Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:14, контрольная работа
Среди выдающихся мыслителей кануна французской буржуазной революции 1789-1794 годов особое место занимает Жан-Жак Руссо. Просветитель и романтик, индивидуалист и коллективист, Руссо стал объектом многих исследований и различных интерпретаций. Являясь выдающимся представителем французского Просвещения XVIII века, он внушает уважение или вызывает восхищение по прямо противоположным причинам. Для некоторых он является теоретиком сентиментализма - нового и прогрессивного для того времени течения в литературе;
Введение
I. Ж.-Ж.Руссо о свободе и неравенстве
II. Теория общественного договора Ж.-Ж.Руссо
III. Ж.-Ж Руссо о законодательной и исполнительной власти
Заключение
Литератур
Каковы же следствия этого
общественного переустройства? «Чем
больше отмирают и становятся недействительными
естественные силы, чем значительнее
и долговечнее силы приобретенные,
тем более совершенно и прочно
социальное устройство. Таким образом,
когда каждый гражданин является
ничем и ничего не может без
участия всех остальных. И когда
приобретенная сила во всем равна
или превосходит сумму
Руссо рассматривает радикальную социализацию человека. Его полную коллективизацию, направленную на предотвращение частных интересов. При общей воле, направленной на благополучие, человек может думать о себе, только думая обо всех остальных, посредством всех остальных добиваться благополучия для себя, но, не используя их как орудия, а ставя их благо как цель для себя; таким, же образом должны поступать остальные члены общества. Все должны подчиняться закону, священному для всех, поскольку он является результатом изъявления общей воли. «Что делает законы священными, независимыми от авторитета и предпочтительными перед простыми действиями воли? Прежде всего, тот факт, что они объявлены общей волей, а, следовательно, всегда справедливы по отношению к частным лицам; во-вторых, поскольку они долговременны и постоянны, это обстоятельство всем доказывает их мудрость и справедливость». [с.352, 6]
Теория общественного
договора в том варианте, который
развивал Руссо, не имела научно-
Указав на благородные
и целесообразные стимулы образования
государства, Руссо должен был констатировать,
что в своем развитии оно превратилось
в жесточайшее орудие знати и
богачей для порабощения
Из условий общественного договора Руссо выводил право народа на восстание и пытался обосновать и оправдать грядущую буржуазную революцию, так как предчувствовал и интуитивно понимал тот факт, что суровая историческая необходимость принудит народные массы вести борьбу не только против феодальных порядков, но и против угнетения вообще. Свое доверие к народному коллективу он выражает в идее гражданской дисциплины, допускающей, если нужно, суровые методы подавления индивидуализма. [с.153, 5]
В трактате «Об общественном
договоре» французский
Фетшер делает вывод: «Темой
«Общественного договора» является
не отмена, а, скорее, легитимизация
«цепей», или иными словами, поиск
политической структуры, которая очертила
бы законным образом и одновременно
сообразно с целями допустимые и
необходимые пределы полномочий
общества. Найденное в результате
поисков государственное
III. Жан-Жак Руссо о законодательной и исполнительной власти
Основываемая Руссо концепция
общественного договора выражает в
целом идеальные его
В своей идеализированной
конструкции народного
В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь вообще может и должна идти об одном-единственном суверенитете - суверенитете народа. При этом под «народом» как единственном суверенитете Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т.е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый слой общества (низы общества), как это стали трактовать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты). [с.347, 6]
Обязательства, связывающие людей с общественным организмом (государством), непреложны лишь потому, что они взаимны, предусматривают равенство их прав и обязанностей. Вместе с тем, суверен, согласно Руссо, не связан собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе такой закон, от которого он не мог бы себя освободить, это, по мысли Руссо, противоречило бы самой природе политического организма. Суверен «стоит выше и судьи, и Закона». Именно с таким пониманием роли суверена Руссо связывает представление о его праве помилования или освобождения виновного от наказания, предусмотренного законом и определенного судом. Власть суверена включает в себя его безусловное право на жизнь и смерь подданных.
С пониманием суверенитета как общей воли народа связаны и утверждения Руссо о том, что суверенитет неотчуждаем и неделим. Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и его деление между различными частями народа, по логике Руссо, означали бы отрицание суверенитета как общей воли всего народа. Законодательная власть как собственно суверенная, государственная власть может и должна, по Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Что же касается исполнительной власти, то она «напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера, которые вообще не относятся к области закона ни, следовательно, к компетенции суверена, все акты которого только и могут быть, что законами». [с.152, 5]
Исполнительная власть создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредующего организма для сношений между подданными и сувереном. Поясняя соотношение законодательной и исполнительной власти, Руссо отмечает, что всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща производят его: одна из них - моральная, другая - физическая. Первая - это воля, определяющая акт, вторая - сила, его исполняющая.
Исполнительная власть уполномочена
сувереном приводить в
В зависимости о того,
кому вручена исполнительная власть
(всем, некоторым, одному), Руссо различает
такие формы правления, как демократия,
аристократия, монархия. Эти различия
в учении Руссо играют подчиненную
роль, поскольку предполагается, что
во всех формах правления суверенитет
и законодательная власть принадлежит
всему народу. В общем виде Руссо
отмечает, что «демократическое правление
наиболее пригодно для малых государств,
аристократическое - для средних, а
монархическое - для больших». При
этом всякое правление посредством
законов Руссо считает
Для поддержания положений
общественного договора и контроля
над деятельностью
Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
Руссо различает четыре рода
законов: политические, гражданские, уголовные
и законы четвертого рода, «наиболее
важные из всех», - «нравы, обычаи и особенно
мнение общественное». При этом он подчеркивает,
что к его теме общественного
договора относятся только политические
законы. Применительно к этим политическим
(основным) законам Руссо отмечает,
что в них всеобщий характер воли
сочетается с всеобщностью предмета,
поэтому такой закон
Руссо говорит о необходимости учета в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т.д. Законы - необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов - дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме. Это «порождает нужду в Законодателе», под которым имеются в виду учредители государств, реформаторы в области политики, права и морали. Великого законодателя Руссо сравнивает с механиком изобретателем машины и создателем образца, а великого правителя - с рабочим, который лишь собирает и пускает в ход машину. Но такой великий законодатель, поясняет Руссо, это учредитель государства, а не магистратура или суверен. Деятельность такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его собственного выступления в качестве законодателя.
Законодательную власть Руссо
характеризует как «сердце
Заключение
Диалектическая мысль Ж.-Ж.Руссо проявилась главным образом в его социально-политических размышлениях, в сфере социальной философии.
В силу многих причин Руссо не поднялся до материалистической философии, не освободился от деистических взглядов. Но его суждения по многим социально-политическим проблемам носили вполне радикальный, революционный характер, глубоко и полно отражали интересы и чаяния социальных низов, французского демоса, явившегося опорой якобинской революции.
Согласно Руссо, человек
в естественном состоянии находился
в гармонии с природой, но рост населения
и географические причины приводят
к развитию способностей людей, которое,
в свою очередь, стимулирует новые
потребности, и возникновению в
человеческом сообществе сотрудничества
и соперничества. Естественное неравенство
порождает неравенство в
Стержнем политической теории Руссо является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Мыслитель подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая -- интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Общая воля, в свою очередь, выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. В отличие от большинства мыслителей Руссо считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым.
Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы. Правительство -- лишь временный агент суверенного народа, Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Причем исполнительную и судебную власть, передав правительству, все же полностью подчиняет народу -- суверену. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях. Руссо выдвинул требование единства прав и обязанностей гражданина, полагая, что гражданином может считаться только тот, кто преодолел «своемыслие». Трактуя свободу как подчинение закону, он высказывал идею о возможности принуждения к свободе.
Политический идеал Руссо
-- небольшие по размеру государства
- республики, где возможно прямое, непосредственное
волеизъявление народа и контроль за
деятельностью его
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Французской буржуазной революции. Идеи Руссо являются основанием идеологических построений радикализма.
Ж.-Ж.Руссо попытался