Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:45, реферат
Цель данной работы изучение политических взглядов Аристотеля.
Входе написания работы были поставлены задачи:
Изучить политику и объекты политики.
Описать государство по Аристотелю и роль человека в нем.
Охарактеризовать частную собственность.
Раскрыть вопрос об общественных отношений, о законе и праве.
практичности и
Поэтому в «Политике» Аристотель говорит лишь об этических добродетелях (добродетелях, связанных с поведением) и о таких дианоэтических (интеллектуальных добродетелях), которые связаны лишь с практическим разумом. В качестве таковых Аристотель выделяет мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Платон в своих рассуждениях об идеальном государстве опирается прежде всего на добродетели интеллектуальные, полагая философов первыми гражданами и гарантами правильного управления.
Цель данной работы изучение политических взглядов Аристотеля.
Входе написания работы были поставлены задачи:
Для этого были изучены и исследованы печатные материалы таких авторов как: Богомолов А.С. Античная философия; Полуян И.В. Политология и другие, где было описано государство по Аристотеля, частная собственность, политика и многое другое.
Аристотель предпринял попытку
всесторонней разработки науки о
политике. Политика как наука у
него тесно связана с этикой. Научное
понимание политики предполагает, по
Аристотелю, развитые представления
о нравственности (добродетелях), знание
этики (нравов).
Объектами политической науки являются
прекрасное и справедливое, но те же объекты
в качестве добродетелей изучаются и в
этике. Этика предстает как начало политики,
введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости1: уравнивающую и распределяющую.
Критерием уравнивающей справедливости
является
«арифметическое равенство», сферой применения
этого принципа-область гражданско-правовых
сделок, возмещения ущерба, наказания
и т. д.
Распределяющая справедливость
исходит из принципа «геометрического
равенства» и означает деление общих
благ по достоинству, пропорционально
вкладу и взносу того или иного
члена общения. Здесь возможно как
равное, так и неравное наделение
соответствующими благами (властью, почестью,
деньгами).
Основным итогом этических исследований,
существенным для политики, является положение
о том, что политическая справедливость
возможна лишь между свободными и равными
людьми, принадлежащими к одному сообществу,
и имеет целью их самоудовлетворенность
(автаркию).
В «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Отсюда немалые трудности понимания его учения. Так, он определяет человека как zoon politikon – «политическое животное». Но что это означает? Есть ли человек животное общественное или государственное?
Разница немалая, поскольку может существовать общество и без государства... Но для Стагирита это невозможно. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные.
Государство, замечает Аристотель,
понятие сложное. По своей форме
оно представляет собой известного
рода организацию и объединяет определенную
совокупность граждан. С этого угла
зрения речь идет уже не о таких
первичных элементах
По Аристотелю, человек2 — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети.
Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими.
Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству.
Государство же создается
не ради того, чтобы жить вообще, но
преимущественно для того, чтобы
жить счастливо. Согласно
Аристотелю, государство возникает только
тогда, когда создается общение ради благой
жизни между семействами и родами, ради
совершенной и достаточной для самой себя
жизни. Совершенством же человека предполагается
совершенный гражданин, а совершенством
гражданина в свою очередь — совершенность
государства.
Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них — тирания, олигархия и демократия.
Каждая форма имеет, в
свою очередь, несколько видов, поскольку
возможны различные комбинации формообразующих
элементов.
Самую правильную форму государства Аристотель
называет политией. В политии правит большинство
в интересах общей пользы. Все остальные
формы представляют собой то или иное
отклонение от политии. С другой стороны,
сама полития, по Аристотелю, является
как бы смешением олигархии и демократии.
Этот элемент политии (объединение интересов
зажиточных и неимущих, богатства и свободы)
имеется в большей части государств, т.
е. вообще характерен для государства
как политического общения.
Из неправильных форм государства
тирания — наихудшая. Резко критикуя
крайнюю демократию, где верховная
власть принадлежит демосу, а не
закону, Аристотель с одобрением характеризует
умеренную цензовую демократию, основанную
на примирении богатых и бедных и господстве
закона. Отсюда — высокая оценка им реформ
Солона.
Полития как лучшая форма государства
соединяет в себе лучшие стороны олигархии
и демократии, но свободна от их недостатков
и крайностей.
Полития3— «средняя» форма государства,
и «средний» элемент в ней доминирует
во всем: в нравах — умеренность, в имуществе
— средний достаток, во властвовании —
средний слой. «Государство, состоящее
из «средних» людей, будет иметь и наилучший
государственный строй».
Основную причину возмущений и переворотов
в государстве Аристотель видит в отсутствии
подлежащего равенства. Перевороты оказываются
следствием нарушения относительного
характера равенства и искажения принципа
политической справедливости, требующего
в одних случаях руководствоваться количественным
равенством, в других — равенством по
достоинству. Так, демократия основывается
на том принципе, что относительное равенство
влечет за собой и абсолютное равенство,
а олигархия исходит из принципа, будто
относительное неравенство обусловливает
и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность
в исходных принципах государственных
форм и ведет в дальнейшем к междуусобицам
и мятежам.
В ходе обоснования своего
идеального проекта наилучшего государства.
Аристотель отмечает, что это — логическое
построение и здесь «нельзя искать той
же точности, какую мы вправе предъявлять
к наблюдениям над фактами, доступными
исследованию путем опыта».
Население лучшего государства должно
быть достаточным и легко обозримым. Территория
лучшего государства должна быть одинаково
хорошо ориентирована по отношению к морю
и материку.
Аристотель достаточно гибкий мыслитель, чтобы не определять однозначно принадлежность к государству именно тех, а не иных лиц. Он прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью.
Поэтому он критикует Платона, который в своей утопии уничтожает частную собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т.д. Таким образом, он отстаивает частную собственность, которая представлялась ему, да и действительно была в его время единственно возможной и прогрессивной, обеспечивая своим развитием преодоление последних пережитков общинного социального устройства, тем более что развитие частной собственности означало и преодоление полисной ограниченности, вставшее на повестку дня в связи с кризисом всего полисного устройства Эллады. Правда, при всем этом, Аристотель говорит и о необходимости «щедрости», требующей поддерживать неимущих, а «дружбу», т.е. солидарность свободных между собою, объявляет одной из высших политических добродетелей.
Эти ограничения частной собственности направлены на достижение той же цели, какую преследовал и платоновский отказ от частной собственности вообще, – сделать так, чтобы свободные не разделялись на враждующие лагеря.
То же и в собственно политической деятельности – сохранение установившегося строя зависит от того, насколько государство сможет обеспечить превосходство своих сторонников над теми, кто не желает сохранения существующего порядка.
Аристотель, в отличие от Демокрита и софистов, стоит за «природное» происхождение и устройство государства, в отличие от Платона, он выводит его из «природы человека», а не из божественного установления. С особой силой сказывается эта его установка в трактовке рабства.
Аристотель считает, что рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены повелевать, а другие – подчиняться и следовать указаниям первых. И здесь он использует мысль о противоположности души и тела. «Те люди, которые столь же отличаются от других людей, как душа от тела, а человек от животного ... по своей природе – рабы, для них... лучший удел быть в подчинении у деспотической власти»– такой, какой подчиняются тела и животные. Рабы4 – это прежде всего варвары, отличные от господ как телом, приспособленным к грубому физическому труду, так и «рабской» душою. Раб – «одушевленный инструмент», часть имущества господина, отличающаяся от другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело. Раб не имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено несправедливости; нельзя дружить с рабом, поскольку он раб, делает оговорку Аристотель, – но дружить с ним можно, поскольку он человек. Уже здесь мы видим явную непоследовательность. Великий мыслитель не мог не видеть слабости своей аргументации в пользу «рабства по природе».
Правда, и они для Аристотеля рабы, но ведь и ремесленники, свободные, но не самодостаточные и вынужденные добывать средства к жизни собственным трудом, являются по существу рабами... но не по природе. Более того, Стагирит открывает путь, ведущий за пределы ситуации, связывающей господина и раба: «Если бы челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, то мастерам не было бы никакой нужды в слугах, а господам в рабах». Ну а если предположить, что возможно такое положение, когда увеличившаяся производительность труда создаст условия для смягчения, а затем и уничтожения рабства? Аристотелю не приходит еще на ум такая возможность, впоследствии реализованная историей.
Нельзя не сказать, что социально-политическая концепция Аристотеля, при всем том, что она отражала адекватным образом существующие общественные отношения, была крайне ограниченной. Ее теоретические установки не допускают превращения ее в орудие социального прогноза. Если применительно к природе это незаметно (слишком медленны ее процессы, чтобы встала необходимость в прогнозе, скажем, экологического порядка), то распространение на быстро меняющееся общество учения о соотношении души и тела, формы и материи исключает прогностические возможности теории вообще.
Высоко оценивая благо
мира, Аристотель подчеркивал, что «самый
принцип войн можно считать противным
идее права». Этот тезис в дальнейшем
получил широкое
В своем правопонимании Аристотель разделяет
положение Сократа и
Платона о совпадении справедливого и
законного. Право олицетворяет собой политическую
справедливость и служит нормой политических
отношений между людьми. «Понятие справедливости,
— отмечает Аристотель, — связано с представлением
о государстве, так как право, служащее
критерием справедливости, является регулирующей
нормой политического общения».
В целом право как политическое
явление Аристотель называет
«политическим правом». Политическое
право5 делится им на естественное
и условное (волеустановленное). «Что касается
политического права, — пишет он, — то
оно частью естественное, частью условное.
Естественное право — то, которое везде
имеет одинаковое значение и не зависит
от признания или непризнания его. Условное
право то, которое первоначально могло
быть без существенного различия таким
или иным, но раз оно определено, (это безразличие
прекращается)».
Таким образом, в учении Аристотеля
и естественное, и условное
(волеустановленное) право, хотя и различаются
между собой, но оба относятся к сфере
политических явлений и носят политический
характер. У софистов, например, различие
между естественным правом (правом по
природе) и правом условным (полисными
законами, установленными по соглашению,
произволу и т. д.) означало различение,
а зачастую и прямое противопоставление
естественного (природного) и политического
(условного). Своеобразие позиции Аристотеля
обусловлено тем принципиальным обстоятельством,
что под «природой» он и в вопросе о праве
имеет в виду именно политическую природу
человека: ведь человек, согласно Аристотелю,
есть по своей природе существо политическое.