать вне общения с себе подобными, вне взаимодействия с другими людьми. Поэтому люди вынуждены учитывать намерения друг друга. Поведение человека, ориентированное на поведение других людей, называется социальным действием. Действие есть, по Веберу, любое деяние, недеяние или претерпевание, поскольку действующий связывает с ним субъективно значимый смысл. Если мы хотим идентифицировать действие, то должны понять его смысл, причем не тот объективный смысл, который оно приобретает в глазах окружающих в той или иной связи, а субъективно значимый смысл, смысл для самого действующего. Поэтому мы не можем сказать о каком-то действии, что оно «бессмысленно», если нас удручает его неправильность, несоответствие каким-то образцам. Согласно теории М. Вебера,  социальным можно назвать такое действие, которое «по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Социальное действие может существовать по привычке (традиционно), под влиянием страсти (аффективно), на основе расчета (целерационально) или подражания образцу (ценностно-рационально). Социология изучает факторы, механизмы и результаты социального действия.

 

 Социология является  наукой в том смысле, что она  использует систематические научные  методы исследований и строит  теории, опираясь на имеющиеся  факты и логическую аргументацию. Но она не может быть непосредственно  уподоблена естественным наукам, поскольку изучение человеческого  поведения фундаментальным образом  отличается от изучения мира  природы. Изучение социологии  подразумевает способность мыслить  с воображением и отстраняться  от заранее сложившихся представлений  о социальных отношениях.

 

 В социологии существует  три уровня анализа социальной  действительности: методологический, теоретический и эмпирический.

 

 Методологию, по словам  Джона Ч. Маккинни, можно определить как принципы организации исследований, «нормы», при помощи которых выбираются и оформляются процедура и техника познания действительности. Социологи должны владеть методологическим мышлением, поскольку они должны понимать план исследования, нормы процедуры, природу выводов и соответствующее использование теоретических систем.

 

 Методологический уровень  определяет систему онтологических  и эпистемологических (теоретико-познавательных) предпосылок, принципов, подходов, методов познания социальной действительности. Формой существования методологического мышления являются понятия. Можно выделить три группы понятий методологии.

 

1.  Понятия, фиксирующие  результаты познавательной деятельности (идеи, концепции, гипотезы, теории, факты).

 

2.  Понятия, фиксирующие  исходные предпосылки сознания  познающего субъекта (картина мира, образ социальной действительности, онтологические представления).

 

3.  Понятия, описывающие  познавательную деятельность исследователя,  ее отдельные аспекты (парадигмы,  метод, эксперимент).

 

 Методология — это  не просто учение о средствах  и методах мышления и деятельности, а форма организации, и в  этом смысле «рамка» всей мыследеятельности и жизнедеятельности людей. Это означает, что ее нельзя транслировать как знание и набор инструментов от одного человека к другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них сферу методологической мыследеятельности и обеспечивая им там полную и целостную деятельность.

 

 На теоретическом уровне  разрабатываются теоретические  конструкции, с помощью которых  упорядочиваются и проверяются  на ис­тинность данные, полученные  с помощью эмпирических исследований. Теоретический анализ позволяет  обнаружить тенденции и законы  социального действия. Социологическая  теория есть средство, «с помощью  которого мыслительная деятельность, известная как наука,  реализует  три свои основные цели:

 

1) классифицировать и  организовать происходящие в  мире события таким образом,  чтобы их можно было представить  в перспективе; 

 

2) объяснить причины происходящих  событий и предсказать, когда,  где и как будут происходить  события будущего;

 

3) предлагать интуитивно  привлекательное здравое "понимание"  того, почему и как должны происходить  события» [Тернер].

 

 Формой существования  теоретического мышления также  являются понятия, которые служат  для профессионального описания, объяснения, обоснования, а следовательно,  понимания и научного овладения  социальной реальностью.

 

 Оперирование важнейшими  понятиями является непременным  условием изучения и построения  теоретических моделей, установления  сходства и различия социологических  теорий, посвященных сложным процессам  функционирования и развития  общества, многообразию действий  людей в обществе. Понятийный  аппарат социологии позволяет  осмыслить эти процессы в динамике  и перспективе, перейти к эмпирическим  исследованиям, систематическому  сбору и анализу данных об  обществе.

 

 Эмпирические исследования  изучают объект социологии в  его объективной реальности, используя  соответствующие эмпирические техники  и процедуры и индуктивный  метод мышления.

 

 Теоретические и эмпирические  исследования различаются по  объекту, по способам движения  мысли, по языку, с помощью  которого формулиру­ется знание, по процедуре получения знания. В то же время эмпирические  и теоретические исследования  взаимосвязаны и дополняют друг  друга.

 

2. Общая и политическая  социология

 

 Социология как наука,  согласно позиции Ю. Хабермаса, возникает как теория буржуазного общества, и на ее долю выпадает задача объяснить протекание и аномические формы проявления капиталистической модернизации добуржуазных обществ. Именно социология, по словам Ю. Хабермаса, есть в первую очередь наука о кризисе перехода от традиционных к современным обществам, именно она, единственная из социальных дисциплин, сохранила связь с проблемами всего общества. Иными словами, социология становится социологией одновременно с тем, как современность становится модерном, она представляет собой совершенно новую попытку постигнуть общество как общество, а не только его экономику, политику, искусство или религию. Она претендует на особое место в ряду установившихся дисциплин. Какова бы ни была в разных обществах и в разные исторические периоды роль политики как объемлющей сферы, основные понятия политической социологии и социологии вообще изначально привязаны именно к разделению сфер социальной жизни, к современному дифференцированному обществу.

 

 На этом основании  социологию подразделяют  на общую  и специальную. Общая социология  исследует универсальные проблемы  социальной действительности, специальная  — изучает особенности проявления  социального действия в различных  сферах общества. К специальным  областям социологического знания  относятся экономическая, этническая, политическая социология, социология  семьи, молодежи, образования, управления, культуры, науки и т. д.

 

 Становление политической  социологии неразрывно связано  с развитием общей социологии, ее основных парадигм, теорий, понятий.  Но было бы неверно умолчать  о влиянии политической мысли  (политической философии) на развитие  и становление современного общества  и современной политической социологии.

 

 Современное общество  в значительной степени сформировалось  под воздействием политических  теорий, которые, в свою очередь,  в значительно большей степени  отягощены грузом традиции, чем  это явлено в социальных структурах  и формах политической организации.  Поэтому для социологической  теории, безусловно, важны не только, например, исследования политической  организации в так называемых  «примитивных обществах» или  высокоразвитых, но в высшей степени  «незападных» политических системах Ближнего и Дальнего Востока. Однако следует акцентировать внимание на следующем. Социология вообще, и политическая в особенности, во многом наследуют традиции политической философии Запада и в ретроспективе обнаруживает свои непосредственные истоки у Платона и Аристотеля, у Макиавелли и Гоббса, у Локка и Юма, Ш-Л. Монтескье и Кондорсе, Сен-Симона и А. де Токвиля, не говоря уже о Канте, Гегеле, и Марксе. По мнению многих западных авторитетных ученых (Р. Бендикс, С. Липсет и др.), основателями политической социологии как науки были К. Маркс и М. Вебер.

 

 Таким образом, понятия  современной политической социологии, изначально создаваемой для описания  современного западного общества, многослойны. Их нельзя ни правильно  изложить, ни правильно применить  вне широкой теоретической традиции. Знание теоретических  традиций  общей и политической социологии  является своеобразным предварительным  условием формирования правильных, с научной точки зрения, представлений  о главных тенденциях как общественного,  так и политического развитии  современного общества.

 

 Но теоретическое знание  в политической социологии не  сводится только к теориям  и традициям, присущим западноевропейской  и се­вероамериканской социологическим  школам. Русская философская и  политическая мысль имеет не  менее глубокие традиции, история  которых берет свое начало  с момента формирования русского  государства. Как самостоятельная  область научного знания, русская  политическая мысль представляет  собой систему взглядов на  властные отношения, природу и  сущность государства, формы и  типы политической организации  государства и общества, оптимальные  для России.

 

 Среди русских ученых, занимавшихся вопросами общей  и политической социологии, есть  имена, во многом сопоставимые  с именами классиков европейской  социологической традиции. Широкую  известность имеют труды отечественных  исследователей: П.Л. Лаврова, Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, П.Б. Струве, П.А. Сорокина. Знание традиций русской общей и политической социологии является также необходимым условием формирования объективных научных взглядов как на политическую историю нашего общества и государства, так и на современные российские общественные и политические процессы. В единстве знания теоретических традиций зарубежной и отечественной общей и специальной социологии лежит ключ к успеху в понимании современных проблем политического развития как современной цивилизации в целом, так и отдельных региональных и национальных политических процессов.

 

3. Объект и предмет  политической социологии

 

 Современный человек,  за исключением профессиональных  политиков, не отдает себя политической  деятельности целиком. Рабочее  время он проводит там, где  протекает его неполитическая  профессиональная деятельность. Его  отношение к политике и поведение  в ней является далеко не  первостепенным в ряду возможных  занятий. Но политика и политические  вопросы постоянно присутствуют  в жизнедеятельности людей и  в определенные периоды становятся  для многих из них более  важными, несравненно более значительными,  чем их неполитическая профессиональная  деятельность, семья, развлечения  или вера.

 

 Политика есть способ  совместной жизнедеятельности людей  преимущественно большими общностями. Постоянной функцией политики  явля­ется приведение в единство  разделенного на группы, классы  и прослойки современного общества. Само по себе общество не  представляет собой единство: оно  обладает единством только тогда,  когда является политическим  обществом. Политика есть важно  и относительно автономная часть  социума. Она как определенный  тип деятельности вторична по  отношению к обществу. Но, вместе  с тем, все общество так или  иначе задано политике и является  ее объектом, которому политическая  деятельность придает конкретные  формы. Политика есть средоточение социального. В этом плане политику можно рассматривать как определенный тип социального действия, характеризующийся определенными свойствами. Подробное рассмотрение этого аспекта проблемы содержится в социологических теориях Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса.

Информация о работе Политическая социология как наука