Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:14, контрольная работа
Среди выдающихся мыслителей кануна французской буржуазной революции 1789-1794 годов особое место занимает Жан-Жак Руссо. Просветитель и романтик, индивидуалист и коллективист, Руссо стал объектом многих исследований и различных интерпретаций. Являясь выдающимся представителем французского Просвещения XVIII века, он внушает уважение или вызывает восхищение по прямо противоположным причинам. Для некоторых он является теоретиком сентиментализма - нового и прогрессивного для того времени течения в литературе;
Введение
I. Ж.-Ж.Руссо о свободе и неравенстве
II. Теория общественного договора Ж.-Ж.Руссо
III. Ж.-Ж Руссо о законодательной и исполнительной власти
Заключение
Литератур
Политические взгляды Ж.-Ж. Руссо
Содержание:
Введение
I. Ж.-Ж.Руссо о свободе и неравенстве
II. Теория общественного договора Ж.-Ж.Руссо
III. Ж.-Ж Руссо о законодательной и исполнительной власти
Заключение
Литература
Введение
Среди выдающихся мыслителей
кануна французской буржуазной революции
1789-1794 годов особое место занимает
Жан-Жак Руссо. Просветитель и романтик,
индивидуалист и коллективист, Руссо
стал объектом многих исследований и
различных интерпретаций. Являясь
выдающимся представителем французского
Просвещения XVIII века, он внушает уважение
или вызывает восхищение по прямо
противоположным причинам. Для некоторых
он является теоретиком сентиментализма
- нового и прогрессивного для того
времени течения в литературе;
для других он - защитник полного
слияния индивида с общественной
жизнью, противник разрыва между
личными и коллективными
Французский философ, моралист и политический мыслитель, фигура богато одаренная и полная противоречий, Ж.-Ж.Руссо выражал стремление к обновлению общества, и, одновременно, консервативные настроения, желание и вместе с тем боязнь радикальной революции, ностальгию по примитивной жизни - и страх перед варварством. [с.326, 6]
Социально-экономические и демократические идеи Руссо получали восторженную оценку во многих странах, где развивалась борьба против средневековья, феодального порабощения, абсолютных монархий.
Литературная деятельность Руссо была весьма плодотворна. Он написал ряд сочинений по философии, социологии, педагогике, а также художественные произведения.
Наше внимание обращено к работам, в которых Руссо попытался изложить историю происхождения и развития неравенства, возникновения политических обществ и злоупотреблений, которым открывают они место, насколько все это может быть выведено из природы человека, при свете одного только разума и независимо от священных догм, дающих верховной власти санкцию божественного права.
В данной работе рассмотрены социальные и политико-правовые взгляды Ж..-Ж..Руссо, изложенные им в самых значительных его сочинениях -- «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире» (1782).
На основе изучения исследований
политологов, философов, социологов Дж.Реале,
Д.Антисери, Х.Н.Момджяна, П.С.Гуревича,
В.И.Столярова, М.А.Василика, М.С.Вершинина
и др. дан анализ правовых, политических,
философских концепций Ж.-Ж.
В первой главе раскрыты понятие эгалитаризма, внутренние дифференциации и отличительные черты идей Руссо в отношении к свободе, истории происхождения и развития неравенства, частной собственности.
Вторая глава посвящена
теории общественного договора Ж.-Ж.Руссо,
в которой французский
В третьей главе рассмотрено учение Руссо о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета.
В заключении приведены основные выводы о политической теории Ж.-Ж.Руссо.
I. Ж.-Ж.Руссо о свободе и неравенстве
В своих работах Ж.-Ж.Руссо
выдвигает понятие
В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей: «… неравенство едва заметно в естественном состоянии и его влияние там почти ничтожно,
… возникает оно и растет в связи с последовательным развитием человеческого ума». [с.235, 3]
С появлением частной собственности
и социального неравенства, противоречивших
естественному равенству, начинается
борьба между богатыми и бедными.
«Я замечаю двоякое неравенство
в человеческом роде: одно, которое
я назову естественным или физическим,
так как оно установлено
Говоря о свободе и
равенстве, Руссо в первую очередь
имеет в виду свободу от феодального
порабощения и уравнение
Неравенство, почти ничтожное
в естественном состоянии, усиливается
и растет в зависимости от развития
наших способностей и успехов
человеческого ума и
Вслед за уничтожением равенства последовали, по словам Руссо, «ужаснейшие смуты». Выход из такого положения, инспирированный доводами богатых и вместе с тем обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, и ради выгоды нескольких честолюбивцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».[с.425, 9]
Пришедшее на смену «естественному состоянию» гражданское общество явилось полным отрицанием предшествовавшего этапа исторического развития. В новом обществе исчезло первоначальное равенство людей, появились бедные и богатые, подвластные и господа. В гражданском обществе меньшинство получило возможность жить за счет тяжкого и унизительного труда покоренного народа. Неравенство частной собственности, дополненной политическим неравенством, привели, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.
Как совершился этот резкий
переход в истории
Предметом ожесточенных нападок Руссо стала господствующая феодальная форма собственности. Ограниченный условиями и понятиями времени, он не мог возвыситься до требования полной ликвидации всякой частной собственности -- этого обязательного условия последовательной свободы и равенства. Руссо удовлетворился лишь мелкобуржуазным принципом эгалитаризма, т. е. требованием наделить всех граждан более или менее одинаковой долей частной собственности. Это были утопические мечты, но нельзя забывать, что в свое время мечты эти носили прогрессивный характер, выражали протест против феодализма и в какой-то степени предвещали идею общественной собственности на орудия и средства производства, уничтожение на этой основе всех форм порабощения человека человеком. [с.132, 13]
II. Теория общественного договора Ж.-Ж.Руссо
«Человек рожден быть свободным,
а между тем везде он в оковах»,
- такими словами открывает трактат
Руссо «Об общественном договоре».
Освободить человека и вернуть ему
свободу - вот цель французского философа.
Новая модель общества основана на
голосе сознания общественного человека.
«Переход от естественного состояния
к общественному производит в
человеке весьма значительное изменение,
заменяя в его поведении
В противовес феодальному
обществу Руссо развивает свою концепцию
«создания политического
Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей воли, превращается в личность, и все свои силы превращает в нераздельную часть целого. Последствия общественного договора, по Руссо, таковы: «Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее Собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, общее Я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, образующее, следовательно, в результате объединения всех других некогда именовалось Гражданскою общиной, ныне же именуется республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами, как участвующие в верховной власти, и подданными, как подчиняющиеся законам Государства». [с.427, 9]
Условия перехода к государству Руссо трактует следующим образом: то, что отчуждается у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по общественному договору целого (народа, суверена, государства) в виде естественного равенства и свободы, возмещается ему (но уже как неразрывной части целого, члену народа - суверена, гражданину) в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит, говоря словами Руссо, как бы эквивалентный обмен естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни.
Благодаря общественному
договору все оказываются «равными
в результате соглашения и по праву».
Не отрицая самой частной
В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц.
Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Руссо резко критикует всевозможные частичные ассоциации, группы и объединения, которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Это искажает процесс формирования подлинной общей воли граждан, поскольку оказывается, что голосующих не столько, сколько людей, а лишь столько, сколько организаций.
Проводимое Руссо различие воли всех и общей воли по-своему отражает то обстоятельство, что в гражданском состоянии имеется различие между индивидом как частным лицом (со своими гражданскими интересами) и тем же самым индивидом в качестве гражданина - члена «публичной персоны», носителя общих интересов.
Данное различие, которое
в дальнейшем легло в основу концепции
прав человека и гражданина, сыграло
значительную роль в конституционно-правовом
закреплении результатов