Полномочия президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Помимо научной литературы, автор в своем исследовании опирается в первую очередь на основной закон Российской Федерации – Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и другие нормативно – правовые акты. Объектом исследования данной работы служат полномочия президента РФ в сферах внутренней и внешней политики, предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением полномочий президента РФ. Цель работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ. Во взаимодействии Президента РФ со всеми ветвями власти РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. НЕКОТОРЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………………….5
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 52.81 Кб (Скачать файл)

Полномочный представитель  непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему.

В соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент РФ вместе с Правительством РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. Такая формулировка означает, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.

Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина.

IV. Президент РФ и судебная власть.

В соответствии с принципами разделения властей и независимости  судов Президент РФ не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Согласно ст.120 Конституции  РФ Судьи независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации  и федеральному закону. Суд, установив  при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного  органа закону, принимает решение  в соответствии с законом.

Тем не менее, Президент РФ участвует в формировании органов  судебной власти. Так, согласно ст.128 Конституции  РФ только Президенту предоставлено  право выдвижения кандидатур для  назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного суда, Высшего Арбитражного Суда, т.е. высших судебных органов Российской Федерации. Судьи других федеральных  судов назначаются Президентом  Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Никто не вправе потребовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру.

V. Военные полномочия Президента РФ.

Федеральным законом «Об обороне» Президенту предоставлено право  определения основных направлений  военной политики страны.

В военной области полномочия Президента Российской Федерации достаточно широки. Являясь Верховным главнокомандующим, согласно ст.83 Конституции РФ, Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ.

Согласно ст.4 Федерального закона «Об обороне» Президент Российской Федерации:

1) определяет основные  направления военной политики  Российской Федерации;

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации (военная доктрина определена как совокупность официальных взглядов, установок, определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности страны, в ней конкретизируются применительно к военной сфере положения Концепции национальной безопасности страны);

3) осуществляет руководство  Вооруженными Силами Российской  Федерации, другими войсками, воинскими  формированиями и органами.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз, проведения единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности.

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет  статус главного управления Президента.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено  право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент Российской Федерации уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения. Указы о введении военного, а также чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации.

Режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного  положения определяются федеральными конституционными законами. К настоящему времени такого рода акт принят «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года. В нем конкретно определены цели введения чрезвычайного положения, содержание указа Президента, особенности деятельности Федерального Собрания РФ в этих условиях, срок действия чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, принимаемые при этом, содержание особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение и др. В случае введения чрезвычайного положения об этом уведомляются и информируются ООН, Совет Европы, сопредельные государства.

Федеральным законом «О мобилизационной  подготовке и мобилизации в Российской Федерации» на Президента возложена  обязанность объявления общей или  частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

VI. Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. Согласно ст. 89 Конституции РФ таким полномочиям относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специальных званий; осуществление помилования.

Государственными наградами  Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию по государственным  наградам. Государственных наград могут  быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Указом Президента от 30 декабря 1995 г. установлены почетные звания и  утверждены Положения о почетных званиях, а распоряжением утверждена Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации.

К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства  и предоставления политического  убежища. Так, республики, входящие в  состав РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком  случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или  иных лиц в свое гражданство. [15, C. 405 - 406]

Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные  преступления. Согласно ст. 176 УК РФ «Осужденный  вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание».

Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании созданы  при главах администраций во всех субъектах РФ. Однако их работа носит  только подготовительный характер для  последующего решения Президентом  РФ.

VII. Акты Президента РФ.

Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции  РФ являются указы и распоряжения.

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые  обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской согласно ст. 90 Конституции РФ Федерации не должны противоречить самой Конституции  РФ и федеральным законам. Это  означает, что названные акты являются подзаконными. [15, C.407- 408]

Издание указов и распоряжений - основная форма, посредством которой  реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном  Суде.

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию, кроме  актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну  или содержащих сведения конфиденциального характера. Официальным является опубликование в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты публикуются в течение 10 дней после их подписания. Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом; факсимильная печать, т.е. точная копия подписи, используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства, она хранится у заведующего канцелярией Президента. [15, c. 409]

Исходя из вышесказанного, можно  сделать вывод о том, что полномочия Президента Российской Федерации в  сфере внутренней политики носят  многосторонний характер. Они захватывают  все сферы развития как общества в целом, так и государства. Данный перечень можно полномочий Президента РФ можно продолжить, названы только основные его полномочия. По мнению автора, в целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер. Исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения определяет подзаконность его правотворческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА  В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах.

Стираются различия между  внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов  и безопасности. В этих условиях внешняя политика становится одним  из важнейших инструментов поступательного  развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности  в глобализирующемся мире.

Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, участницей "Группы восьми" и целого ряда других влиятельных  международных и региональных организаций, механизмов межгосударственного диалога  и сотрудничества, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая отношения с ведущими государствами  и объединениями всех регионов мира, последовательно интегрируясь в мировую экономику и политику, Россия оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений.

Кардинальная трансформация  международных отношений, прекращение  идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной  войны» и связанных с ней предрассудков  и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций - все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. Снижена опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной.

На современном этапе  традиционные громоздкие военно-политические союзы уже не могут обеспечить противодействия всему спектру  современных вызовов и угроз, являющихся трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных проблем  приходит сетевая дипломатия, опирающаяся  на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного  поиска решений общих задач.

На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются  экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов  личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование  механизмов регулирования мировых  рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные  преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость  государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кризисоустойчивой международной системы.

Информация о работе Полномочия президента РФ