Политические процессы и политические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 11:15, реферат

Краткое описание

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения, прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой – реализация всеобщего интереса. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государства.
В настоящее время Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, а политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме. На таком фоне общественно-политической жизни государства, определяется цель данной работы – анализ особенностей российского политического процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…2
1. Понятие политического процесса, его содержание и структура………3
2. Типы и стадии политических процессов………………………………...7
3. Политические отношения, их субъекты и объекты……………………13
4. Особенности политического процесса в России………………………15
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованных источников………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

политпроцессы.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение…………………………………………………………………..…2

1. Понятие политического  процесса, его содержание и структура………3

2. Типы и стадии  политических процессов………………………………...7

3. Политические  отношения, их субъекты и объекты……………………13

4. Особенности  политического процесса в России………………………15

Заключение………………………………………………………………….19

Список использованных источников………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема «Политические  процессы и политические отношения» на сегодняшний день является актуальной, т.к. политическая жизнь российского общества характеризуется сегодня высоким участием граждан в политике. Идет борьба людей за свои интересы. Необычна их включенность в избирательные кампании. Одни выступают сторонниками реформ и модернизации общества, другие являются противниками обновления страны, всей системы общественно- политических отношений.

Политическая  наука призвана анализировать государство  и властные отношения, прежде всего  как социальные феномены, как институты  политической организации общества, главная цель которой – реализация всеобщего интереса. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государства.

В настоящее время Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, а политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме. На таком фоне общественно-политической жизни государства, определяется цель данной работы – анализ особенностей российского политического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие политического процесса, его содержание и структура

 В России  под политическим процессом часто  понимают череду событий политической  жизни, связанную с применением  властями судебного и карательного  аппарата. Это связано с тем,  что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке понятие политический процесс используют, как правило, для обозначения одной из базовых категорий политического анализа.

В политической науке существуют различные точки зрения на то, что  такое политический процесс. Так, некоторые исследователи считают, что понятие политический процесс может иметь два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания политики идет речь ― о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д. В первом случае под политическим процессом понимается некая равнодействующая деятельности социально-политических субъектов. Во втором случае политический процесс определяют как цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы.

В силу того, что по своим  масштабам политический процесс  совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют  его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

Все эти подходы  так или иначе характеризуют  важнейшие источники, состояния  и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлений. Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выводы относительно характера и содержания политического  процесса делаются на основании того, кого исследователи или аналитики  выбирают в качестве основных субъектов  взаимодействия, каков характер взаимодействия этих субъектов, а также на основании  того, какая временная единица берется за основу измерения этого процесса. Также имеет значение и то, учитывается ли влияние среды на взаимодействие политических субъектов, а если да, то какой (социальной, культурной, экономической, политической) и каким образом.

Некоторые аналитики и  ученые полагают, что политический процесс ― стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее  от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров.

Значимость случайных  явлений и событий особенно заметна  на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между субъектами. Таким образом, политический процесс ― целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента исследования.

Структура политического  процесса может быть описана с  помощью анализа взаимодействия между различными политическими субъектами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между субъектами, а также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Субъекты, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, обычно носят название параметры политического процесса.

Важным параметром политического процесса является его  разделение на этапы. Разнохарактерность и разномерность процессов приводит к тому, что выделить какие-либо этапы, общие для всех типов процессов, достаточно сложно. Различными будут  этапы функционирования политической системы, электорального процесса или процесса создания и функционирования политической партии. Поэтому выделение конкретных этапов целесообразно, применительно к определенным типам политических процессов.

Большинство взаимодействий политических субъектов касаются осуществления публичной власти. В силу этого обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации политических решений. Анализ этого процесса является одной из наиболее популярных тем зарубежной политической науки. Среди исследователей нет единого мнения относительно количества и содержания его этапов.

Обобщая различные  подходы, можно выделить следующие  основные фазы: постановка проблемы (сбор необходимой информации о существующих проблемах, общественных запросах и возможных путях решения, определение первостепенных и второстепенных проблем); формулирование альтернативных решений; сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения; формулирование государственного решения и его легитимация (путем принятия законов, голосования и проч.); реализация принятых решений; контроль за реализацией и осуществлением обратной связи. Если обратиться к процессу функционирования всей политической системы, то набор этапов будет существенно отличаться, так как будет учитываться взаимодействие системы со средой. Вместе с тем, известные в науке попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы на принятии и реализации управленческих решений.

Классическим  набором фаз является выделение  основных этапов Г.Алмондом и Г.Пауэлом: артикуляция индивидуальных и групповых интересов; агрегирование этих интересов (их объединение в единой позиции); выработка политического курса; реализация принятых решений; контроль за исполнением этих решений. Необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического процесса и не может рассматриваться как универсальная.

 

 

2. Типы  и стадии политических процессов

Различные страны мира имеют совершенно разные характер и уровень динамичности, а также  направленность политических процессов. Более того, возникают ситуации, когда в одном макрополитическом процессе действуют два и более разнонаправленных и неоднородных субпроцесса. Тем не менее при помощи определенных критериев можно выделить основные типы политических процессов:

· локально-региональные и глобальные;

· стабильные и кризисные;

· легальные и «теневые».

 

Локально-региональные и глобальные процессы. Подразделение  политических процессов по их масштабу во многом связано с уже разобранным  вопросом о пространственно-временном континууме политики. Нередко результат того или иного локального или регионального процесса может воздействовать и на общий ход мировой политики. Например, этнополитический конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами, который вначале был внутренним делом бывшей Югославии, перерос в политический процесс, масштабы которого влияют на дестабилизацию общеевропейской политики. В то же время типичным локальным процессом, затрагивающим интересы лишь местного сообщества, являются выборы в муниципальные органы власти и управления.

Стабильные  и кризисные процессы. В политике нередко острые кризисные ситуации переходили в революционные взрывы, а серии реформ тех или иных правительств обеспечивали стабильную эволюцию, как это было в эпоху «нового курса» Ф. Рузвельта в США в 30-е годы. Но тем не менее и реформа, и революция могут быть способами разрешения политического кризиса. Эта типологизация вытекает из глубинного механизма политического процесса, связанного с равновесием, балансом и консенсусом основных социальных сил, выступающих субъектами процесса, или же их отсутствием.

Легальные и  «теневые» процессы. Всякий политический процесс включает в состав своих основных компонентов ценности и нормы доминирующей политической культуры, а также отдельных субкультур. Эти ценности определяют правила политической игры, границы дозволенного и недозволенного, официального и неофициального, легального и нелегального. К примеру, восстание и переворот, террор и путч во всех странах выносятся за рамки дозволенных конституцией и другими законами форм политической жизни. Тем не менее, политический процесс в реальности оказывается шире рамок правового (хотя в идеальном пределе может с ним совпадать), а правила политической целесообразности порой выше, чем нормы конституционной законности. Даже в таком относительно развитом правовом государстве, как США, время от времени выходят на поверхность незаконные «теневые» акции, как Уотергейтское дело, повлекшее за собой отставку Президента США Р. Никсона.

Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий:

· формирование (вызревание) политических приоритетов;

· выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса;

· формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений;

· приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация);

· оценка результатов политических решений.

 Рассмотрим стадию формирования политических приоритетов. Изучению истоков формирования политики обычно не уделяется достаточно внимания, в то время как именно отсюда должен начинаться политический анализ. Именно политический анализ помогает определить размер и объем проблемы, направления действий правительства для реализации поставленных целей. Но только те проблемы, которые приводят в движение, побуждают к действиям людей, становятся политическими проблемами.  Какие же свойства, качества придают проблеме политический характер? Что отличает обыденную, частную проблему от политической? Можно сказать, политическими являются те проблемы, которые обладают широким полем охвата сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, не включенных в зону конфликта непосредственно. Например, отсутствие масла или сахара в домашних запасах тех или иных белорусских семей является их частной проблемой. В то же время хроническая нехватка данных продуктов на всей территории Беларуси, конечно, представляет собой политическую проблему.

Информация о работе Политические процессы и политические отношения