Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 22:51, контрольная работа
Проблема политической системы и политического процесса сама по себе не является привычной для нашей страны. Если в западных странах институты непосредственной и представительной демократии, участия народа осуществлении власти через политический процесс развивались давно, органично и постепенно; то в России реальный политический процесс конституируется лишь последние 10 лет. Новые общественные отношения требуют тщательного правового регулирования, прежде всего, конституционно-правового.
Введение 3
1. Политические взгляды декабристов(начало 19 в.). 4
2. Организационная структура государства(государственный
механизм). 8
3. Структура правящей политической элиты. 8
4. Понятие и структура политического процесса. 9
Заключение 11
Литература 12
Пестель следовал многим прогрессивным принципам правотворчества. Конституцию он предлагал принимать путем референдума, законы обычного типа - исключительно через представительные органы, исполнительную деятельность ограничить строгими рамками общих законов и урегулировать Государственным наказом, не стесняя, однако, исполнительную власть чрезмерной опекой.
Гражданско-правовые идеи Пестеля наиболее полно отражают в конечном счете буржуазный характер его устремлений. В первой редакции главы V "Русской Правды" и в "Гражданском судебнике" он подчеркивает незыблемость частной собственности как священного и неприкосновенного права. Пестель допускает в ряде случаев применение конфискации имущества в пользу государства или его принудительное отчуждение с обязательным соответствующим вознаграждением. Ко времени написания второй редакции в Южном обществе было одобрено решение об освобождении крестьян и наделении их землей без всякого выкупа, о принудительном отчуждении половины помещичьих земель с выплатой государственной компенсации далеко не в полном объеме и не всем, а лишь менее крупным помещикам. Следовательно, в окончательную редакцию главы V должны были быть. внесены коррективы о возможности принудительного отчуждения частной собственности без вознаграждения.
Политико - правовые взгляды Муравьева Н.М.
Именно Н.М. Муравьев составил программу Северного общества, которая вошла в историю под названием "Конституция Никиты Муравьева", - второй по значению, после "Русской Правды" Пестеля, документ декабризма. В "Конституции" Муравьева ставились те же вопросы, что и в "Русской Правде", но решались они менее радикально.
По его проекту Россия объявлялась федеративным государством, состоящим их 14 держав и двух областей. Державы делились на уезды, а те в свою очередь -- на волости. Столицей федерации предлагалось сделать Нижний Новгород, переименованный в Славянск. "Конституция" делила власть на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным учреждением провозглашалось двухпалатное Народное вече, состоявшее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты народных представителей (нижней палаты). В Верховную думу предлагалось избирать 42 депутата, в Палату народных представителей - 450. Депутаты в обе палаты избирались на шесть лет (каждые два года депутаты переизбирались).
Абсолютную монархию Муравьев считал противоестественной, ибо всякое повиновение держится на страхе. И хотя каждый народ образует государство по договору, но он оставляет за собой суверенитет и не утрачивает естественных прав.
Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека.
Наилучшей формой правления для России он считал конституционную монархию, при которой император наделялся статусом "верховного чиновника правительства" и был подотчетен высшему правительственному органу государства - народному вече.
Все жители государства по Конституции Муравьева имеют равные права.
Русский народ - свободный и независимый - не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя.
Одновременно с личной независимостью "крестьяне получают в свою собственность дворы, скот и орудия и по две десятины земли. Если же покажут себя умелыми, то будут иметь право "приобретать землю в потомственное владение". Таким образом, никаких выкупов для освобождения крестьян Муравьев не предлагал.
В последующем чины и классы уничтожаются, учреждается единая система налогов, провозглашаются равные для всех права и свободы: слова, совести, передвижения и занятия, право обращаться с жалобами в Народное вече.
Законодательным органом в державе объявлялось Державное вече, также состоящее из двух палат - Державной думы и Палаты выборных. Державное вече избиралось на четыре года (четвертая часть вече ежегодно переизбиралась).
Высшая исполнительная власть по "Конституции" принадлежала императору (он характеризовался как "верховный чиновник Российского правительства"). Император одновременно являлся верховным главнокомандующим, мог вести международные переговоры с другими странами, назначать с согласия Верховной думы послов и консулов, судей и министров. Император мог отсрочить введение закона, вернуть его для повторного рассмотрения в Народное вече. При вступлении на престол император должен был приносить присягу Народному вече.
Императору как высшему чиновнику назначалось жалованье в размере 8-10 млн руб. серебром в год, за счет чего он мог содержать двор, прислугу. Придворные на период службы лишались гражданских прав. Самому императору запрещалось покидать пределы России: выезд его из страны автоматически прекращал право пребывания на престоле. Все назначавшиеся императором чиновники могли отстраняться Народным вече. Удельные земли императора переходили удельным крестьянам, а "кабинетные" (личные) земли находились в собственности царя. Н. Муравьев допускал провозглашение республики, если император откажется принять Конституцию. По проекту Муравьева в России учреждалась выборность и сменяемость судей всех уровней, вводился институт присяжных заседателей, адвокатов и прокуроров, гласность судопроизводства.
"Конституция" определяла равенство граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий, ликвидацию крепостного права, неприкосновенность имущества и личности, отмену "Табеля о рангах". "Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным".
По сравнению с "Русской правдой" Пестеля "Конституция" Н. Муравьева носила более умеренный характер. Вводился имущественный ценз для избирателей (размер его доходил до 500 - 1 тыс. руб.). 500 голосов крестьян приравнивались к одному голосу владельца собственности. Земля оставалась в собственности помещиков. Муравьев провозглашал только личное освобождение крестьян при выплате компенсации помещикам "за прерывание доходов". Во втором варианте "Конституции" ее автор допускал предоставление крестьянам до 2-х десятин земли на двор.
Путь преобразования Муравьев видел в военно-революционном перевороте, устанавливающим немедленно все политические и гражданские права.
механизм).
Исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органов государственной власти по функциональному принципу делится на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы законодательной власти - Федеральное Собрание РФ в составе двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации: Государственный Совет Татарстана, Народный Хурал Бурятии, Государственное Собрание (Курултай) Башкортостана и т.д.; законодательные представительные органы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и т.д.). Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.
Органы исполнительной власти - это Правительство РФ, Правительства республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.
Органы исполнительной власти подразделяются на:
- органы общей компетенции (
- органы специальной
Для осуществления текущей и перспективной работы Правительства создаются координационные и консультативные органы - комиссии и советы при Правительстве.
К числу федеральных органов исполнительной власти относятся федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента РФ, и указом же Президента в эту структуру могут вноситься необходимые изменения по предложению председателя Правительства.
Политическая элита – это вершина властной пирамиды. В ее состав входят руководители государства, правящих политических партий, члены парламента и др. Ведущая роль политической элиты обусловлена тем, что ее решения распространяются на всех граждан, могут принимать форму законов, обязательных для исполнения на территории государства. Кроме того, политическая элита обладает правом монопольного использования институтов насилия (армия, полиция) в целях реализации своих распорядительных актов и законов.Итак, политическая элита – это лишь часть правящей элиты, осуществляющая политическое руководство обществом.
Политическая элита в свою очередь также состоит из структурных компонентов. В зависимости от степени влияния на процесс принятия важнейших политических решений в структуре политической элиты индийский политолог Шаран выделяет три группы: высшую, среднюю и административную.
Высшая элита непосредственно участвует в принятии важнейших политических решений. Это небольшое количество лиц (примерно 100-200 человек), которые занимают стратегические посты в правительстве, парламенте, во влиятельных политических партиях и т.д. Они составляют ядро высшей элиты. В высшую элиту также включают представителей властной структуры, которые оказывают заметное влияние на политические процессы на региональном уровне. В демократиях западного типа на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты.
К средней элите относят около пяти процентов взрослого населения, одновременно обладающих тремя признаками: высоким уровнем образования, профессионального статуса и дохода.
К административной элите относят верхний слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления.
Термин «политический процесс» часто используется не только исследователями, употребляется оно и в СМИ, и в обыденной речи. В России под политическим процессом часто понимают череду событий политической жизни, связанную с применением властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п.
Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.
Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формой существования политического процесса являются политические изменения.
Политическое изменение — процесс появления новых характерных черт (новой характерной черты) в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой.
Многообразие источников и форм политических изменений выражается в определенных способах существования политических явлений, а именно: функционировании, развитии и упадке.
Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими субъектами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления[3]. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между субъектами, а также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Субъекты, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, обычно носят название параметры политического процесса.
Можно выделить две группы факторов политического процесса: внутренние и внешние. К внешним относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но внешние для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, внешние политические события и т.п. К внутренним можно отнести такие параметры, как характеристика субъектов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика политического процесса.
Важным параметром политического процесса является его разделение на этапы. Разнохарактерность и разномерность процессов приводит к тому, что выделить какие-либо этапы, общие для всех типов процессов, достаточно сложно. Различными будут этапы функционирования политической системы, электорального процесса или процесса создания и функционирования политической партии. Поэтому выделение конкретных этапов целесообразно, применительно к определенным типам политических процессов.