Современная политика
есть система взаимодействий, включающая
в себя политических акторов,
носителей определенных ценностей, ролей,
функций, действующих на различных политических
уровнях. В этом плане осуществление политики
всегда субъективно. Конкретная политика
имеет различные направления и уровни
своего осуществления. Политика как действительность
имеет множество форм и видов своего существования.
Политика в одно
и то же время является и
источником мотивации, и «аккумулятором»
нереализованных социальных практик.
Для абсолютного большинства
людей «реальная политика» всегда
остается «обратной стороной
Луны», видимой только в «телескоп»
средств массовой информации. Однако
зеркало этого телескопа обладает
одним коварным свойством: отражая,
транслируя и многократно увеличивая
информацию о политической действительности,
оно само становится новой
политической практикой, новой
политической действительностью,
порой существенно отличной от
первоначальной.
Приблизиться к раскрытию
подлинного смысла реальной политики
способны только политические
науки в своих различных видах
и направлениях. Политика является
объектом изучения многих направлений
в науке. Наиболее значимыми
из них являются политическая
наука и политическая социология.
Признание наличия различий между
этими двумя науками остается
по-прежнему предметом жарких
научных споров.
Как специализированная
отрасль науки политическая социология
утвердилась на Западе в 30-50-е
годы XX в., т. е. спустя несколько
десятилетий после того, как
сформировалась и была институционализирована
политическая наука.
Возможно, и поэтому
предмет политической социологии
как науки и научной дисциплины
является темой незавершенных
дискуссий. Это связано с тем,
что политическая социология
сформировалась как результат
синтеза социологических и политических
знаний, социологизации политической
науки, развиваясь в рамках каждой из этих
наук.
Политическая наука,
как более ранняя и самостоятельная
область знаний, начала процесс
своего формирования еще во
второй половине XIX столетия. Известно,
что во многих университетах
США отделения политических наук
были созданы в конце XIX —
начале XX в., а Американская ассоциация
политических наук образовалась
в 1903 г. В европейских университетах
этот процесс проходил значительно
позднее. Международный коллоквиум
политологов, организованный под
эгидой ЮНЕСКО в Париже в
1948 г., определил четыре группы
тем, изучаемых политической наукой:
Ø политическая теория
и история политических идей;
Ø политические институты
и их сравнительный анализ - конституция,
центральное, региональное и местное
правительства, государственная администрация,
экономические и социальные функции
правительственных органов;
Ø политические партии,
группы и ассоциации, участие гражданина
в правительстве и государственной
администрации, общественное мнение;
Ø международные отношения
- международная политика, организации
и право.
После Второй мировой
войны политической социологии
удается выделиться в самостоятельную
область знания.
С точки зрения Ж.Т.Тощенко,
политическая жизнь гражданского общества
является объектом политической социологии.
Политическая социология раскрывает отношение
общества к государству и институтам распределения
и формирования власти, которое проявляется,
прежде всего, в направленности политического
сознания и политического поведения людей.
Политическая социология призвана ответить
на вопрос, как осознаются людьми, социальными
группами и слоями, партиями и общественными
организациями существующая политическая
реальность, властные отношения, политические
права и свободы. Это дает основание представить,
как гражданское общество соотносится
и взаимодействует с политическими институтами
и структурами.
В 1957 г. Р. Бендикс
и С. Липсет предложили утвердить за политической
социологией следующие проблемные поля:
Ø поведение электората
в избирательных кампаниях, анализ
общественного мнения;
Ø процесс принятия
политических решений;
Ø идеология политических
движений и групп давления;
Ø политические партии,
группировки и проблема олигархии;
Ø управление и государственная
администрация.
Сегодня многие зарубежные
и отечественные ученые полагают,
что на уровне понятий и
теорий эти науки малоразличимы.
Они, подобно М. Дюверже, полагают,
что в самом общем смысле эти два понятия
(политическая социология и политические
науки) синонимичны.
Политическая социология
исследует социальное действие
людей в сфере государственной
власти и политики (политическое
действие).
Отсюда и определения
политической социологии, подобные
тому, которое предлагал в авторитетном
«Словаре социальной мысли XX
века» Т. Боттомор, в котором обращается
внимание на то, что первоначально предмет
науки был сфокусирован на изучении политических
партий, электоральных систем и электорального
поведения, социальных движений, политического
лидерства и элит, бюрократии, национализма
и формирования национальных государств,
типов политических систем и политического
изменения.
В дальнейшем ее
предмет расширился и стал
включать в себя также проблемы
исследования общественного мнения
и социальной основы политических
конфликтов, политического насилия,
политического экстремизма и
терроризма.
Другие настаивают
на том, что различия есть
в предмете исследования, и они
существенны. Определяя линию,
разделяющую социологию и политическую
науку, Н. Дж. Смелзер утверждает:
«Фокус научной дисциплины <...> может
быть охарактеризован перечнем зависимых
и независимых переменных, которыми занимается
исследователь». Социология может быть
определена как дисциплина, которая предпочитает
в качестве объясняющих переменных социально-структурные
условия. Соответственно, политическая
наука может быть определена как наука,
предпочитающая использовать в этих целях
политико-структурные условия.
Р. Бендикс и С. Липсет
придерживаются этой же точки зрения,
утверждая, что «политическая наука начинает
с государства и исследует, как оно воздействует
на общество, а политическая социология
начинает с общества и изучает, как оно
влияет на государство».
«Политическая социология,
— пишет Г.П. Артемов, — это
отраслевая социологическая наука,
и уже поэтому ее предмет
не может совпадать с предметом
политологии». Согласно его мнению,
обе науки изучают сферу взаимодействия
государства и общества, но каждая
из них рассматривает ее с
различных сторон. Политическая
социология начинает исследование
политики с общества и анализирует
его влияние на государство
(формальные институты распределения
и осуществления власти), а политология
начинает с государства и анализирует
его влияние на общество. Соответственно,
первая дисциплина акцентирует внимание
на поведенческих аспектах политики, а
вторая — на институциональных.
Для политической социологии
политические институты «являются
разновидностью средств социального
действия людей (наряду с экономическими
и др.). Для политологии политические
действия людей являются одним
из факторов возникновения, существования
и развития политических институтов».
Обе дисциплины имеют отчасти
общие категориальный аппарат
и теоретические предпосылки.
Вместе с тем, несмотря на
родственные отношения, обе дисциплины
имеют различия в трактовке
исследования политики.
Политологию прежде
всего интересуют политические
институты как самостоятельные
части политической действительности,
регулирующие поведение людей
в сфере политических отношений.
Политическую социологию,
напротив, в большей мере интересуют
действия людей, осуществляемые
ими в политической действительности
посредством создания и использования
политических институтов.
Политическая социология
представляет собой социологическую
дисциплину, исследующую политические
явления через призму их взаимодействия
с обществом с точки зрения
деятельности в политике социальных
и этнических групп.
Для политической социологии
важен, прежде всего, анализ
взаимодействия индивидов, социальных
общностей и политических институтов
по поводу власти; исследование
механизмов превращения социального
в политическое, а конкретно —
как формируется и выделяется
из социальной общности носитель
политической власти, политический
субъект. В этом случае политическая
социология может давать эмпирический
материал конкретного характера
для общей теории политики. Следовательно,
политическая социология изучает
политические институты и процессы
в их социальном контексте.
Она исследует то, каким образом
политические феномены влияют
на другие аспекты общества
и какому влиянию со стороны
последних подвергается она сама.
В рамках политической
социологии исследуются:
Ø политическое поведение
больших и малых социальных групп,
Ø их политические ценности
и политические ориентации,
Ø роль общественного
мнения в политике,
Ø социальная база политических
режимов и политических партий, а
также другие проблемы.
Политическая социология
дает обобщенное знание того,
как то или иное социальное
изменение в социальной структуре,
мобильности, статусе группы
и т. п. сказывается на функционировании
политической системы в целом
или ее отдельном элементе. Она
позволяет выявить социальные
факторы, как способствующие политическому
согласию, политической стабильности,
так и вызывающие различного
рода дисфункции, напряженность,
политические конфликты и экстремизм.
С точки зрения Ж.Т.Тощенко,
политическая социология сосредоточивает
свое внимание на изучении политической
жизни различных структур, политических
притязаний людей, классов, социальных
групп, направляемых политическими партиями,
а также политических отношений данной
общественно-политической системы. Политическая
социология анализирует процессы согласования
политических интересов с объективными
закономерностями общественного развития,
формы и методы предотвращения коллизий,
политических катастроф и конфронтации
(вплоть до революции как способа решения
противоречий).
Таким образом, предметом
политической социологии выступают
политическое сознание и политическое
поведение людей, воплощающиеся
в деятельности государственных
и общественных институтов и
организаций, а также в механизмах
их воздействия на процесс
функционирования власти в конкретных
социально-исторических условиях.
В рамках социологического
исследования принято выделять
два подхода: макросоциологический,
или общесоциологический, и микросоциологический.
Первый подход имеет
дело с социальными основами
власти, воздействием социально-классового
и группового конфликта на
политические институты и обратным
влиянием политических институтов
на поведение социальных страт
(классов и групп).
Второй подход сосредотачивает
основное внимание на конкретных
процессах и политических институтах
как социальных организациях, исследуя
их формальные и неформальные
структуры, типы руководства,
способы урегулирования конфликтов
и отношения с другими социальными
организациями.
В развитии социологического
подхода к политике наука во
многом обязана работам К. Маркса
и М. Вебера.
Марксизм стимулировал
работу по прослеживанию воздействий
социально-экономической и классовой
структур на политическое поведение.
М. Вебер был первым,
кто стал анализировать в социологическом
исследовании политические институты
как самостоятельные факторы
социальных изменений.
В XX столетии научный
поиск в политической социологии
на долгие десятилетия был
определен бихевиористским движением
и исследованиями политического поведения
(Ч. Мерриам, К. Боулдинг). В настоящее время
важными направлениями научного поиска
в политической социологии выступают
такие комплексы проблем, как:
Ø организованное поведение;
Ø политические элиты;
Ø власть и политическое
господство;
Ø общественное мнение;
Ø социальная и групповая
основы политического конфликта;
Ø социальные характеристики,
связанные с электоральным поведением
и политическим участием.
4. Функции политической
социологии и ее категориальный
аппарат
Политическая социология
как наука выполняет определенные
функции, а именно: познавательную,
прогностическую, социального проектирования,
социально-технологическую.
Познавательная функция
заключается в теоретическом
осмыслении политической действительности
на основе раскрытия принципов
и закономерностей ее развития,
выявления причинно-следственных
связей и отношений.