Понятие избирательной системы и избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

1.1 Избирательная система в Российской Федерации.
1.2 Понятие и принципы избирательного права.
Цели изучения: ознакомление студентов с понятием избирательной системы и избирательного права.
Студент, изучивший данную тему должен:
а) знать содержание предмета избирательное право;
б) уметь объяснить функции избирательного права;
в) разбираться в принципах избирательного права.
При изучении данной темы необходимо:
а) обращаться к данным лекциям;
б) верно ответить на тест по данной теме;
в) изучать основную и дополнительную литературу.

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательное право.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

  Крайне  редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов Парламента). 
     

  3.3 Пропорциональная система

  Пропорциональная  система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя "избирательный порог" (барьер) - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2-5%. Например, в России этот порог составляет 5% голосов избирателей. 
     Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования.

  • Приведем некоторые из них (Аним. 10):
    • система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всей страны в рамках единого общенационального округа;
    • система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов (Австрия, Греция, Испания, Скандинавские страны и др.);
    • система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;
    • система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, т.е. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование). Делается это различными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); ранжирует кандидатов по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др.
 
 

  3.4 Достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной систем

  Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства  и недостатки.

  • Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинств выделяют следующие (Аним. 11):
    • непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;
    • отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;
    • формирует парламентское большинство;
    • способствует установлению стабильной двухпартийной системы;
    • приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.
  • К существенным недостаткам мажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:
    • не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется - 48% избирателей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов, поданных за непрошедших кандидатов9. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;
    • порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. Например, в 1997 г. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы - 17% голосов и всего 7% мест10;
    • устанавливает зависимость результатов голосования от нарезки округов, что может породить "соблазн" махинаций с определением их границ и численностью избирателей для получения избирательной выгоды;
    • возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;
    • приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура.
  • К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:
    • обеспечивает более адекватное представительство политических сил;
    • сокращает количество "неучтенных" голосов избирателей. Даже при использовании избирательного барьера редко бывает, чтобы оказалась неучтенной более 1/4 голосов, и еще реже это число приближается к 1/211;
    • позволяет обеспечить представительство меньшинствам (например, этническим, религиозным);
    • стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.
  • Однако у этой системы есть слабые стороны:
    • слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;
    • зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;
    • порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;
    • способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;
    • потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

  В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя  системами выборов и используют различные варианты смешанной системы, которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем (Аним. 12). Например, в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка. 
     В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных взаимоотношений.

  • Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим выводам:
    • пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях системы относительного большинства;
    • в двухпартийных системах идеологические позиции партий постепенно сближаются;
    • партии, конкурирующие в малых округах, будут по преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут склонны к проблемной ориентации12.

  Французский политолог М. Дюверже вывел закономерность, которая получила название "закона Дюверже" . Согласно этому закону, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к "полезному" (стратегическому) голосованию, т.е. голосованию за крупные партии, имеющие шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, "пропадут". В этом проявляется своеобразный "психологический эффект" избирательной системы. Мелкие партии либо обречены на постоянное поражение, либо вынуждены объединяться с одной из партий - партий "фаворитов". Мажоритарная система в два тура благоприятствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящей из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Подмеченная Дюверже закономерность не является абсолютной и предполагает исключения. 

 

Тема  №4. Выборы в России: история и современность.

План  темы: 

4.1 Выборы в истории России.

4.2 Выборы в современной России.

4.3 Выборы в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. 
 

    Цели  изучения: ознакомление студентов с выборами в России в прошлом и настоящим.

    Студент, изучивший данную тему должен:

    а) знать  историю выборов в России;

    б) уметь  охарактеризовать выборы в современной России;

    в) разбираться  в выборах в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

    При изучении данной темы необходимо:

    а) обращаться к данным лекциям;

    б) верно  ответить на тест по данной теме;

    в) изучать  основную и дополнительную литературу.

 

      4.1 Выборы в истории России. 

      У института выборов в нашей  стране есть прошлое. Достаточно вспомнить  вечевые собрание в Новгородской республике, где выбирались князья и посадники, Земские соборы 16-17 вв., выборы органов местного самоуправления – земских учреждений в 19 в. Выборы ориентированные на формирование общегосударственного представительного органа, ведут свою историю в России с 1905 г., в связи с учреждением Государственной Думы.

      Избирательную систему до 1917 г. отличали весьма жесткие  возрастной и имущественные цензы.

      По  Конституции РСФСР 1918 г. была создана  новая избирательная система. В  ней исключилась всеобщность  избирательного права за счет запрета на участие в выборах буржуазий, интеллигенции и духовенства. Выборы в советы были многоступенчатыми, а не прямыми. Тайного голосования не существовало.

      Дальнейшая  трансформация избирательной системы  была связана с принятием Конституции СССР 1936 и 1977 гг. Выборы в СССР, стали проводиться на основе всеобщего и равного права при тайном голосовании. Основным недостатком Советской избирательной системы являлось то, что в стране была только одна партия – КПСС, т.е. на выборах отсутствовала альтернатива.

      Радикальная трансформация советской избирательной  системы начинается в конце 1980-х  годов. Первые конкурентные выборы общенационального  масштаба состоялись в России в 1989 г. Это были выборы народных депутатов  СССР. Однако и эти выборы имели крупные изъяны. Так треть мест (750) была зарезервирована за КПСС. 

     4.2 Выборы в современной России. 

      В 1991 г. прошли первые в истории России президентские выборы. Современная  избирательная система сложилась  в 1993-1995 г. Избирательная система  современной России строится на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

      Выборы  Президента РФ проводятся по единому федеральному округу на основе мажоритарной системы абсолютного большинства.

      Порядок формирования Федерального Собрания – является смешанным. Нижняя палата – Государственная Дума – формируется путем прямых выборов 450 депутатов. С 1993 г. эти выборы проводились на основе смешанной избирательной системы. 225 депутатов избирались по одномандатным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства, 225 депутатов - по единому федеральному округу на основе пропорциональной системы. Законом «О выборах депутатов Государственной Думы» (от 2005 г.) предусматривается переход к пропорциональной системе с проведением выборов по единому округу.

      Процедура формирования Совета Федерации претерпела за последние годы существенные изменения. В 1993 г. одновременно с выборами в Государственную Думу избирались 178 депутатов (по два от каждого субъекта Российской Федерации) и в Совет Федерации.

      В соответствии с Законом 1995 г. Совет  Федерации перестал избираться непосредственно  народом. В его состав стали входить  глава законодательного органа и  глава исполнительной власти каждого  субъекта РФ, которых избирали на региональных выборах.

      В третий раз порядок формирования верхней палаты был изменен в 2000 году. Согласно новому Закону «О порядке  формирования Совета Федерации» с 2002 г. в его состав входят по два представителя  от каждого субъекта. Один – избирается законодательным органом и один назначается главой исполнительной власти.

      Основные  параметры избирательной системы  России представлены в данной таблице: 

 

Информация о работе Понятие избирательной системы и избирательного права