Политические конфликты на этнической основе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Конфликты современности и их понятие
Каждый человек на протяжении своей жизни многократно сталкивается с разного рода конфликтами. Вы хотите чего-то достичь, но цель оказывается труднодостижимой. Вы переживаете неудачу и готовы обвинить окружающих в том, что не могли достичь желаемой цели. А окружающие полагают, что Вы сами виноваты в собственной неудаче: либо цель была Вами неверно определена, либо средства для ее достижения были выбраны не те, либо Вы неправильно оценили ситуацию и обстоятельства Вам помешали. Так возникает взаимное непонимание, которое постепенно может перерасти в недовольство, породить ощущение дискомфорта, обстановку неудовлетворенности и социально- психологического напряжения, конфликта. Нечто подобное происходит и в сфере политических отношений между различными партиями, выражающими интересы определенных социальных групп, между отдельными социальными и этносоциальными общностями и государственной властью. Национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека несравненно более важную роль, чем это было 15-20 лет назад. Вместе с тем, как показывают социологические исследования, формирование национального сознания и самосознания происходит у современного человека зачастую на основе неадекватных источников: случайных источников, рассказов родителей и друзей, в последнее время – из средств массовой информации, которые в свою очередь некомпетентно трактуют национальные проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Природа, сущность, причины этнических конфликтов……………………………. 8
Глава 2. Выделение болевых точек и прогнозирование конфликтов……………………… 13
Глава 3. Пути предотвращения и разрешения конфликтов………………………………… 17
Заключение……………………………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………………………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговая контрольная Этнополит конфликты.docx

— 54.03 Кб (Скачать файл)

Этноэгоизм может перейти в  третью стадию - этнофобизм характеризующийся  прямой враждебностью, непримиримотью по отношению к иным, "не своим", чужим народам. Особенно он проявился  в известном чечено-осетинском конфликте, когда на межличностном уровне продолжает бушевать пожар ненависти, непризнания и обвинений друг друга, подогреваемый интересами чужих политических интересов.

В практической деятельности людей  особое значение имеет прогнозирование  этнических конфликтов. Для этого  необходимо выявить факторы, способные  перевести латентные конфликты  в открытые или усилить вялотекущие  этнические конфликты. Такие факторы  называются конфликтогенными. Потребности  общества заключаются, прежде всего, в  том, чтобы конфликтология дала прогнозы этнических конфликтов, выявила конфликтогенные  факторы на определенной территории.

Первое. Одним из важнейших конфликтогенных  факторов в сфере этнических отношений, как отмечалось выше, является борьба этнических групп за овладение ресурсами, из которых важнейшим является земля.

Второе. В условиях перехода к рыночным отношениям каждая из этнических групп, проживающих в России или Северном Кавказе, будет стремиться к формированию в рамках этой группы слоя предпринимателей. С учётом этого, а также того, что формирование предпринимательского слоя идёт в настоящее время на основе торгового, а не промышленного капитала и наблюдается интенсивное экономическое расслоение, можно предполагать, что различные этнические группы будут весьма ревностно наблюдать за этими процессами. Вполне вероятны конфликты с этнической окраской, имевшиеся в прошлом в теневом бизнесе – теперь уже в легальном бизнесе, особенно в борьбе за сферы влияния. Это в свою очередь будет провоцировать острое неприятие данных этнических групп со стороны других национальностей.

Третье. Весьма неоднозначное влияние  на этнические процессы оказывает и  будет оказывать миграция. Мировая практика свидетельствует, что миграция сама по себе содержит значительный конфликтогенный потенциал; но он особенно велик, когда миграция осуществляется как результат этнических конфликтов или их угрозы. Беженцы из «горячих точек» распространяют сведения об ужасающих зверствах каждой из сторон; зачастую невозможно выяснить, что из этих описаний является подлинным, а что вымышленным или слухами.

Четвёртое. Хотя территориальные проблемы являются в мировой практике этнических конфликтов наиболее острыми, в определенных регионах существуют силы, которые желают сделать их (эти регионы) независимым государством, что не увязывается с территориальной политикой государств, включающих такие регионы. Отсюда неизбежно следуют конфликты, которые мы до сих пор наблюдаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути предотвращения и разрешения конфликтов

 

Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть более полный, чем это было до сих пор, учёт состояния массового  сознания, сложившихся и доминирующих в нём оценок и представлений, связанных с проблемами межнациональных  отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и новации. Даже тогда, когда они явно неадекватны, не учитывать их нельзя. В межнациональных  конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно-спонтанного, разрушительного. Предвидеть такого рода проявления невозможно, не изучая состояния  массового сознания, предшествующего конфликтам.

Ни для кого не секрет, что средства массовой информации существенно влияют на формирование самосознания личности в современном мире, поэтому с целью предотвращения национальных конфликтов, в печати, на телевидении важно определить на правовой основе приоритеты в информировании населения, пропагандировать примеры не вражды, а дружбы, взаимопомощи, интернационализма и т.п. Трудно считать совершенно безосновательными предложения вообще не муссировать в печати национальный вопрос как политический, а решать национальные проблемы путём развития экономической интеграции, деловой экономической заинтересованности, воспитания чувства духовного единства и т.д. Это позволило бы легче решать сами национальные проблемы.

Одна из важнейших проблем  преодоления конфликтов заключается  в том, что само вычленение всех потенциальных  возможностей предотвращения, смягчения  этнических в своей культурной основе столкновений опирается на философию, культуру гражданского общества, либеральной  цивилизации, общества, находящемся  на принципиально ином уровне понимания  и объяснения мира, чем архаичные  этносы, не отделяющие свою жизнь от клочка земли, за который исторически сложившаяся культура санкционирует возможность, необходимость обрекать на гибель сколько угодно людей. Только массовый уход от этих представлений может спасти мир от стремления к взаимному истреблению как средству разрешения конфликтов. Место архаичных представлений должно замещаться представлениями о человечестве как основе, предпосылке и результате решения определяющих внутренних и внешних проблем сообществ.

Разрешение конфликта  – это главная цель конфликтологии. В науке отсутствует единая методика разрешения этнических конфликтов, и  это правильно. Хотя в протекании этнических конфликтов много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют реальные люди со своими собственными идеями, страстями, стереотипами, с собственным мировоззрением. Поведение  людей в конфликтных ситуациях  зачастую не поддаётся логическому  анализу, противоречит здравому смыслу. В качестве лидеров в конфликтных  ситуациях, как правило, выступают  неуравновешенные, экзальтированные люди, передающие свою конфликтную энергию  массам людей. Изучение конфликтов показывает, как часто и как нелепо обе  стороны упускают оптимальные возможности  для разрешения конфликтов или, по крайней  мере, снижения их остроты. Кроме этого, всегда надо учитывать влияние сил, заинтересованных в продолжении  конфликта. Поэтому невозможно создать  какую-либо универсальную схему  или даже набор схем и приёмов  для разрешения конфликтов. Разрешение конфликта – всегда творчество.

Западными конфликтологами  разработано немало пособий, рекомендаций по разрешению конфликтов на микросоциальном  уровне (конфликты в семье, в трудовом коллективе). Исследование этих процессов  осуществляется в основном методами психологической науки. Разрешение конфликтов на макросоциальном уровне (между государствами, этносами, конфессиями) изучено значительно хуже и не может быть достигнуто только методами психологических приёмов, т. к. в  этом случае мы имеем дело не с межличностными, а институализированными конфликтами, хотя между ними имеется немало общего. Психологический фактор стабилизации межнациональных отношений в многонациональном государстве напрямую связан с правовым фактором и заключается в том, что необходимы действенные регулятивные наднациональные правовые средства, общие гражданские нормативы и правила поведения людей. Важно учитывать, что каждый человек несёт в себе черты националиста и интернационалиста. Веками у людей, живущих замкнутыми группами, в ходе естественного отбора вырабатывались инстинкты индивидуальной и групповой защиты, идеи коллективизма, солидарности, альтруизма. Врождённые разнообразные и взаимно противоречащие друг другу инстинкты по-разному представлены в психологии, как разных людей, так и разных народов. С этим надо терпеливо считаться. Регулировать, облагораживать естественные инстинкты общепринятыми нормами поведения – в этом важнейшая функция современного права и морали, будь то групповая или общественная мораль. Важно с научных позиций оценить положительную или отрицательную, в тех или иных обстоятельствах, роль и взаимосвязь этнических факторов и политической ситуации и на этой основе определить пути гармонизации межнациональных отношений. Конфликтологи – авторы многочисленных пособий утверждают, что люди, обученные навыкам разрешения конфликтов на микросоциальном уровне, смогут выступить в качестве посредников конфликтов макроуровня, например, этнических. И в таком подходе есть свой резон: ведь рано или поздно стороны, участвующие в межэтническом конфликте, садятся за стол переговоров, и тогда возникает микросоциальная группа, для работы с которой можно использовать эти многочисленные методики. Однако по опыту даже последних лет мы знаем, что такая работа не всегда имеет позитивный долговременный результат: согласие, достигнутое на переговорах, является недостаточным для больших масс людей, участвующих в этническом конфликте, для масс, которые зачастую готовы идти на многие жертвы «до победного конца».

Это, однако, не значит, что  вообще следует отказываться от работы на микросоциальном уровне по разрешению этнических конфликтов. Хотя мировой  опыт разрешения конфликтов свидетельствует  о неспособности разрешения макросоциальных  этнических конфликтов методами, выработанными  для микро социумов, однако деятельность с небольшими группами людей способствует снижению общей социальной и этнической напряжённости в конфликтующем  сообществе и в конечном итоге  создаёт благоприятную почву  для разрешения конфликтов политическими  средствами.

В принципе, все способы  исхода этнических конфликтов можно  объединить в три группы. Первая – победа одной стороны над  другой, т.е. решение проблемы с позиции  силы. Именно на такой результат  этнического конфликта чаще всего  ориентируются конфликтующие стороны  на ранних этапах конфликтов. Второй вариант  – взаимное поражение сторон. Чаще всего такой исход событий  возможен, когда стороны истощили свои силы в борьбе, и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. Третий способ исхода конфликтов – это взаимный выигрыш (достижение позитивного согласия по основным вопросам и начало интегративного взаимодействия). Такой исход конфликта  чаще всего возможен при наличии  политической воли к позитивному  разрешению конфликта и, как правило, достигается с помощью посредников. Первый способ исхода конфликтов не даёт долговременных результатов, и спустя некоторое время такой конфликт может возникнуть с новой силой. При погашении конфликта вторым способом он переходит в латентное  состояние, и также имеет высокую  вероятность последующей актуализации. Далеко не всегда можно рассчитывать на третий способ исхода конфликта, особенно если дело касается территориальных  конфликтов. Однако именно такой подход может придать конфликту не разрушительное, а созидательное содержание.

Специфика попыток разрешения современных этнических конфликтов заключается в изменении общемировой  обстановки, в том, что сегодня  стремление конфликтующих сторон довести столкновение до крайних форм взаимного истребления в возрастающей степени входит в противоречие с человечеством в целом, с гуманизацией культуры, с необходимостью решать экологические проблемы, обеспечивать стабильность и развитие. Существует общая озабоченность опасностью перерастания локального конфликта в мировой, общей дегуманизации мира из-за архаизации этнонациональных отношений. Архаическая тенденция вступает в противоречие с общей тенденцией, связанной с возрастанием роли личности, её стремлением к саморазвитию. Преодоление этого рода негативных процессов сопряжено с вмешательством в конфликт третьего участника, т.е. стран с развитым гражданским обществом, или, по крайней мере, стран, стремящихся его утвердить. Новую ситуацию формирует способность развитых стран воспрепятствовать доведению конфликтов до крайних форм, попытки этих стран навязать миру более гуманные смыслы решения.

Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации  располагают большими возможностями  для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования  этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной  нетерпимости и взаимодействия между  вероисповедными сообществами. Выдвигаемые  время от времени различными мыслителями  и религиозными деятелями идеи и  планы создания единой общечеловеческой религии, способной изжить нетерпимость и установить взаимопонимание между  народами, утопичны.

Итогом пути к конституционному решению национальных проблем в  современном мире стали следующие  выводы:

- национальные споры должны решаться на основе переговоров законным путем;

- национализм ни разу не привел к благосостоянию граждан, но почти всегда приводил к войне;

-  наиболее эффективен путь решения национальных проблем за счет компромисса.

К трудным путям снятия национальной принадлежности относятся  попытки предъявить этническое первородство в качестве доказательства права на территорию. Бесперспективно идеологическое принуждение этноса, утверждение его в качестве субъекта в политике, ущемление прав этноса на культурное развитие и т.д. Причем отдаленные последствия таких ограничении могут быть очень сильными (достаточно вспомнить запрет, действующий в Российской империи на изготовление книг на украинском языке) .

Многоаспектный характер этнополитических конфликтов предполагает такие пути урегулирования, которые  позволили бы влиять на события в  разных сферах и разными средствами – от правовых до социально-психологических. Однако важнее предупредить конфликт, не дать ему разгореться, перейти  из латентной формы в открытую. Что в этой связи следует иметь  в виду?

1. Необходимо признать, что  межнациональные проблемы имеют  собственное содержание и должны  решаться методами национальной  политики. Поэтому сегодня особенно  актуальна реализация общей концепции  государственной национальной политики  в Российской Федерации. Эффективная  национальная политика, в полной  мере должна учитывать новые  реалии постсоветского периода,  современные тенденции федеративных  и национальных отношений.

Информация о работе Политические конфликты на этнической основе