Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

От политического режима, установленного в стране, зависит жизнь и благосостояние народа (народов) этой страны. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развитие или убыль демократии, степень участия масс в формировании органов власти и т.д. В зависимости от особенностей государственного властвования различают два вида полярных режимов – демократический и недемократический. Недемократические политические режимы подразделяют, обычно, на тоталитарные и авторитарные. Следовательно, в политической литературе выделяют три основных типа политических режимов: Демократический, тоталитарный и авторитарный.

Содержание

Введение.
1.Понятие «Политический режим». Типология политических режимов.
2.Тоталитаризм, авторитаризм как недемократические режимы.
3. Типы гибридных режимов: демократура, диктократия, делегативная демократия.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология1 готовая.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В историческом прошлом он выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и различных аристократических режимов. В зависимости от того, на какие социальные группы и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима:

- военные  диктатуры, предполагающие опору на армию. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций военные выступают наиболее организованной силой, обладающей ресурсами для захвата власти (обычно путем государственного переворота). Подобные режимы – достаточно частое явление в странах Африки, Латинской Америки, на Ближнем Востоке. Подавляя политические свободы, военные могут выступить инициаторами экономической модернизации общества (военная диктатура А. Пиночета в Чили);

- теократический-  с опорой на духовенство и религию. В качестве примера можно привести современный Иран, где с середины 90-х гг. наметилась тенденция к либерализации режима.

- олигархический – власть принадлежит определенным корпоративным кланам;

- вождистский - (режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа. Почвой для возникновения подобных режимов может стать ощущение внешней угрозы для страны. Сами лидеры часто используют националистические лозунги, идеи независимости или “экономического скачка” (быстрого преодоления экономической отсталости, бедности) для консолидации населения вокруг собственной власти;

- смешанные, сочетающиев себе элементы разных режимов. Так, режим, установленный С. Хусейном в Ираке, обладает свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно. Военный режим, установленный в 1973 году в Чили, позже трансформировался в режим личной власти А. Пиночета.

 

 

 

Типы гибридных режимов: демократура, диктократия, делегативная демократия.

 

Формы современного авторитаризма представляют собой довольно пеструю картину. Наряду с  вышеуказанными, выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные формы авторитаризма. Наконец, авторитарный режим может выступать в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиоз авторитарных демократических тенденций.

Гибридные режимы существуют в разных формах и получили разные названия:

- “диктабланда” (диктократия) – режим, в котором произошла некоторая либерализация, но без последующей демократизации. Хотя населению предоставлены определенные права, оно не вовлечено в политическую жизнь, нет развитого гражданского общества. Это означает, что правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу. Такой режим отдает предпочтение политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов, в ущерб политическому большинству. Такой режим сложился, например, в Кении и Кот-д/Ивуаре, и других африканских государствах.

- “демократура” – имеются элементы демократии (многопартийность, альтернативные выборы), но отсутствует либерализация. Элементы демократии носят формальный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии. Если они, конечно, проводятся. Многопартийность и политическая конкуренция допускаются в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты. Фактически политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элиты. Примерами подобных режимов могут служить Сальвадор и  Гватемала, где выборы проводятся с нарушением политических и гражданских прав.

- “делегативная демократия” предполагает установление сильной исполнительной власти во главе с президентом. Избиратели делегируют право принимать важнейшие решения не законодательному органу, а президенту. Однако в отличие от представительной демократии, при указанном режиме электорату отводится роль делегирования исполнительной власти прав и полномочий, ограниченных лишь конституционным сроком её полномочий. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, получает  власть для управления страной так, как он это считает нужным. Всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных интересов в том виде, как он их понимает.

 

 

Заключение

 

Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический.Среди демократических, самым распространенным в мире являются парламентский и президентский режимы. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

Политический режим как способ функционирования политической системы, определяется как социальными факторами, так и мировоззренческими устоями  общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используют двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека в отдельности.

Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем остальные типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений.

Обстановка в мировом сообществе конца 20, – начала21 вв. свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что это столетие станет окончательной её победой.

 

 

Список литературы

 

 

1. Власть при переходе от тоталитаризма  к демократии. Свободная мысль. 1993 - №8.

2. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит. Иссл. 1993 -№5.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

4. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

5. Стародубский Б.А. Политические режимы  европейских стран. Свердловск., 1989.

6. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М., «Дрофа», 1996.

7. Цыганков А.П. Политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

8. Тоталитаризм как исторический  феномен. М., 1989.

9.Поппер  К. Открытое общество и его  враги. М., 1992. Т. 1,2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический