Понятие избирательной системы и избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

1.1 Избирательная система в Российской Федерации.
1.2 Понятие и принципы избирательного права.
Цели изучения: ознакомление студентов с понятием избирательной системы и избирательного права.
Студент, изучивший данную тему должен:
а) знать содержание предмета избирательное право;
б) уметь объяснить функции избирательного права;
в) разбираться в принципах избирательного права.
При изучении данной темы необходимо:
а) обращаться к данным лекциям;
б) верно ответить на тест по данной теме;
в) изучать основную и дополнительную литературу.

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательное право.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

      Обязанность и периодичность  выборов. Этот принцип означает, что выборы являются единственным в полной мере легитимным способом формирования власти. Предполагается, что деятельность выборных органов власти должна быть ограничена во времени, а воспроизводство власти должно осуществляться регулярно через процедуру выборов.

      Открытость  и гласность выборов. Этот принцип предполагает обеспечение доступа избирателей к информации о кандидатах, партиях и самом процессе выборов.

      Свобода выборов. Этот принцип означает, что гражданин сам решает, участвовать ли ему в выборах и в какой форме.

      Альтернативность  выборов. Реализация этого принципа организации и проведения выборов предполагает их конкурентный характер. Избиратель должен иметь выбор как минимум из двух кандидатов на тот или иной пост.

      Справедливость  выборов. Реализация этого принципа строиться на мерах по защите процесса выборов от необъективности и фальсификации. Сюда входят и обеспечение равных условий предвыборной борьбы для кандидатов и партий, обеспечение справедливого финансирования избирательного процесса, соблюдение объективности при определении результатов выборов. 
 
 

     2.3 Субъекты выборов

      Субъектами  демократических выборов являются избиратели, политические партии и  кандидаты на выборные должности. Также  к субъектам выборов можно  отнести избирательные органы, которые  организовывают выборы и следят за их проведением.

      Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов. Предпочтения избирателей на годы вперед определяют политические судьбы страны. Вся совокупность избирателей называется избирательным корпусом, или электоратом.

      Политические  партии являются коллективными участниками выборов. Участие политических партий в выборах ограничиваются следующими требованиями:

      а) минимальное число членов партии;

      б) получение определенного процента голосов на предыдущих выборах;

      в) сам факт периодического участия  в выборах.

      Согласно статье 36 Федерального закона «О политических партиях» (от 2001 г.), политическая партия признается единственным видом общественного объединения, которое обладает правом участвовать в выборах (на федеральном уровне).

      Кандидаты на выборные должности  не менее значимые, чем политические партии субъекты выборов.

      В России выборными являются следующие  должности:

      - Президент Российской Федерации;

      - депутаты Государственной Думы;

      - депутаты законодательной власти  субъектов Российской Федерации;

      - главы муниципальных образований;

      - депутаты представительных органов  местного самоуправления.

      Избирательные органы осуществляют руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают.

      В их числе:

      - контроль за соблюдением избирательного  законодательства;

      - подготовка списков избирателей;

      - регистрация выдвинутых кандидатов;

      - распределение финансовых средств,  выделенных государством на выборы;

      - организация голосования;

      - определение результатов выборов.

      Основным  требованиям к избирательным  комиссиям является их беспристрастность  и независимость.

      Предвыборная  борьба является наиболее напряженным этапом избирательного процесса. В рамках этой борьбы отдельные кандидаты и политические партии осуществляют сложный комплекс мероприятий направленный на достижение или удержание власти. Все эти действия обозначаются термином «избирательная кампания». Обычно избирательная компания тщательно и всесторонне подготавливается, что предполагает создание штаба, разработку стратегии и тактики кампании, а также аккумуляцию ресурсов.

      Практика  показывает, что деньги не всегда обеспечивают победу на выборах. Так, на выборах в  Государственную Думу в 1993 г. список кандидатов «Демократического выбора России» получил 15,5 % всех голосов, а список ЛДПР Жириновского – 23% голосов. При этом прямые финансовые затраты ДВР были в 40 раз выше, чем у ЛДПР. В условиях острой предвыборной конкуренции эффективное достижение поставленных целей предполагает использование политического маркетинга (а точнее привлечение специалистов в данной области – политических технологов).

      Особую  роль в проведении избирательной  кампании или партии играет ее финансирование. Финансовые средства на проведение избирательной  кампании формируются за счет членских взносов, государственного финансирования или добровольных пожертвований.

      Часто эти легальные источники финансирования не могут покрыть всех расходов. В этом случае кандидаты и партии обеспечивают проведение своей избирательной  кампании за счет нелегальных источников. К их числу относятся: предпринимательская деятельность, финансирование из-за рубежа, превышение допустимых пожертвований от граждан и юридических лиц.

      Кульминационным этапом избирательного процесса является голосование, поскольку именно оно осуществляет волю народа.

      Для современной политологии весьма важен ответ на вопрос, почему избиратели голосуют так, а не иначе. В настоящее  время сложился ряд подходов, объединяющих выбор граждан.

      Социологический подход акцентирует внимание на социально-групповой принадлежности избирателей (классовой, этнической, религиозной и т.д.) именно этой принадлежностью здесь и объединяется выбор граждан.

      Социопсихологический  подход. В соответствии с этим подходом электоральный выбор определяется ощущение близости к какой-либо партии.

      Политико-коммуникативный  подход строиться на выделении в качестве определяющего такого фактора, как воздействие на выбор граждан комплекса различных мероприятий, осуществляемыми различными партиями в ходе избирательной кампании.

      Подход  рационального выбора основан на том предположении. Что поведение граждан во время выборов определяется стремлением к достижению собственных целей. В этом случае избиратели голосуют, руководствуясь лишь собственной выгодой.

      Участие граждан в голосовании на выборах рассматривается как один из наиболее значимых показателей их политической активности. Однако в современных демократиях наблюдается снижение политической активности граждан, т.е. происходит нарастание абсентеизма (от лат. absens – отсутствующий),т.е. уклонение граждан от участия в голосовании. Причинами здесь могут быть и аполитичность граждан и неверие, , что выборы что-либо изменят и недостаток достоверной информации о кандидатах или партиях.

      Завершается избирательная кампания подсчетом голосов и определением результатов выборов. Эти действия реализуются избирательными органами.  Важной их прерогативой на этом этапе является признание выборов состоявшимися, только тогда когда в них принято участие не менее определенного процента избирателей, т.е. преодолен порог явки избирателей. Например, на местных выборах а Астрахани 8 октября 2006 года этот порог составил 25% от общего числа заявленных избирателей.

      Если  порог явки не преодолен, назначаются  повторные выборы.

 

Тема  №3. Типы избирательных систем.

План  темы: 

      3.1 Понятие и типы избирательных  систем

     3.2 Мажоритарная система

     3.3 Пропорциональная система

     3.4 Достоинства и недостатки пропорциональной  и мажоритарной систем 
 

    Цели  изучения: ознакомление студентов с типами избирательных систем.

    Студент, изучивший данную тему должен:

    а) знать  понятие и типы избирательных систем;

    б) уметь  объяснить разницу между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами;

    в) разбираться  в достоинствах и недостатках данных систем.

    При изучении данной темы необходимо:

    а) обращаться к данным лекциям;

    б) верно  ответить на тест по данной теме;

    в) изучать  основную и дополнительную литературу.

 

3.1 Понятие и типы  избирательных систем

  Рассмотрим  избирательную систему в узком  смысле этого термина, т.е. как способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. В разных странах избирательные системы будут отличаться по многим параметрам. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими целями. Как отмечают Р. Таагепера и М.С. Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать, они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести на нет роль мелких партий либо, наоборот, дать последним право на парламентское представительство. 
     Как правило, избирательные системы представляют собой разные модификации двух основных типов:
: мажоритарной и пропорциональной (Аним. 8). 
     

  3.2 Мажоритарная система

  В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности. 
     При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателей, чем любой из его соперников (
Аним. 9). Система проста, т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, которое сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют "победитель получает все"8. В настоящее время эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др. 
     Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

  • В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:
    • система двух туров. Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, например, при выборе президента России, причем во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов;
    • альтернативное голосование используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) против фамилий их предпочтительность для избирателя (рейтинговое голосование). Если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми предпочтениями, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам вторых предпочтений. Затем исключаются кандидаты с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Перераспределение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов.

Информация о работе Понятие избирательной системы и избирательного права