Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:33, контрольная работа
Можно выделить следующие периоды развития Древней Греции: крито-микенский (XIII – XII вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII –VI вв. до н. э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (конец IV – I вв. до н. э.). Основой хозяйственной жизни в крито-микенский период было дворцовое хозяйство. Дворцы возникали на рубеже III – II тыс. до н. э., одновременно в разных районах острова Крит.
Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.
Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало.
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики.
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа - область гражданского - правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).
Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.
Государство,
по Аристотелю, - продукт естественного
развития. В этом отношении оно
подобно таким естественно
Период эллинизма
Кризис
древнегреческой
Политико-правовая мысль этого периода нашла своё выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
По
своим философским воззрениям Эпикур
был продолжателем
Этика
- связующее звено между его
физическими и политико-
Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого, государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.
Основателем стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании”. Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого ”естественного закона”, который имеет в то же время божественный характер и смысл.
В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.
Отталкиваясь от универсального характера естественного закона стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.
Учение
стоиков оказало сильное
Историю
возникновения
Обычаи
и законы характеризуются Полибием
в качестве двух основных начал, присущих
каждому государству. Он подчёркивал
взаимосвязь и соответствие между
добрыми обычаями и законами, хорошими
нравами людей и правильным устройством
их государственной жизни.
Заключение
Мы
видим, что уже в Древней Греции
были созданы социально-политические
теории, которые во многом предопределили
дальнейшее развитие социально-политической
мысли. Древнегреческие мыслители
были первооткрывателями в многочисленных
областях человеческого познания. Поэтому
можно говорить не только о вкладе
древних греков в историю философской,
политической и правовой мысли, но и
о создании ими фундамента и формулировании
отправных идей и концепций в разнообразных
сферах теории и практики.
Список литературы
1.
Бурханов Р.А. Политические
2.
Нерсесянц В.С. Политические
3.
История политических и
Информация о работе Политические и правовые учения в Древней Греции