Политическая элита и политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

В современный период новая политическая элита решительно рвет прежние исторические корни своего вызревания, опираясь скорее на возникающие новые политические реальности. В этой связи чрезвычайно интересен анализ политической ситуации выборов2004 в Государственную Думу и президента страны, когда официальная пропаганда безапелляционно отстаивает тезис о безальтернативности как исторического процесса, так и, тем более, политического руководителя. Насколько глубоко и ответственно может быть поставлен вопрос об альтернативах развития нашего общества? В ближайшее время, возможно, мы можем стать свидетелями того, насколько может измениться содержание власти в России и насколько верно утверждение о том, что верховную власть в ней выдвигает и снимает элита, а не общественное мнение или выборы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2-3
1. Политическая элита в современной России………………………………………………4-8
2. Особенности политического лидерства и основные типы политических лидеров в современную эпоху……………………………………………………………………………..9
2.1. Сущность и природа лидера……………………………………………………………9-11
2.2. Типы лидеров и их функции………………………………………………………….12-14
2.3. Сущность и роль политических элит в обществе…………………………………...15-16
2.4. Механизм формирования политической элиты………………………………………...17
2.5. Функции элит……………………………………………………………………………………………..17
3. Каким образом оценивает население вашего города ( района, поселка и. т. п ) основных политических лидеров современной России……………………………………………..18-19
Заключение………………………………………………………………………………..20-21
Список использованной литературы……………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 51.62 Кб (Скачать файл)

В-пятых, слабое понимание того, что  оценка политических, деловых и нравственных качеств любого представителя современного высшего государственного руководства  невозможна без диалектической увязки этих качеств с личностными измерениями  его духовности и культуры. Еще  Конфуций говорил, что государство  не может опираться на безликий и  всеохватывающий закон, а тем  более на произвол тирана. Оно должно опираться не только на мудрость добродетельного  правителя, но и на его талантливых  и достойных помощников. Настоящий  государственный деятель даже низового уровня -- это прежде всего интеллигентный, цивилизованный человек.

Без культуры, эрудиции, соответствующей  эстетической подготовки, без глубокого  усвоения народных традиций и обычаев -- это не профессионал, а ремесленник. Вот тут нужны самокритичность, умение пользоваться правом и силой, желание познавать. Именно с недостатками культуры во многом связаны такие пороки руководства, как бюрократизм, чинопочитание, безразличие к страданию человека.Культура, образованность, интеллигентность -- глубинные составляющие плодотворной политико-управленческой деятельности, своего рода призма, сквозь которую в сознании человека преломляются реальный мир и его противоречия.

Только с профессионально подготовленными  и высоконравственными и культурными  кадрами новая элита может  стать источником динамичной политики и созидания, быть элитой не демагогии  и безответственности, а элитой качества и заслуг, не элитой интриг и нетерпимости, а элитой чести, достоинства и социального спокойствия. И это не только формула. Здоровая и ответственная элита -- насущная потребность современного этапа развития российской действительности, неотъемлемое условие ее стабильности и перспективности.

Особенности политического лидерства  и основные типы политических лидеров  в современную эпоху.

Сущность и природа лидера.

Лидерство - понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием  общества. Первоначально, в примитивных  обществах, где еще не были отчетливо  выражены и осознаны частные интересы автономной личности, а существовали потребности нерасчлененного целого (рода, племени), функции лидера были развитии слабо. Они сводились в  основном к обеспечению физического  выживания общинников.

Рост разнообразия потребностей, появление  новых видов деятельности вследствие разделения труда (выделения земледелия, скотоводства, ремесел, торговли, умственного  и физического труда) существенно  усложнили социальные отношения. Сложно организованная система, какой становилось  общество, все больше нуждалась в  упорядочении поведения индивидов, гармонизации и согласования человеческих потребностей и действия. Потребовался политический лидер, то есть человек, способный  определять общие цели, способы их достижения, организовывать процесс  распределения ролей и функций  внутри общества.

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

В общественной жизни, лидера, как  центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Термин «лидер» имеет два  значения: индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы). лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

Выполнение функции придания отношения  между людьми целесообразности, разумности, упорядоченности побуждало к  осмыслению сложной природы лидерства. Уже в древности политика, история  изучались с позиций тех людей, которые управляли и руководили другими. Первоначально их право  на руководство обосновывалось высокими моральными качествами и достоинствами. Сами лидеры представали в обрезе героев, наделенных особыми физическими  качествами и нравственными добродетелями. Так, Платон изображал лидера как  человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, обладающего любовью  к истине, решительным непринятием  лжи. Его отличают скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Лидеры, в понимании  Платона, выступали подлинными творцами истории: «Достаточно появиться  одному такому лицу, имеющему в своем  подчинении государство, и человек  этот совершит все то, чему теперь не верят».

Этико-мифологическая традиция в анализе  политического лидерства сохранила  свое влияние и в Средневековье, принеся с собой идею богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.

Новый этап в осмыслении идеи лидерства  связан с именем Николо Макиавелии, который перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. Он выяснил природу, функции и технологию лидерства, а анализ его содержания проводил на основе наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношения с подданными.

Технология стабильного лидерства, по Н.Макиавелли, сводится к умелому  сочетанию средств поощрения  и наказания. Строя теорию лидерства  на взаимоотношениях «правитель - подданные», он выводил из данного взаимодействия и характер самого лидера. Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди  важнейших функций Макиавелли выделил  следующие:

1. обеспечение общественного порядка  и стабильности в обществе;

2. интеграция разнородных интересов  групп;

3. мобилизации населения на решение  общезначимых задач.

В целом теория лидерства Н.Макиавелли содержит четыре основных положения:

1. Власть лидера коренится в  поддержке его сторонников;

2. Подчиненные должны знать,  что они могут ожидать от  своего лидера, и понимать, что  он ожидает он них;

3. Лидер должен обладать волей  к выживанию;

4. Правитель - всегда образец  мудрости и справедливости для  своих сторонников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы лидеров и их функции

Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены  стремлением прогнозировать вероятное  поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами. Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства М.Вебера. Он понимал под лидерством вид  авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в  способности отдавать приказы и  вызывать повиновение. В качестве основания  типологии лидеров он использовал  понятие «авторитет», то есть «вероятность того, что приказания встретят повиновение  у определенной группы людей».

Типологически политическое лидерство  подразделяется на рационально-легальное, осуществляемое на основе соблюдения законов, общепринятых норм и процедур; харизматическое, которое базируется на большой популярности, любви, обожании лидеров со стороны всех, кто оказывает  им политическую поддержку, зачастую даже без обоснования; на традиционное, всегда связанное с верой в священность  определенных традиций, обычаев и  верований, защищаемых и самим лидером, и элитой и массами; авторитарное, преувеличивающее с помощью элитарной группировки авторитет лидера и распространяющее в обществе насильственные формы осуществления власти; диктаторское политическое лидерство, попирающее законы, культивирующее культ личности, массовые репрессии и идеологическое «оболванивание».

Политических лидеров также  делят на прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества, и реакционных, виновных в развале  государственных и общественных структур; на реформаторов, содействующих  социальным изменениям, и консерваторов, препятствующих всему новому; на независимых, самостоятельно решающих все стратегические и тактические управленческие задачи, и марионеточных, зависящих от воздействия как зарубежных государств, так и ближайшего окружения.

В современной политологии нередко  используются четыре собирательных  образа лидера: знаменосца, или великого человека; служителя, торговца ипожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями были - Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни и др. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Имеются и другие классификации  лидерства. Так, политические деятели  делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д.

Разнообразие типов лидеров  во многом объясняется богатством направлений  их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят  от конкретной ситуации, в которой  осуществляется лидерство. Они возникают  на базе определенных потребностей общества, социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется  в форме задачи.

Функции лидера представляют собой  главные направления его деятельности. Количество функций зависит от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни  большинства населения и т.д. Так, наличие зрелого гражданского общества и демократической культуры у  граждан обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку  в таком обществе политические роли функции распределяются между различными политическими институтами.

Наиболее полно в деятельности политического лидера выражена интегративная функция политики. Главное призвание лидера - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

Достижение целостности и гармонии социальных интересов осуществляется лидером на практике через выработку  политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности  различных групп общества. В этом находит выражение ориентационная функция лидера.

Проведение политического курса  опирается на специфический механизм, включающих в себя систему способов, методов решения поставленных задач. Следовательно, политический лидер  не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее осуществления  посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами. В этом проявляется инструменталистская функция лидера.

Выявив интересы, объединяющие большинство  общества или большие группы людей, политический лидер может проводить  преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы деятельности, заинтересовав  эти группы. Мобилизация населения, означающая реализацию лидером его  мобилизационной функции, может  достигаться на основе возбуждения  народного энтузиазма, симпатии к  лидеру, его харизме, но может быть связано и с созданием экономических стимулов. Мобилизационная функция наиболее актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществлять глубокие преобразования в обществе.

Кроме того, лидер призван выступать  гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола  бюрократии, беззакония, нарушения  прав и свобод граждан. В этом находит  свое выражение функция социального арбитража и патронажа. Обычно данная функция в массовом сознании связывается с образом «доброго и справедливого царя», и «народного президента» и т.д. Функция социального арбитража и патронажа в большей мере развитых странах, где высока степень зависимости личности от власти.

В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер может выполнять функцию легитимации политического порядка. Она присуща таким государствам по той причине, что обоснование правомерности политического режима не может осуществляться в них иначе, как средствами прямого обожествления личности лидера.

 

 

 

 

 

Сущность и роль политических элит в обществе

Информация о работе Политическая элита и политическое лидерство