Политология как предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:10, лекция

Краткое описание

Власть – возможность, способность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение других людей даже вопреки их сопротивлению.
Суть власти не зависит от ее основы. Власть может базироваться на различных основаниях: демократических и авторитарных, честных и манипулятивных, насилии и мести, обещаниях, обмане и шантаже.

Вложенные файлы: 1 файл

Skuratov_politologia.docx

— 123.21 Кб (Скачать файл)

 Политология


Литература:

1. Учебник для ВУЗов под редакцией  Гаджиева

2. -//- Фонарина

3. Обязательно: Платон. Государство; Н. Маккиавелли. Государь. – обязательно!!! Рассуждения о первой декаде Титаливия

 

 

Структура курса


1. Введение в политологию: объект и предмет политологии, методы политологии и их классификация, функции политологии, место и роль политологии в системе социально-гуманитарных наук, власть – центральная категория политологии, источники власти (М. Вебер).

2. Политические институты: понятие политического института, типы политических институтов (государственных и негосударственных, формальных и неформальных), государство – основной политический институт (внутренние и внешние функции государства), теории происхождения государств, формы государственного правления, формы государственного устройства, понятия и виды политических режимов, понятие и типология политических партий и партийных систем.

3. Политические идеологии: понятие и функции политических идеологий, классификация политических идеологий, либеральная политическая идеология, консервативная политическая идеология, неолиберализм и неоконсерватизм, социал-демократическая идеология, социалистическая (коммунистическая) политическая идеология, национал-социалистическая (фашистская) политическая идеология.

4. Политическая система РФ: конституции (сущность и типологии), конституция РФ (основы государственного строя), президент РФ (статус, полномочия, порядок избрания), федеральное собрание (статус, полномочия, порядок избрания), правительство РФ (статус, полномочия, порядок назначения), суды РФ (статус, полномочия, порядок формирования), избирательная система (сущность и типология, преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем), органы государственной власти Свердловской области.

 

Власть как центральная категория  политологии


Власть – возможность, способность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение других людей даже вопреки их сопротивлению.

Суть власти не зависит от ее основы. Власть может  базироваться на различных основаниях: демократических и авторитарных, честных и манипулятивных, насилии и мести, обещаниях, обмане и шантаже.

 

Политическая  власть – возможность и способность одной социальной группы или класса осуществлять свою волю, воздействовать на поведение других социальных групп или классов.

Спецификой  политической власти является то, что  для ее осуществления властный S использует специально созданный механизм (государство и система государственных органов власти).

 

Источники власти (М. Вебер)


1.Насилие (физическая сила и угроза ее применения, угроза и применение специальных средств (оружия) – самый распространенный и самый примитивный источник власти).

2.Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, специальные знания (экспертные), вера).

3.Право (положения и полномочия, закрепленные в нормативно-правовых актах; обычаи и традиции).

 

Государство использует все три источника  власти, в меньшей степени –  авторитет, однако базисным источником ЛЮБОЙ государственной власти является насилие (легитимное).

Легитимность  – одобряемость, признание использования средств и способов физического воздействия для осуществления государственной власти.

Баланс соотношения  насилия и авторитета, как источников власти, демонстрирует степень развития государства и общества.

Авторитет –  самый нелюбимый источник власти для государственных должностных  лиц, потому что самый сложный.

 

Виды управления в политике


Главной особенностью социальных политических систем является наличие двух уровней управления:

- системного (объективного): на котором функционируют политические и социальные институты; функционируют по законам систем,

- субъективный (человеческого): субъектом и объектом управления является человек или группа лиц. S<->O

 

Виды управления в политике:

1. Государственное (административное) управление: S управления (чиновник, орган государственной власти (ОГВ)) воздействуют на O управления (народ, отдельные его группы), обладая гораздо большими полномочиями, правами и ресурсами. Основной источник государственного (административного) управления - правовые нормы, а механизм реализации – легитимное насилие. S->o

2. Управленческие отношения в рамках  государственных политических структур = менеджмент в коммерческих организациях (нас интересует только с точки зрения работы PR структур в органах государственной и муниципальной власти).

3. Политический менеджмент – вид управления, при котором S управления (государственный деятель, ОГВ, политическая партия, группа давления) равен в своих правах и возможностях O управления (государственному деятелю, ОГВ, политической партии, группе давления). S управления не может принуждать, используя общеобязательные нормы, а вынужден побуждать. S<->O

 

Задание: Платон. Государство, Рассуждения Платона  о справедливости

 

Сократ говорит, что речь идет о  счастье всего государства, а  не одного какого-то слоя, иначе не будет справедливости.

«По мысли фигуранта диалога Сократа, что именно таким образом граждане идеального государства и могут быть счастливы, так как речь, строго говоря, идет о ‘счастье всего государства в целом’, а не того или иного слоя его граждан: ‘ведь именно в таком государстве мы рассчитывали найти справедливость’. И далее: ‘Не заставляй нас соединять с должностью стражей такое счастье, что оно сделает их кем угодно, только не стражами. Мы сумели бы и земледельцев нарядить в пышные одежды... а гончары пускай с удобством разлягутся у очага, пьют себе вволю и пируют... И всех остальных мы подобным же образом можем сделать счастливыми, чтобы так процветало все государство’. Однако подобным образом, по Платону, разрушается до основания все государство. Главное, по его мысли, не благополучие отдельных слоев населения, а ‘забота о государстве в целом и его процветании’. Платон далее подробно описывает размеры идеального государства, его законы и добродетели, характеризует три начала человеческой души, связывая их с делением общества на три сословия и называя это справедливостью в государстве. Даже пять известных тогда типов государственного устройства Платон выводит из соответствующего числа типов душевного склада личности.»

Платон делает заключительный вывод о том, что любые перемены или взаимопроникновение трех классов  несправедливы и, напротив, справедливо, «если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело». Это  заключение подтверждается и резюмируется немного позже: «Каждый из нас  только тогда может быть справедливым и выполнять свое дело, когда каждое из имеющихся в нас [начал] выполняет  свое». Таким образом, Платон отождествляет  справедливость с властью класса и классовыми привилегиями: ведь принцип, по которому каждому классу надлежит заниматься своим

Так же, Платон говорит о том, что  женщины могут быть воинами-стражами, с соответствующим видом и  воспитанием, конечно, они слабее мужчин, но это не значит, что мужчины  будут делать все, а женщины ничего.

 
Наихудшее                                                                                                            наилучшее, безнаказанность 
безнаказанность                      справедливость


 

Политология как наука, предмет, методы, Функции.


 

  1. Политология не есть наука о государстве, политология не есть наука о политических институтах, партиях, выборах, избирательном процессе. 
    Политология есть наука о власти, способах, методах ее достижения, удержания и использования. Ключевое понятие политологии есть категория власти.

Методы политологии: 
1. Традиционный включает в себя  
- исторический (описание личностей , событий, политических кризисов в хронологическом порядке) 
- Описательный (описание гос органов, Их функций, структуры, роли и механизмов деятельности)

- Институциональный (изучает формальные стороны деятельности государственных структур законодательных, исполнительных, судебных)

- Сравнительный (предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, режимов, идеологий и т.д.)

- Социологический метод ( выясняет зависимость политических (властных) процессов от изменений социума (социальных групп)

- Психологический (изучает субъективные механизмы политеческого поведения, индивидуальные черты, бессознательные психологические процессы и типичные примеры психологических мотиваций)

  1. Инструментальный (организуют и упорядочивают познавательный процесс:  
    - анализ (разложение целого на элементы) ,синтез (сочетание элементов или систем и их исследование) 
    - индукция (от общего к частному), дедукция (от частного к общему) 
    - мысленный эксперимент  
    - моделирование политических событий, явлений, процессов (отражает основные свойство реальной системы)

- математический и кибернетические методы (при прогнозировании, при построении политических систем и их моделей)

 

  1. Эмпирические методы. Т.е. способствующие получению первичной информации о политической жизни: 
    -  статистический (использование вторичных источников статистической информации)

- анкетные опросы 
- анализ документов 
- лабораторные эксперименты  
- наблюдение как метод получения первичных данных

 

Функции политологии:

    1. Оценочная (призвана давать оценку политическим явлениям, органам, осуществляющих политическую власть, общественно-политическим движениям, органам)
    2. Политическая социализация (формирование гражданственности и политической культуры населения, общества). Когда мы говорим о политической/ом, мы говорим о властном
  1. Рационализация политической жизни (рацио = разум,  разумное) 
     
    Взаимодействие политологии с другими общественными науками: 
    1. Экономика и политология: существует несколько теорий, концепций, объясняющих прямую и обратную зависимость развития политических систем от совокупного развития экономических систем. Проще говоря, политика зависит от экономика и экономика зависит от политики. Однако, большинство исследователей утверждают, что существует следующая закономерность:  слабая экономика рождает сильную власть. Сильная экономика рождает слабую власть. (пример: экономически развитые страны европы с сильной экономикой и слабой властью – т.е. слабые отношения господства и подчинения. Сильная экономика – африканские слабо развитые страны)

2. взаимодействие политологии и  морали. Политические отношения  не призваны изначально выражать индивидуальность каждого, а обеспечивают выражение групповых интересов. Основное противоречие политики и морали состоит в том, что политика подразумевает использование силы и принуждения. Власть использует аморальные методы (принуждение, насилие, лишение жизни.

3. Политика и право. Правовая  юридическая сфера закрепляет  в действующем законодательстве  основные принципы господства  тех или иных политических  сил. В конкретных политических  системах взаимоотношение политики  и права не однозначно и  противоречиво в тоталитарных, авторитарных, демократических, политических режимах   политическая лояльность не редко  ценится выше, чем требования  действующего законодательства. (во время начала правления Медведева за неделю быстренько изменили конституцию, президент теперь правит не 4 года, а 6 лет, а депутаты госдумы избираются не на 4 года, а на 5 лет). «Закон как дышло – как повернул, так и вышло»

 

Задание:  
1. вопрос, терзающий молодых юношей и девушек (по мнению Платона): правдой ли мне взойти на вышнюю крепость или обманной и кривдой? – прочитать, что по этому поводу говорит через своих героев Платон.

Главкон: Говорят, что творить несправедливость обычно бывает хорошо, а терпеть ее — плохо. Однако, когда терпишь несправедливость, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда ее творишь. Поэтому, когда люди отведали и того и другого, то есть и

поступали несправедливо, и  страдали от несправедливости, тогда  они, раз уж нет сил избежать одной и придерживаться другой, нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее.

ведь творить несправедливость, оставаясь притом безнаказанным, это  всего лучше, а терпеть несправедливость, когда ты не в силах отплатить, — всего хуже. Справедливость же лежит посреди между этими  крайностями, и этим приходится довольствоваться, но не потому, что она благо, а  потому, что люди ценят ее из-за своей  собственной неспособности творить  несправедливость. крайняя степень несправедливости—это казаться справедливым, не будучи им на самом деле.

Адимант: отцы, когда говорят и внушают своим сыновьям, что надо быть справедливыми, и все, кто о ком-либо имеет попечение, одобряют не самое справедливость, а зависящую от нее добрую славу, чтобы тому, кто считается справедливым, достались и государственные должности, и выгоды в браке, то есть все то, о чем сейчас упоминал Главкон, говоря о человеке, пользующемся доброй славой, хотя и несправедливом. Более того, эти люди ссылаются и на другие преимущества доброй славы: добавив также почет со стороны богов, они могут указать на обильные блага, которые, как они считают, боги даруют людям благочестивым.

Информация о работе Политология как предмет