Политическая элита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 01:41, реферат

Краткое описание

Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории серьезного социологического обоснования не получили.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Сущность политической элиты.docx

— 133.22 Кб (Скачать файл)

Многопартийность в России и  ее особенности  
В политической системе современного общества большую роль играют политические партии. Они выполняют целый ряд важных для этой системы функций, скажем, агрегирование интересов различных социальных групп общества, участие в создании механизмов деятельности руководящих структур государства и смены элит и др. Большую часть своих функций современные партии реализуют через механизмы участия в выборах и последующей работе в представительных органах власти. 
Сегодня политических партий в мире великое множество. Практически во всех крупных странах мира функционируют политические партии. В настоящее время в России по некоторым данным более 300 партий, движений и объединений. Процесс формирований их продолжается. Естественно, дело не в количестве формируемых партий, а в качестве их деятельности и способности выражать интересы социальных групп.  
Современные российские партии еще очень слабы и не представляют интересов сколько-нибудь широких слоев общества, не способны выполнять функции посредника во взаимоотношениях россиян с институтами государства. Сегодняшние российские партии – это штабы с множеством генералов, но без солдат. Несмотря на это, они, в определенной мере, оказывают влияние на развитие идеологии, способствуют формированию нетоталитарных политических традиций и культуры. Сказать, что эти партии являются непосредственным инструментом привлечения миллионов людей, рано.  
Десятилетия господства партии – государства и огосударствленных профсоюзов породили у людей чрезвычайно мощное недоверие к любой коллективистской организации. У большей части граждан России подавлено сознание и даже подсознательный инстинкт солидарности. Любая организация им кажется чуждой, фальшивой. Очень сильно выражается недоверие граждан России к политическим партиям.  
Современные политические партии России носят сугубо элитарный характер и формируются политиками, партийными функционерами, как специальный механизм для движения их в верхние эшелоны власти, главным образом, для защиты их узкогрупповых интересов. В последние месяцы перед парламентскими выборами в процесс формирования политических партий и блоков рьяно включились руководители российских регионов (президенты республик и губернаторы).  
Лидеры политических партий, руководящие партийные группы формируются не на арене открытой демократической конкуренции талантов под надзором и влиянием всех слоев и граждан общества, а на основе принципа "кумовства", преданности высшему руководителю. Мнение, позиция рядовых граждан, в данном случае, не играет никакой роли. Все основные сигналы, импульсы идут по вертикали сверху вниз. В целом люди на руководящие посты, должности назначаются решением узких верхушечных элитных групп, изредка освещая подобные назначения голосованием какого-либо низового органа. Партийные назначения, рост по служебной лестнице в партийно-политической сфере осуществляются (и сегодня еще не избавились от этой практики) с неизменным соблюдением принципа "наследования" партийных должностей и постов.   
Оправдавшая себя практика осуществления расстановки руководящих кадров низовых структур в условиях Советского тоталитаризма ныне взята на вооружение российским "демократическим" режимом в целом и партиями, поддерживающими его.  
Примерно так назначали никем не избиравшееся "политбюро" режима, представителей президента на местах, руководителей местной администрации. Так сверху, из московских начальственных кабинетов шли распоряжения по формированию руководящих структур и политических партий.  
В таком ключе проходили выборы парламентариев в декабре 1993, 1995 и 1999 годов.  
Ведь ни для кого не секрет, что на этих выборах россияне избрали не 450 своих представителей, а всего лишь 10-15 вождей, а они, в свою очередь, включили в партийный список своих подчиненных. Лидер ЛДПР В. Жириновский был абсолютно прав, когда говорил членам своей фракции: "Избирали не вас, а меня, я же вас назначал, я и могу вас увольнять, забирая мандат и передавая другому".  
Такой способ образования руководящих структур в науке называется номенклатурным, а формирующаяся таким методом элита – номенклатурной. Если объективно, то сегодня все партии - это самые натуральные нелегалы. Это прежде всего связано с не до конца решенным вопросом об их финансировании. Они могут кормиться и "кормятся" только за счет коммерческих фирм и организаций, и в результате становятся просто "угодливыми слугами" этих структур.  
Все эти характерные черты и особенности российских политических партий вызывают недоверие и формируют по отношению к ним чувство осторожности. По результатам различных социологических исследований, проведенных в середине 90-х годов, четко ориентированных сторонников партии среди избирателей России насчитывается примерно 10 %, а в странах Запада не менее половины электората является партийно ориентированной1 .  
Существенным элементом политической системы являются партийные системы. Под партийной системой следует понимать совокупность отношений между легально действующими политическими партиями, т.к. многопартийная система, естественно, требует регулирования отношений политических партий в сфере политической власти. Эти отношения могут строиться на принципах: 
 
- соперничества на равных, конкурентной борьбы за политическое влияние, за политическую государственную власть;  
- противоборства, противостояния;  
- нейтральности, без обострения отношений;  
- совместной деятельности за осуществление государственной власти.

Тайное  голосование – обязательный атрибут  демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давление или запугивание, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

В Российской Федерации в отличие, например, от США не применяются машины для  голосования, а голосование проводится с помощью избирательных бюллетеней. Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Понятие “избирательной системы” и “избирательного  права” носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя по существу пять различных  подсистем, устанавливающих порядок  избрания соответствующих органов  государственной власти.

порядок избрания Президента Российской Федерации;

порядок избрания депутатов Государственной  Думы;

порядок избрания глав администрации субъектов Российской Федерации;

порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации;

порядок избрания органов местного самоуправления.

Каждая  их этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие  для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении  пассивного избирательного права, порядок определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

Важной  чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок  избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента США, обеих палат конгресса США) только в общих вопросах устанавливается Конституцией США, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).

Особенностью  России является и то, что в отличие  от многих (если не большинства) других государств с относительно иными конституциями, в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права – всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой форме активное и пассивное избирательное право закреплены в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также ст. 31 при определении порядка избрания Президента Российской Федерации. Между тем незыблемые общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

Под принципами избирательного права (избирательной  системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными.

Легитимность выборов на всех уровнях  требует, чтобы они опирались  на прочную правовую базу. Буквально  все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного опыта проведения избирательных компаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных компаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с  


Информация о работе Политическая элита