Большей частью говорят, что
несправедливые поступки целесообразное
справедливых: люди легко склоняются
к тому, чтобы и в общественной
жизни, и в частном быту считать счастливыми
и уважать негодяев, если те богаты и вообще
влиятельны. и ни во что не ставить и презирать
каких-нибудь немощных бедняков, пусть
даже и признавая, что они лучше богачей.
Судя по этим рассказам, если
я справедлив, а меня таким но считают,
пользы от этого для меня, как уверяют,
не будет никакой, одни только тяготы и
явный ущерб. А для человека несправедливого,
но снискавшего себе славу справедливости,
жизнь, как утверждают, чудесна.
Да ведь и все великое
без труда не дается, ответим мы
ему. Тем не менее, если мы стремимся
к благополучию, приходится идти по
тому пути, которым ведут пас следы
этих рассуждений. Чтобы утаиться, мы
составим союзы и сообщества; существуют
и наставники в искусстве убеждать, от
них можно заимствовать судейскую премудрость
и умение действовать в народных собраниях:
таким образом, мы будем прибегать то к
убеждению, то к насилию, так, чтобы всегда
брать верх и не подвергаться наказанию.
Но от богов-то невозможно
ни утаиться, ни применить к ним
насилие. Тогда, если боги не существуют
или если они нисколько не заботятся
о человеческих делах, то и нам
нечего заботиться о том, чтобы от
них утаиться. Если же боги существуют
и заботятся о нас, так ведь
мы знаем о богах или слышали
о них не иначе как из сказаний и от поэтов,
изложивших их родословную. Те же самые
источники утверждают, что можно богов
переубедить, привлекая их на свою сторону
жертвами, кроткими молитвами и приношениями.
Тут приходится либо верить и в то и в другое,
либо не верить вовсе. Если уж верить, то
следует сначала поступить несправедливо,
а затем принести жертвы богам от своих
несправедливых стяжаний.
Ведь, придерживаясь справедливости,
мы, правда, не будем наказаны богами,
но зато лишимся выгоды, которую
несправедливость могла бы нам принести.
Придерживаться же несправедливости нам
выгодно, а что касается наших преступлений
и ошибок, так мы настойчивой мольбой переубедим
богов и избавимся от наказания. Но ведь
в Аиде либо нас самих, либо детей наших
детей ждет кара за наши здешние несправедливые
поступки. Однако, друг мой, скажет расчетливый
человек, здесь-то и имеют великую силу
посвящения в таинства и боги-избавители,
и именно этого придерживаются как крупнейшие
государства, так и дети богов, ставшие
поэтами и божьими пророками21:
они указывают, что дело обстоит именно
таким образом.
2. подготовить краткий
доклад: материалистическая,
- Дак в чем же справедливость лучше несправедливости по Платону, почему государственный деятель должен быть справедлив? - только власть как таковая представляется Благом для человека, получившего ее, то тиран не владеет истинной властью5!3. Более того, этот человек несчастлив потому, что подлинное счастье (евдаймония) состоит в совершенстве человеческой природы. Еще более несчастным становится несправедливый человек, если он не претерпит наказания за свои поступки52. Несправедливость — это болезненное состояние души, а справедливость — ее здоровье. Истинным злом — по Платону — может быть только несправедливость: она оказывает вредное влияние на души тех, кто ее совершает, а не тех, кто претерпевает ее54. Если необходимость власти обосновывают обыкновенно тем, что она «защищает нас от несправедливости», то Сократ в «Горгии» выдвигает необычный для греков тезис, что «претерпевать несправедливость лучше, чем творить».
- Чем рассуждение Платона отличаются от рассуждений Макиавелли ? - Все, что служит целям политики, признается хорошим, все, что противодействует им, - дурным. Для достижения намеченных целей правительство может смело прибегать ко лжи, обману, вероломству, жестокостям, измене. Религия рассматривается только как орудие; церковь должна быть безусловно подчинена государству. Заботиться о том, чтобы обеспечить себе любовь, преданность и верность подданных, совершенно излишне для правителя. Население обязано лишь бояться своего правителя, слепо повиноваться ему, вести себя смирно, доставлять нужные деньги и нужных солдат. Счастлив ли при этом народ или нет - безразлично. Государь должен обращать преимущественное внимание на развитие военной силы своего государства и на дипломатическое искусство как охрану против внешних и внутренних опасностей.
Политический институт. Понятие
политического института, виды.
Политический институт – есть совокупность
учреждений, организаций с определенной
структурой и субординацией, воспроизводимой
с течением времени совокупностью норм
и правил, упорядочивающих политические
отношения как между организациями, так
и между людьми, таким образом, политический
институт представляет собой триединую
целостность:
- Организацию (учреждение)
- Нормы
- Отношения
Основными политическими институтами
современного общества является институт
государства и его антитеза –
гражданское общество. В соответствии
с этим, основными видами политических
институтов являются:
- институты власти (институты государства)
- институты участия (институты гражданского общества)
институты участия – представляют собой средства и механизмы
артикуляции и агрегации общественных
интересов и запросов. Подвиды различны:
- общественные палаты,
- консультативные советы,
- общественные и некоммерческие организации,
- организации культурного и межнационального взаимодействия.
Институты власти – представляют собой средства и механизмы
осуществления государственной (государственно-административной)
системы власти и подчинения. Подвиды
институтов власти:
- парламент (политический институт законодательной власти)
- политический институт исполнительной власти ( системы государственных органов исполнительной власти и примыкающих к ним муниципальных органов исполнительной власти
- институт судебной власти
- институт президентства
- система сдержек и противовеса ( система, не позволяющая консолидировать, концентрировать, злоупотреблять властными полномочиями какой-либо ветви власти, отдельным органом власти или государственным или муниципальным чиновником), (обычная традиционная схема законодательная-исполнительная-судебная по приоритетам должна быть развернута на судебную – законодательную – исполнительную (именно в таком порядке), т.к. функции третейского судьи при взаимодействии ветвей власти являются первичными .
Государство как основной
политический институт.
Термин государство в современном
его понимании возник в 16 веке в
трудах Макиавелли (от лат статус).
До Макиавелли государство называли
обществом, страной, империей, княжеством,
халифатом, королевство и т.д.
Идеалистическое определение государства – это институт,
организующий совместную жизнь населения
на определенной территории и обеспечивающий
там должный социальный порядок, поддержание
соответствующих норм и правил человеческого
общежития. Таким образом, основные функции государства
( для чего оно нужно) это:
- обеспечение должного совместного человеческого сосуществования
- управление общим хозяйством
- оборона собственной территории
Функции государственной власти –
это направление деятельности государства,
связанны с обеспечением государственного
суверенитета, то есть независимости
и самостоятельности в управлении,
вверенной территории.
Функции государства классифицируются
на:
- внутренние и внешние (основная классификация)
внутренняя:
- экономическая (управление общим, совместным ведением хозяйства), эта функция включает в себя регуляцию и контроль экономических процессов, планирование, организацию и стимулирование экономической деятельности с помощью кредитной и налоговой политики. (Китай – живет за счет экспорта, в 2008 году государство переориентировало за счет кредитных мер, появились гос заказы)
- политическая – обеспечение политической стабильности, выработка долгосрочных (стратегических) программ и планов развития государства.
- правовая – охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка, приемлемого проживания с точки зрения безопасности.
- социальная функция – обеспечение реализации принципа социальной справедливости, солидарности различных слоев и общественных классов, защита социально- незащищенных (неблагополучных) категорий граждан. (жилищное строительство, медицинское обеспечение, предоставление государственных социальных услуг как система ЖКХ, система общественного транспорта.
- экологическая – гарантирование человеку здоровой среды обитания (свободный доступ к чистым водным, лесным и иным природным ресурсам).
- культурная функция – создание условий для удовлетворения культурных запросов человека и гражданина, формирование гражданственности и высокой духовности, реализация государственной культурной политики.
- образовательная - деятельность по обеспечению демократизации системы образования, его непрерывности и качественности и равного доступа для представителей любых социальных групп/классов. (функционирование социальных лифтов).
Любое государство – есть структура для исполнения функций, любое государство возможно оценить по исполнению им, возложенных на него обществом функций!
Внешние функции государства:
- защита государственного суверенитета и национальной безопасности (поддержание обороноспособности и сохранение территориальной целостности)
- участие в международных отношениях, активная деятельность по предотвращению международных конфликтов, решение глобальных проблем,
- участие в экономической, политической, образовательной, культурной сфере межгосударственного взаимодействия.
Все функции государства, приведенные в списке внутренних и внешних, являются минимально достаточными, то есть, их реализация и есть сущность самого государства (для этого государство и создается)
- на постоянные и временные
- на основные и неосновные
- на явные и латентные
- на регулятивные и охранительные
3 подхода к государственному
управлению:
- правовой. Согласно правовому подходу, основными ключевыми ценностями государственного управления являются:
- верховенство права, следование юридической букве закона. При таком подходе государственный служащий/чиновник подчиняется не столько своему руководству, сколько требованиям и нормам права. политический
2. - политический. Основной задачей государственных служащих
является максимально лучшее воплощение
сиюминутной воли народа. Государственные
служащие – чиновники должны быть политически
ответственные, восприимчивы к текущим
интересам граждан.
3.управленческий (менеджерийский
) основными ценностями государственного
управления должны быть социальная эффективность
измеримой в экономической(цифровой),
с минимальными , как правило бюджетными,
затратами. Развился в паблик-менеджмента.
Попытки переноса менеджмента
В некоторых государствах
(система гос управления), к которым
относится и Россия сегодня наблюдается
симбиоз (несколько подходов гос управления),
однако, превалирующим в системе высших
органов государственной власти является
политический подход.
Теории происхождения
государства (государственного генезиса)
Существует:
- материалистическая (марксистская теория): государство, с точки зрения Марксистов и материалистов существовало не всегда; государство – это зло, это механизм подавления, при коммунизме государства нет; государство есть необходимый элемент на стадиях феодального и капиталистического развития общества (которые отмирают как ненужный элемент при социализме)
- теория насилия (государство – учреждение, которое существует для блага сильного, законы – это средство наложения власти сильных на слабых). Суть : завоевание, порабощение слабых сильными.
Теория Кауцкого: социальная группа - доминирование одного племенем над другим (формируется институт рабства, нужно быть предельно осторожным, если рабство появится, то это может создать стагнацию (остановка) и анемию (разложение ценностей) государства). Приятная работа (для высших слоев) – управление, распоряжение, неприятная работа – для низших слоев.
Теория Дюринга: социальная группа – одна часть населения начинает доминировать над другой (доминирование сильных над слабыми). Общество состоит из 2 человек. Появляется 3, который встает на одну из сторон и помогает победить одному из них. Насилие – орудие с помощью которого человек прорубает себе дорогу. Отличие материалистической теории происхождения государства от теории насилия тем, что в насильственной теории сила является первичным и основополагающим фактором установления властных отношений, в марксистской теории собственность – есть фактор установления властных отношений. Схематично,
насильственная теория: физическая сила à властьà собственность. Насилие – это средство. Марксистская: собственность à власть à насилие.
- расовая теория : деление на рабовладельцев и рабов (деление людей на высшую и низшую расы). Белая чистая арийская (германская ветвь арийцев)раса, недочеловеки – славяне, евреи, цыгане. Если кого-то что-то не устраивало, то все решалось с помощью войны, война для государства так же важна, как раб для общества.
Государство с точки зрения расовой теории – механизм, инструмент, управление цивилизацией. Цивилизация , согласно расовой теории, относится исключительно к обществу высших рас (германцы, римляне, греки. Варвары (иные народности) не способны к созданию цивилизации, соответственно государства, в следствии физического, культурного и умственного развития (победа африканского бегуна на олимпиаде в 29 году, немцы встали и ушли со стадиона).
- инцестно-половая (инцестная) – кровосмешение, половая связь между родственниками. Запрет на кровосмешение будет способствовать развитию человечества, группа, которая следить за запретом инцеста будет следить за появлением государства и будет заниматься этим. – запрет на инцест. à Социальное значение: запрет на инцест препятствует концентрации собственности (следствия власти) в руках слишком ограниченного количества лиц. à отсюда стремление власть имущих вплоть до 19 века создавать пары с родственниками. Церковь с помощью светских органов власти начиная с 14 века вводила запреты на браки близких родственников.
- теория общественного договора. Основоположники – Гоббс, Локк, Руссо.
Основные положения:
- государство есть продукт соглашения между людьми. Общество соглашается отдать часть своего суверенитета легитимным органам власти с целью обеспечения правопорядка и исполнения общественно значимых функций.
- ключевым фактором создания государства является понятие легитимность, то есть добровольное согласие управляемых на осуществление в отношении их управленческих (властных) действий и решений, в том числе имеющих насильственный (применяющих насилие)
- теория общественного договора лежит в основе современных конституций и принципов демократического народовластия.
- теологическая (тео – бог) – зарождение 9 век н.э., основоположник Фома Акринский.
Основные положения:
Богом были переданы для управления всем сущим 2 меча: 1 меч для управления духовным миром, 2 – для управления светским, оба меча были переданы церкви, которая в последствии один из них передала монарху (теория 2 мечей).
Государство не есть продукт воли божьей, а есть последствие грехопадения первозданных людей.
Государство есть механизм защиты добра от зла, создан с целью оградить неразумных от грехопадения
Соответственно, любой должен подчиняться воли монарха и его представителя ( богу – богово, кесарю – кесарево). Государство есть благо, созданное людьми для защиты от греха,
- патриархальная - основоположники Аристотель, Конфуций, Развил Михайловский.
Основные положения:
- люди – существа социальные, стремящиеся к общественному (совместному) общежитию.
- в процессе совместной жизни люди создают семьи, как необходимый элемент выживания, продолжения рода.
- государство – есть разросшаяся семья, где есть патер, есть дети (подданные, подчиненные)
- подданным (детям) не обязательно знать для чего и в каких целях принимается то или иное решение
- патриархальная теория способствовало классовому, социальному и в последствии расовому разделению общества, народов и стран, изначально узаконивая властное неравен<span
cla