Политические партии и движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время крайне дискуссионным становится вопрос о партийной системе в России, содержание которой имеет основополагающее значение для развития государства и общества. Учитывая современные изменения в национальной политической жизни, вопрос о партийной системе является актуальным и своевременным. Поэтому для исследования я выбрала тему «Особенности партийной системы в современной России».

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие политической партии, ее признаки, функции и основные
типы………………………………………………………………….4
Политические партии и политические движения……………...15
Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России…………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по политологии.docx

— 46.65 Кб (Скачать файл)

Широко  используется социально-классовая  типология политических партий. Основной характеристикой любой политической партии является её социальная природа  и провозглашаемые ею политические цели. Классовый облик определяется тем, интересы каких классов, социальных групп и слоёв она выражает, защищает и проводит в жизнь. Этим во многом обуславливаются её стратегические задачи, конкретная политическая тактика, особенности и характер руководства и др. по социально-классовому содержанию и идеологической направленности принято выделять несколько основных социально-классовых типов политических партий: коммунистическую и социал-демократическую (социалистическую) — ориентированные на рабочий класс и других трудящихся; буржуазно-демократическую — ориентированную на средний класс, мелкую и национальную буржуазию; консервативную — отражающую интересы финансово-монополистического капитала. Кроме того, есть партии выражающие интересы и других социальных групп, (крестьянские), социальных слоёв — (интеллигенции) и др.

Наиболее  распространённой типологией политических партий является их классификация по «лево-центристско-правой» системе координат или «лево-центристско-правой» ориентации. Эти понятия возникли в эпоху Великой французской революции: в 1789 году депутаты Учредительного (конституционного) собрания разместились в зале заседаний так, что сторонники восстановления королевской власти оказались справа, а революционеры-республиканцы — слева от председательствующего. С тех пор носитель “левых” взглядов — это индивид, настроенный решительно, революционно, радикально, выражающий интересы бедных слоёв населения; а правый — человек, реформистских, консервативных взглядов, соответствующих поступков и действий, выступающий за защиту интересов весьма состоятельных слоёв общества. «Левыми» партиями считаются коммунистические, социалистические; левоцентристскими — социал-демократические; центристскими — крестьянские, мелкобуржуазные, экологические и др.; правоцентристскими — партии средней, национальной буржуазии; правыми — консервативные организации. «Ультралевые» — партии или люди с левацкими, революционаристскими программами, сторонники насильственных действий. «Ультраправые» — националистические, фашистские, экстремистские организации.

Разумеется, любая типология условна, но она  помогает лучше ориентироваться  в сложных и многообразных  явлениях политической и партийной  жизни общества.

Классификация партий

По классовой  природе:

      • рабочие: социал-демократические, коммунистические;
      • буржуазные: мелкобуржуазные, национальной буржуазии, торгово-ростовщической буржуазии;
      • средних слоёв: демократические;
      • крестьянские;
      • межклассовые: рабоче-крестьянские, интеллигенции, националистические, конфессионные, трибалистские (племенные).

По средствам  политической деятельности:

      • преимущественно парламентские;
      • преимущественно внепарламентского действия.

По отношению  к существующему общественному  строю:

      • революционные
      • реформистские
      • либеральные
      • консервативные

По типу организационной структуры:

      • кадровые
      • массовые: жёстко или гибко организованные

По месту  и роли в политической системе  общества:

      • доминирующие (правящие или неправяище) или маловлиятельные
      • левые, центристские, правые
      • оппозиционные

По отношению  к форме государственного устройства:

  • унитаристские
  • федералистские
  • сепаратистские

По отношению  к идеологии:

      • жестоко идеологизированные: ортодоксальные или неортодоксальные
      • прагматические: классовые или избирательные

В зависимости  от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между  собой и политической системой в  целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой  партий”. Партийная система выступает  как одна из важнейших структур (подсистем) политической системы общества.

Наиболее  распространена “усложняющаяся” классификация  различных систем партий и моделей  связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.

Системы с единственной партией. Эти системы  являются несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах — партии типа широкого национального фронта. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных — правящая партия берёт на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стержнем всей политической системы общества. Так, в странах "государственного социализма“ правящая партия обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над всеобщей жизнью.

Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от 3 – 4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в современной России).

Характерная особенность этих систем состоит  в том, что они достаточно стабильны  и облегчают процесс агрегации  требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между  альтернативными решениями и  лицами, на которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система  в определённой степени “стабилизирует”  правительство, поскольку партия, стоящая  у власти, обычно обладает парламентским  большинством.

Многопартийные  системы. Формирование многопартийных систем является следствием нескольких факторов, среди которых можно  выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с «многоклассовым» и «многослойным» составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности так же способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. Такая же система с голосованием в один тур может порождать тенденцию к двухпартийности.

Политические  партии выиграют, если будут развиваться  как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства  и ответственности. Они должны быть привлекательны для молодёжи и представителей новых профессий, воспитывать такие  кадры, которые могут хорошо понимать и представлять требования и нужды  людей. А так же самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения.

 

  1. Политические партии и движения

 

Виды партий:

      • кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;
    • правящие и оппозиционные– в зависимости от участия в осуществлении политической власти.  Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);
    • открытые (со свободным членством) и закрытые(с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);
    • революционные(выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя),  реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные(выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений

левые(коммунистические, социалистические, социал-демократические и   другие партии, которые выступают за интересы трудящихся);

правые(партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть);

центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).  

 

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. 

 

В Конституции Российской Федерации  признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13).Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но нельзя сказать  о стабильности партийной системы.  

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

 

Политические  движения– добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности интересов.

В современном  мире существуют разные демократические  движения:

 

    • за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;
    • за землю и социальные права крестьян;
    • антивоенные, антиядерные;
    • за новый экономический порядок (антиглобализм);
    • экологические;
    • против расовой и национальной дискриминации;
    • молодежные, женские, студенческие.

 

Отличительные признаки политических движений:

1.      стремление  к воздействию на власть в нужном для них направлении;

2.      добровольное членство, либо нет процедур, связанных со членством;

3.      не имеют строгой иерархии, т.е. четкого распределения между центром и периферией;

4.      ориентированы на выражение частных интересов той или иной группы людей.    

 Виды  движений: социально-политические, экологические, экономические, антивоенные, революционные, реформистские, консервативные, левые, правые, центристские. 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России.

 

Анализируя специфику российской партийной системы, необходимо обратить внимание на принципиальные различия между сущностным и нормативным  подходом к партиям. В соответствии с сущностным подходом, который используется в большинстве демократических  странах, партийное законодательство должно отталкиваться от особенностей сложившихся партийных общностей, фиксировать то, что продуцирует  общество. Иначе говоря, правовые нормы  там вторичны по отношению к практике. Напротив, при нормативном подходе  первичным является законодательство, определяющее порядок приобретения и сохранения статуса партии. В  рамках такого подхода партиями оказываются  те объединения, которые отвечают формальным требованиям, вне зависимости от их реальной дееспособности. Именно такова позиция российского государства, стремящегося задать предельно жесткие  рамки для формирования партий и  поставить их под фактический  государственный контроль.

Ужесточение законодательства о партиях произошло  в начале 2000-х годов. Однако курс на ограничение числа электоральных  игроков стал отчетливо просматриваться  еще в конце 1990-х. до 1998-1999гг. в  региональных выборах могли участвовать  практически любые общественные объединения – профсоюзы, организации  ветеранов и инвалидов, ассоциации малочисленных народов и т.д., но затем объединения, в уставах  которых отсутствовало положение  об электоральной деятельности, были этого права лишены. И хотя части  таких объединений удалось перерегистрироваться в качестве политических, число потенциальных  участников выборов заметно сократилось. Но все же главные изменения в порядок допуска общественных организаций к выборам внес именно закон 2001 года «О политических партиях».

С принятием  нового федерального закона «О политических партиях» заметно осложнилась и  процедура создания самих партий. Установленные в не правила фактически закрывали возможность формирования партий снизу вверх, через постепенное  аккумулирование местных инициатив. По сути дела речь шла о том, что  они должны создаваться сверху вниз, путем «найма» региональных структур: партия должна была сперва «условно»  зарегистрироваться на федеральном  уровне, а затем в течение 6 месяцев  зарегистрировать региональные отделениях не менее чем в половине субъектов  Федерации. Кроме того, закон обязывает  партии при регистрации региональных отделений предоставлять в территориальный  орган Министерства юстиции список своих членов, что затрудняет развитие оппозиционных партий (далеко не каждый решиться открыто продекларировать свою оппозиционность) и создать широкое поле для провокаций: достаточно одной «мертвой души», и региональному отделению будет отказано в регистрации.

Едва  ли можно считать нормальной и  ситуацию, когда в законе закреплено правовое неравенство партий: партии, уже имеющие фракции в Государственной  Думе, освобождены от сбора подписей и внесения залога при выдвижении кандидатов и на «льготных условиях»  включают своих представителей в  состав избирательных комиссий.

Следует также отметить, что требования закона о партиях, позволяющие претендовать на данный статус лишь массовым организациям с фиксированным членством, находятся  в противоречии с избирательным  законодательством, стимулирующим  создание партий кадровых.

На установлении контроля над политическими партиями нацелена и норма об их государственном  финансировании, такое финансирование увеличивает независимость партийных лидеров от активистов и способствует бюрократизации партий.

Информация о работе Политические партии и движения