Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:02, контрольная работа
От политического режима, установленного в стране, зависит жизнь и благосостояние народа (народов) этой страны. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развитие или убыль демократии, степень участия масс в формировании органов власти и т.д. В зависимости от особенностей государственного властвования различают два вида полярных режимов – демократический и недемократический. Недемократические политические режимы подразделяют, обычно, на тоталитарные и авторитарные. Следовательно, в политической литературе выделяют три основных типа политических режимов: Демократический, тоталитарный и авторитарный.
Введение.
1.Понятие «Политический режим». Типология политических режимов.
2.Тоталитаризм, авторитаризм как недемократические режимы.
3. Типы гибридных режимов: демократура, диктократия, делегативная демократия.
Заключение.
Список литературы.
Схожимс легистами Китая типом тоталитарного государственного режима были предложения Платона. В его более поздних диалогах («Полития», «Законы») описана социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в «Государстве». Своё второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.
Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.
Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б. Рассел, К. Поппер, пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.
Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIXвека: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX века. Политическое значение ему впервые придали идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.
Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалась на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира».
Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.
Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:
- всеобщая государственная
- монополия государства на
- одна массовая партия, возглавляемая
харизматическим лидером, то есть
исключительно одаренным и
- монополия государства на все средства вооружения;
- особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
- жестко централизованный
Некоторые из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось выше, ещё в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. И только в XX веке они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.
2.Тоталитаризм,
авторитаризм как
-
Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. А более разительные отличия эти оба проявляют в сравнении с демократией.
Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор), которым не пренебрегают и авторитарные системы. Не служит и достаточным критерием и однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего – в отношениях государства с обществом.Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.
Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:
- глобальная централизация
- господство репрессивных
- упразднение представительных органов власти;
- монополия правящей партии
и интеграция её и всех других
общественно-политических
Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит.
Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.
Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним связано во первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамя режима широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.
В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и отход от официальной идеологии преследовались.
Особую роль играет при тоталитарном режиме его партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении –тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными методами. Примером может послужить приход к власти нацистов в Германии парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.
Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применение пыток.
На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны, такими врагами режима могли быть объявлены коммунисты, капиталисты, кулаки и т.п.
Массовое истребление целых групп населения во время правления Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.
Для тоталитарных режимов характерна монополия власти на информацию, полный контроль средств массовой информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечивается политическая мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.
Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в других сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где испытывается недостаток рабочей силы.
Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда используют различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются подтверждением тому.
Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности, происходилана совершенно новые и осуществлялась через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями.
Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни общества разными методами. В Германии и Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.
Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм, на расово-этнической.
Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов, и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создавая тем самым некое новое общество.
В мировой практикеXX–ого века имели место различные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы. Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии, заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.
Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов власти и правителей, так и формально – демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать: революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.Авторитарный режим не стремится к тотальному контролю всех сфер жизни общества, сохраняет автономность личности и общества в неполитических сферах. Допуская, как правило, свободные рыночные отношения в экономике, поощряя частное предпринимательство, некоторые современные авторитарные режимы демонстрируют высокие темпы экономического роста (Сингапур, Южная Корея, Чили). Таким образом, современные авторитарные режимы могут иметь ряд черт переходного режима – занимать промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Они обладают большими шансами, нежели тоталитаризм, для перехода к демократии. Здесь существует потенциал для политической самоорганизации гражданского общества, т.к. уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на базе которых могут сформироваться политические интересы. При переходе от тоталитаризма к демократии необходимы не только политические реформы, но и комплексная экономическая реформа, требующая создания институтов рыночной экономики, реформы собственности и формирования на этой основе новых социальных слоев.
Информация о работе Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический