Политические идеи древнего мира и средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427–397 гг. до н. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы».

Содержание

Политические идеи древнего мира и средневековья. 2
Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных
революций. 5

Марксистская концепция политики. 10
Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков. 12
Современные политические учения Запада. 22
Список использованной литературы. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 79.82 Кб (Скачать файл)

Привлекательной стороной учения Бакунина была критика государства. Любая власть, по его мнению, создавая централизацию – бюрократию и репрессивные органы – становится над обществом. Поэтому Бакунин отрицает любое государство, даже демократическое, народное, которое, по сути, остаётся антиобщественным. На место государства Бакунин предлагает общинное самоуправление, задачей которого было передать землю народу.

В народничестве имелось ещё одно направление, которое принято характеризовать как заговорщическое. Его лидер П.Н. Ткачёв вошёл в историю политического движения русским бланкистом, целью которого стала подготовка заговора и захвата власти. Ткачёв обращался к русским революционерам «не опоздать» с мятежом, как развитие капитализма, по его мнению, могло воспрепятствовать реализации идеи и укрепить силы реакции, Захват власти в стране Ткачёв считал сравнительно простым делом: самодержавие, по его представлению, не имеет корней в обществе, его можно свалить хорошо организованным действием. Основой преобразований Ткачёв также считал крестьянскую общину, трансформированную в коммуну на основе общественной собственности и коллективного труда. После захвата власти, Ткачёв предлагал экспроприацию и передачу в пользование всего общества орудий производства, замену конкуренции принципом «братской любви и солидарности», введение всеобщего общественного воспитания, уничтожения семьи, основанной на подчинении женщины, развитие общинного самоуправления при ослаблении центральной власти.

Кроме революционной мысли в России конца XIX в. развивались либеральные и консервативные политические направления. Среди               них – Нео-славянофильство, получившее с 60-х годов название почвенничества, общественно-политические воззрения В.С. Соловьёва, оказавшие сильное воздействие на последующих мыслителей начала XX века, гуманистическое учение Л.Н. Толстого, идеология православной мысли (Юркевич, Новицкий и др.).

Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-политическое содержание идей В.С. Соловьёва (1853–1900). Не вдаваясь в глубины философских взглядов мыслителя, остановимся на его политических воззрениях, высказанных в трудах «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Теократическая философия». На протяжении многих лет Соловьёв вступал в конфликты с самодержавием, православной церковью, он осуждал стремление господствующих классов к обогащению, видя в этом причины многих социальных зол. Соловьёв критиковал пороки буржуазных стран Западной Европы, где существует «эксплуатация труда капиталом, производящая пролетариат со всеми его бедствиями…».

Однако политический либерализм Соловьёва ограничивался, его социальными теориями, основное место среди которых принадлежит идее «богочеловечества». Люди, считал учёный, враждебны друг другу по своей природе. В основе этой вражды лежит борьба за существование, за поддержание уровня материальной жизни и она не исчезнет, пока человечество не выйдет из естественного состояния и связанных с ним внешних вещественных интересов. Соловьёв утверждал, что нравственность не зависит от материального человеческого начала, от экономических отношений, как не зависит от национального начала, выражающегося в юридических и государственных отношениях. В основе нормального общества, писал Соловьёв, лежит духовный союз, наиболее полно воплощённый в церкви. Все остальные виды общественных отношений служат материальной средой для осуществления божественного начала, представляемого церковью.

Соловьёв не идеализировал господствующую в России православную церковь. Он считал необходимым осуществить её реформирование, которое понимал как создание «вселенской церкви» на основе объединения православия и католицизма. Прообразом «Вселенской церкви» Соловьёву служил Ватикан. Объединение восточной и западной церквей должно привести к созданию всемирной монархии на основе российского самодержавия. Таков был, по Соловьёву, путь образования «богочеловеческого союза» или «свободной теократии, способной обеспечить подлинный христианский мир, истинную свободу и всеобщую справедливость.»

Социально-философские и политические взгляды Соловьёва породили значительное число последователей и подражаний. Под влиянием Соловьёва находились С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А Флоренский и другие мыслители. Влияние Соловьёва испытывали «веховцы», многие другие социально-политические течения начала XX века в России и на Западе.

Политические идеи в России в конце XIX в., продолжая ранее сложившиеся традиции, развивались многопланово, в разных теоретических направлениях, создав теоретическую почву для эволюции             общественно-политических взглядов начала XX в.

Политическая мысль начала XX в. в значительной мере испытала влияние идеи примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции и народа на благо России. Многие видные представители русской интеллигенции справедливо предостерегали об опасности нигилистического отношения к христианским                      духовно-нравственным идеалам. Правда, долгое время эта идея трактовалась достаточно примитивно – в духе рабского примирения с самодержавным строем, отказа от революционной борьбы. На самом деле идея смирения означала усмирение своих чувств во имя обретения подлинной внутренней свободы духа, собственного Я и свободы для других, работы над собой и для своего народа. Ещё Достоевский пророчески указывал на трагическую опасность для русского народа разведения идей революционного социализма с духовно-нравственными, христианскими нравственно-этическими идеалами. Эти проблемы получили глубокое отражение в философском и общественно-политическом творчестве видных мыслителей Н. Бердяева,      С. Булгакова, В. Розанова, С. Франка, П. Флоренского и др.  

Идеи ненасилия, всеобщего братства (родства) на основе слияния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Н.Ф. Фёдорова (1828–1903). Условием преобразования общественных отношений мыслитель считал единство знания и действия, теории и практики. Социальное устройство Фёдоров определял как «общее дело», как некое идеальное человеческое объединение, большую семью, тесно связанную узами общих предков и единой судьбой. Фёдоров детально разработал и регламентировал внутреннюю жизнь общины от рождения и крещения на «общее дело», воспитания, производимого всей общиной, до брака и погребения. Столь детально описание внутриобщинной жизни необходимо было для поддержания настроя всего человеческого существа на решение задач «общего дела».

Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве Н.А. Бердяева (1874–1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека – творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необходимости. Бердяев видел в марксизме гуманистическое начало, ставившее целью освобождение человечества. Но в итоге реализации идеи коммунизма социальный коллектив, в котором человек должен был получить свободу от насилия и эксплуатации, стал поработителем человеческой личности.                                 

Бердяев призывал «убить зверя политики» перейти к неполитическим формам человеческих отношений. «Неправедно политику признавать центром жизни, ничем не одухотворять плоть человеческую, ей подчинять все богатства бытия, – писал учёный. – Неправеден путь борьбы политических партий, оторванных от центра жизни, от смысла её... Довести политику, как таковую, до крайнего минимума, до окончания политики, до растворения её в культуре и в религии – вот что должно быть нашим регулятором, вот хотенье наше, вот истинное освобождение. Политическое освобождение от политики. Нельзя убить зверя политики, зло старой государственной одной «отвлечённой» политики, новой государственностью. Нужной государственности, насилию власти, отвлечённой политике противопоставить иное начало, внегосударственное, иную, ненасильственную общественность, не новое политическое насилие, а свободу иных путей». Бердяев не видел в революционном движении возможности для перехода к высшей духовности, а лишь отражение существующего зла.

Бердяев в качестве основополагающей социально-политической идеи своего творчества избирает оценку марксистского социализма как особой религии (лже-религии). Марксистский социализм, по его мнению, содержит в себе все основные элементы религиозной веры и религиозного энтузиазма: в ней существуют свои святыни («народ», «пролетариат»), своё учение о грехопадении (возникновение частной собственности), культ жертвенности («во имя счастья будущих поколений»), мысль – мечта об установлении «земного рая» (коммунизма). Однако Бердяев отмечает духовную бедность социализма как религии. Все богатство человеческой жизни она сводит к материальному довольству, где нет места счастью и свободе творческого духа.

Многие социально-политические пророчества Бердяева стали воплощением советской действительности, частью бытия русского народа, историю и традиции которого философ изучал пристально и глубоко. Бердяев с возмущением писал о существовавшей в СССР в 30-е годы политической системе, царившей в стране обстановке крайней бесчеловечности. Главную слабость коммунизма Бердяев видел в невозможности преодолеть ненависть, а охваченный ненавистью человек не может быть обращён к будущему. Русская интеллигенция начала XX в.        (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве и др.) достаточно убедительно раскрыла теоретические просчёты Маркса, особенно относительно теории классовой борьбы.

Видным представителем русской либеральной мысли начала XX века был известный историк и общественный деятель П.Н. Милюков (1859–1943) один из лидеров кадетской партии и родоначальник российского белого движения (им была написана Декларация Добровольческой армии). Для Милюкова характерно стремление объективно оценить происшедшие события российской истории: Октябрь 1917 г. породил, по его мнению, четыре «роковые политические ошибки» – попытка решить аграрный вопрос в интересах поместного класса; возвращение старого состава и старых злоупотреблений военно-чиновной бюрократии; узко-националистические тенденции в решении национальных вопросов; преобладание военных и частных интересов.

Перебравшись за границу в 1920 г. Милюков уточнил свои оценки политических процессов в России: он стремится преодолеть остатки идеологии белого движения, вёл пропаганду против новых попыток интервенции в Советскую Россию. «Отойдя на известное расстояние от событий, – отмечал Милюков, – мы только теперь начинаем разбирать ..., что в этом поведении масс, инертных, невежественных, забитых, сказалась коллективная народная мудрость. Пусть Россия разорена, отброшена из двадцатого столетия в семнадцатое, пусть разрушена промышленность, торговля, городская жизнь, высшая и средняя культура. Когда мы будем проводить актив и пассив громадного переворота, через который мы проходим, мы вероятно, увидим то же, что показало изучение Великой Французской революции. Разрушились целые классы, оборвалась традиция культурного слоя, но народ перешёл в новую жизнь, обогащённый запасом нового опыта ...»

Подобная эволюция социально-политических взглядов – явление, характерное для многих представителей русского зарубежья, захватившего события послевоенной и военной Европы.

Разнообразными политическими течениями была представлена социально-политическая мысль на левом фланге российской демократии: здесь возникали нео-народнические партии и течения (эсеры), продолжались и эволюционизировали традиции российского анархизма в различных идейно-политических проявлениях, пробивала свой политический путь социалистическая идея в формах большевизма и меньшевизма.

Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшие за ним трагические события русской истории привели к тому, что русская политическая мысль начинает развиваться в двух основных сферах – в российской действительности большевизации духовности после захвата политической власти, и в условиях зарубежья, где была возможность сохранения в обстановке освобождения истоков русской науки, её духовно-нравственных основ. Общественные деятели русского зарубежья ставили в своих трудах темы большого социального и духовного звучания – о роли православия в развитии русской духовной культуры, национального самосознания русского народа, о национальной специфике русского на разных этапах революции русского народа и др.,  т. е. обращались к таким проблемам русской интеллектуальной истории, изучение которых в Советской России  после октября 1917 г. сделалось невозможным. Общественно-политическая мысль представителей русского зарубежья после октябрьского периода начинает вливаться в единый поток духовного становления русского народа, его адаптации в новых условиях тоталитарного режима.

 

Современные политические учения Запада.

 

В XIX и XX столетиях наряду с марксистской получили широкое развитие и другие концепции политологии, обогатили её новыми положениями и выводами. Во второй половине XIX столетия известность приобрела теория завоевания Людвига Гумпловича (1838–1909) представителя социального дарвинизма. Согласно его теории, изложенной в работах «Социология и политика», «Основы социологии», «Борьба рас», общественная жизнь изначально представляет беспощадную и непрекращающуюся борьбу между группами людей. В начале истории вражда разделённых расово-этническими признаками орд привела к порабощению одних из них другими и к возникновению государства, при котором на смену борьбе между ордами приходит борьба между сословиями, классами и партиями. Конфликт между государствами – неизбежный спутник человеческого существования.

Видное место среди представителей позитивистского направления занимает Герберт Спенсер (1820–1903), который в своей работе «Основания социологии» разработал теорию социальной обусловленности власти. Он считает, что в процессе своего развития общество эволюционирует от войны к миру, от военного к промышленному (индустриальному) состоянию. Спенсер предполагал, что в будущем может возникнуть федерация высших наций, которая в качестве верховной власти запретит войны между народами. Он также полагал, что в основе общественных отношений лежит не взаимная ненависть людей, а их сотрудничество (кооперация). Эволюция общества способствует подавлению агрессивных инстинктов людей и возникновению нового типа человека, который сможет гармонично сочетать удовлетворение своих личных и общественных потребностей.

Широкое распространение в начале XX столетия получила теория элит, создателями которой были два итальянских учёных: Вильфредо Парето (1848–1923) и Гаэтано Моска (1858–1941). Г. Моска в работе «Элементы, политической науки» утверждает, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Каждая элита правит путём распространения той идеологии, которая отвечает задачам её власти.

Г. Моска указывает на две тенденции в истории государств: аристократическую и демократическую. В первом случае власть находится у замкнутых элит, во втором – у элит, исходящих из масс. Выборы – это способ обновления элит. В. Парето в работе «Трактат об общей социологии» рассматривает элиту как группу прирождённых руководителей нации, как людей, наделённых выделяющимися на общем фоне качествами. Он считал, что во всякую эпоху существуют две такого рода группы – элита и контрэлита, которые ведут между собой борьбу за власть с помощью мобилизации масс. Доминирующим качеством правящей элиты служит способность управлять людьми, подчёркивает В. Парето. Индивиды, наделённые такой способностью, манипулируют массами с помощью обмана или насилия. Если элита не обновляется, то она деградирует, что ведёт к революции, в ходе которой происходит смена состава правящей группы.       В. Парето отмечал, что история – это «кладбище аристократии».

Информация о работе Политические идеи древнего мира и средневековья