Политические конфликты на этнической основе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Конфликты современности и их понятие
Каждый человек на протяжении своей жизни многократно сталкивается с разного рода конфликтами. Вы хотите чего-то достичь, но цель оказывается труднодостижимой. Вы переживаете неудачу и готовы обвинить окружающих в том, что не могли достичь желаемой цели. А окружающие полагают, что Вы сами виноваты в собственной неудаче: либо цель была Вами неверно определена, либо средства для ее достижения были выбраны не те, либо Вы неправильно оценили ситуацию и обстоятельства Вам помешали. Так возникает взаимное непонимание, которое постепенно может перерасти в недовольство, породить ощущение дискомфорта, обстановку неудовлетворенности и социально- психологического напряжения, конфликта. Нечто подобное происходит и в сфере политических отношений между различными партиями, выражающими интересы определенных социальных групп, между отдельными социальными и этносоциальными общностями и государственной властью. Национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека несравненно более важную роль, чем это было 15-20 лет назад. Вместе с тем, как показывают социологические исследования, формирование национального сознания и самосознания происходит у современного человека зачастую на основе неадекватных источников: случайных источников, рассказов родителей и друзей, в последнее время – из средств массовой информации, которые в свою очередь некомпетентно трактуют национальные проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Природа, сущность, причины этнических конфликтов……………………………. 8
Глава 2. Выделение болевых точек и прогнозирование конфликтов……………………… 13
Глава 3. Пути предотвращения и разрешения конфликтов………………………………… 17
Заключение……………………………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………………………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговая контрольная Этнополит конфликты.docx

— 54.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава 1. Природа, сущность, причины этнических конфликтов

 

Этнос характеризуется существованием жестких культурных и социальных механизмов интеграции, которые обусловливают  стремление личности видеть оправдание своего существования, основную ценность в своем растворении в сообществе. В основе отношений древних сообществ  лежит представление о том, что  все общности вне «мы» – нечто  чуждое, несущее в себе абсолютную, реальную и потенциальную враждебность людям, т.е. членам данного этноса. На первых ступенях развития человечества определяющим отношением между этносами был геноцид, т.е. потенциальная и  реальная угроза взаимного истребления.

События последних лет продемонстрировали, что этнические конфликты в различных  частях мира выходят за рамки внутригосударственных  и даже региональных. Это имеет  особое значение в связи с тем, что регионы этнической нестабильности ассоциируются все чаще и в  периодической, и в научной литературе с  потенциальными субъектами международного терроризма.

Этнополитический конфликт – форма  межгруппового конфликта, в котором  группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Под этнополитическим понимается конфликт с определенным уровнем организационного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской  войны, в которых противостояние происходит по различиям в этнической общности.

Сравнительное изучение этнических конфликтов свидетельствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили:

1) этничность - одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты - древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;

2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным. Этническая самоидентификация, таким образом, тип социальной идентификации, что существенно повышает насыщенность этнических конфликтов. Обычно люди, отдаваясь во власть этнических чувств, в конфликтных ситуациях действуют вопреки здравому смыслу и не только не улучшают, но зачастую ухудшают своими действиями положение;

3) этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер (владение территорией, землей, ее недрами);

4) этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений - классовые, экономические, правовые, экологические.

Этнические конфликты также  обладают способностью «освоить» предметы и объекты других типов конфликтов. В эмпирическом исследовании почти невозможно обнаружить этнический конфликт в чистом виде. Часто конфликт, на ранних этапах которого обладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический и наоборот. Иногда такие трансформации являются следствием целенаправленного управления конфликтом.

В этнополитологии обычно различают  и неранговые системы межэтнических  отношений, хотя встречается и множество  пограничных ситуаций. В неранговых, но все же строго подраздельных системах этнополитические конфликты могут  возникать между группами, обладающими  относительно равными долями богатства  и власти, когда одна или несколько  групп боятся или чувствуют, что  их положение по сравнению с другой этнической группой имеет тенденцию  к ухудшению. Подобный конфликт может  происходить в локализованной и узкой форме без вовлечения центра политической власти. Однако большинство этнополитических конфликтов связано с ранговой или стратифицированной системой межэтнических отношений, в которой не только различные этнические группы занимают место в соответствии со шкалой власти, престижа и богатства и обычно поставлены относительно друг друга, но, что еще важнее, в которой центр политической власти и государственный аппарат более или менее контролируются господствующей, или составляющей большинство, этнической общностью, а подчиненная общность или общности остаются в менее приемлемом положении.

Считается, что именно этнический конфликт предстает наиболее фундаментальным  явлением в истории человечества, а остальные играют второстепенную роль. Причина в особой значимости этнической идентификации в жизни  человека и общества.

Таким образом, этнические конфликты  красной нитью проходят через  различные исторические эпохи, в  том числе доклассовые, проникают  во все другие типы конфликтов, захватывают  конфликтные ситуации. И наконец, почти все известные в истории войны имели в большей или меньшей степени этническую основу1.

Этнические конфликты возникли еще на заре человеческой истории  и происходили за обладание средой обитания. Случалось, что в одних  этнических конфликтах погибали и исчезали целые народы; в других слабые подвергались мощной ассимиляции. На протяжении всей человеческой истории происходило  постоянное перемещение этносов по территории Земли. Эту мысль можно выразить даже так: мировая история - это проект глобальных этносдвигов на поверхности планеты.

Захват иноплеменников с целью  превращения их в рабство, а затем  и для продажи как товар, было известно давно. Этим промыслом занимались еще во втором тысячелетии до н.э. финикийские пираты. С целью захвата чужеплеменников и продажи их в рабство совершались набеги на Северный Кавказ, в южные районы России с территории Крымского Ханства, затем само Крымское Ханство стало объектом подобных набегов с Кавказа. Работорговля была процветающим промыслом и в Казанском Ханстве. Не исключением в разные периоды были Америка, Англия, Япония, Китай, а также другие государства старого и нового света.

Все общественные конфликты, в том  числе и этнические, возникают  и развиваются в общем социальном пространстве, решая социально значимые задачи. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо проанализировать их структуру, выявить социальную логику их возникновения  и развития. Например, Пьер Бурдье формирование и развитие конфликтов между классами и группами связывает с неравным распределением капитала - экономического, социального, культурного, престижного.

Политические, экономические, духовные и прочие конфликты есть столкновение социальных сил на соответствующих полях за удовлетворение, решение социальных проблем через собственность. Любые процессы на социальных полях получают не только социальное отражение, но и основополагающую социальную базу2.

Этносоциальные конфликты, по существу предстают конфликтами между интересами. Чтобы разобраться в природе конфликтов, важно уяснить природу интересов и способы их осознания субъектами конфликтов. По Дорендорфу именно скрытые интересы, соединенные с требованиями, вытекающими из ролевых позиций и имеющие в качестве своей основы; материально значимые средства жизнедеятельности (территория, природные богатства, энергетические и природные ресурсы, сферы политического влияния или доминирования) делают конфликт, в том числе и этноконфликт, устойчивым противоборством. Процесс генезиса и созревания конфликта - это процесс кристаллизации латентных, скрытых интересов.

Россия превратилась в огромную лабораторию для изучения этносоциальной природы конфликтов. Утверждающиеся в России рынок и новый уклад жизни, связанный с многообразием собственности, породили и родственную им социальную структуру. В недрах этой структуры формируются и постоянно выходят на поверхность конфликты политического, экономического, социального и этнического свойства. Наиболее глубокие корни конфликтной ситуации прослеживаются прежде всего через отношения растущего неравенства крупных социальных групп - средоточия полярных интересов. Интенсивное образование нового класса собственников и предпринимателей, создавших свои практические организации на базе бывшей номенклатуры, новых общественных элит способствуют возникновению глубочайшего социального противоречия между ними и народом, отчужденной приватизацией от собственности, а в ходе политической борьбы - от самой власти.

В центре конфликтов в России сегодня  стоит вопрос об обуздании всевластия «иррационально-традиционалистских кругов» и связанных с ними криминальных сил.

Итак, подведем итог. Главный конфликт сегодня – противоборство основных социально-политических сил, олицетворяющих два противоположных типа рыночных отношений, соответствующие им формы демократии, ценности и нормы, образцы поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Выделение болевых точек и прогнозирование конфликтов

 

Сохраняющиеся тенденции усиления регионального сепаратизма расширения межэтнических конфликтов, стремление национальных элит к переделу территорий, к большему суверенитету, борьба за власть представляют собой угрозу для  территориальной целостности страны и российской государственности  вообще. Непосредственными источниками  реальных угроз в сфере межнациональных  отношений являются: попытки формирования на территории Российской Федерации  анклавов по этническому принципу: углубление социально-экономического неравенства различных народов, этнических групп; рост этнических перемещений, миграция беженцев вынужденных переселенцев; массовые нарушения гражданских  прав и свобод в отдельных регионах . Регионы острых кризисных ситуаций. Наиболее взрывоопасной остается ситуация в зоне Чечни, Северной Осетии и Ингушетии. При положительной оценке официальными лицами этих республик результатов достигнутого согласия, вместе с тем, выражается опасение, что экстремистские силы воспользуются ситуацией и подтолкнут эти народы на новые стихийные столкновения, негативные последствия которых непредсказуемы.

Ряд общественных движений и политических партий активно проводит мысль о  возможности создания Русской республики в России, основываясь на том, что  русские не имеют государственности, являясь самым многочисленным этносом. Россия характеризуется ими как  федерация без русских, и в  этой связи ставится задача борьбы за создание единого унитарного русского государства на территории России. Пока это требование еще не находит  поддержки в массовом сознании, однако не исключена вероятность роста  числа их сторонников. Сама идея, естественно, повышает статус русских в России, но создание Русской республики привело  бы к фактическому демонтажу РФ, дезинтеграции России.

Существует реальная опасность  все большего перерастания русской  национальной идеи в воинствующую силу, в бытовой шовинизм, когда в  общественном сознании под влиянием экономической разрухи и политической нестабильности сработает механизм национальной самозащиты с перерастанием  в агрессию поведения. Если сейчас не противостоять этому процессу, то национализм большого народа по своим последствиям не сравним ни с какими социальными катастрофами.

Экспериментальные исследования, анализ конфликтов позволяют сделать вывод, что в настоящее время сложились  три уровня напряженности межнациональных  отношениях.

Первый из них - этноограничениость (т.е. нежелание идти на контакт за пределами своего этноса) - является наиболее распространенным. проявляется  в повышении интереса к созданию мононациональных семей (происходит уменьшение доли смешанных браков), в предпочтении работать в однонациональных коллективах, в монополизации руководящих  постов уровней представителями  своего народа. Практически каждый из народов, особенно те, которые имеют  национально-государственную или  национально-территориальную автономию, охвачен этой болезнью, являющейся исходной, первоначальной базой для  разрушения межнационального согласия.

Второй уровень - этноэгоизм (стремление к обеспечению преимуиществ своему народу за счет других народов) - получает все большее распространение. До 30-40% коренного населения республик  считает ecтecтвeнным получение преимуществ  перед другими народами, населяющими  республику. Стало уже почти правилом, что занятость русских превышает  их долю в населении лишь в промышленности и, отчасти, в науке здравоохранении, просвещении. Во всех остальных сферах и отраслях включая органы государственного и хозяйственного управления, состав студенчества, доля русских ниже, чем  их удельный вес в составе населения. В Татарстане, например, де-факто  вводятся жесткие ограничения по национальному признаку на владение и распоряжение природными ресурсами, вытесняются российские акционеры, контрольными пакетами акций обеспечиваются представители татарского населения  и т.д. В Дагестане этноэгоизм проявляется в скрытом противостоянии лакцев и кумыков (из-за кумыкских  земель), в стремлении ногайцев добиться объединения ногайских территорий, поделенных ныне между Дагестаном Ставропольским краем и Чечней.

Информация о работе Политические конфликты на этнической основе