Понятие и сущность Шанхайской Организации Сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение шанхайской организации сотрудничества
Задачи:
Исследовать деятельность ШОС в основных интеграционных группировках;
Проанализировать перспективы развития ШОС в мировую экономику.

Вложенные файлы: 1 файл

шос2.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Несколько лет назад  регион Центральной Азии и его  проблемы мало кого интересовали, теперь же привлекает все большее внимание мировой общественности. События 11 сентября 2001 года стали поводом для  обращения внимания на регион и его  проблемы. Соседство с Афганистаном стало дестабилизирующим фактором для безопасности региона.

Террористическая активность и рост наркотрафика потребовали  оперативного решения. Попытка стабилизировать  обстановку в данном регионе была сделана образованием Шанхайской Организацией Сотрудничества. Как подчеркивается в Совместной Декларации России и Китая, подписанной в Пекине 2 декабря 2002 года, Шанхайская Организация Сотрудничества «становится важным фактором поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе, одним из опорных элементов конструкции многополярного мира».

Регион выдвинул перед  образовавшейся Шанхайской организацией не только вопросы трех сил зла, но и проблемы распространения наркотиков, оружия, трансграничной преступности, вопросы охраны окружающей среды, социально-экономического развития, и то, на сколько продуктивно ШОС может решать эти вопросы, является авторской задачей этой статьи.

Цель: изучение шанхайской организации сотрудничества

Задачи:

Исследовать деятельность ШОС в основных интеграционных группировках;

Проанализировать перспективы развития ШОС в мировую экономику.

 

 

 

1. Понятие и сущность Шанхайской Организации Сотрудничества

 

Шанхайская Организация  Сотрудничества, ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.

Пессимистично настроенные  эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС  слишком большие расхождения  интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.

Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним  из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики  отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia).

Наиболее четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для стран региона.

Дальнейшему усилению роли ШОС могут способствовать следующие меры:

Вступление Индии. Подключение  такого крупного и авторитетного  государства превратило бы ШОС в одну из наиболее влиятельных международных организаций. Удалось бы значительно стимулировать экономическую кооперацию за счет индийского потенциала, а также расширить вовлеченность Дели в политическое сотрудничество на восточном и северном направлениях.

Принятие Монголии, наряду с закрытием территориальной  «бреши» в ШОС и стимулированием  экономического сотрудничества за счет потенциала (в первую очередь ресурсного) этой страны, имело бы большой демонстрационный эффект, поскольку в настоящее  время основным торговым партнером Монголии является США, что вполне характерно для посткоммунистической экономики азиатского государства.

Афганистан можно вовлечь  в работу Шанхайской организации  сотрудничества, предоставив ему  статус наблюдателя и активизировав роль ШОС в борьбе с наркоторговлей и в усилиях по стабилизации положения в этой стране.

Значительная активизация  экономического сотрудничества в рамках ШОС за счет государственного финансирования многосторонних проектов. Наилучшим  вариантом было бы создание программы или фонда развития ШОС, которые бы финансировались из госбюджетов стран-членов.

Направление экономической  активности Китая в рамках ШОС  в более конструктивное русло, разъясняя  преимущества широкого и комплексного подхода к экономическому сотрудничеству, который в большей степени отвечал бы общим интересам.

Учреждение на базе экспертного  Форума Шанхайской организации сотрудничества, Международного института, призванного  исследовать политическое и экономическое  развитие региона охвата ШОС.

Осуществление вышеуказанных мер способствовало бы выходу Шанхайской организации сотрудничества на новый этап развития, поставило бы ее в ряд наиболее влиятельных международных институтов и способствовало бы продвижению российских интересов в Азии.

 

2. Внутренняя безопасность

 

Пока не ясным остается вопрос о роли ШОС во внутри политических процессах Центрально–азиатских стран. В условиях произошедших событий  в Бишкеке и Андижане, насильственная смена власти представляет угрозу для  безопасности. Андижанские события мая 2005 г. страны ШОС определили их как отпор исламским радикальным силам стремящихся к насильственному захвату власти и дестабилизации обстановки в стране.

Согласно «Конвенции ШОС о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», экстремизмом признается – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них. Причем, участники этого договора, принимают такие меры, которые закреплены в национальном законодательстве стран, стремясь, прежде всего к единообразию понятий, соответствующему наказанию, сообразно степени тяжести, а также обмену информацией и опытом, проведения консультаций, согласования мер для предупреждения, выявления и пресечения указанных деяний, принятие определенных мер направленных на противодействие деятельности террористических групп.

Шанхайской организации  еще предстоит отстоять свое право  на определение понятий экстремизм, а соответственно на возможность  отстаивать или критиковать политику, проводимую в странах членах, а  также возможно испытать на себе критику мировых игроков. Кроме законодательного решения предупреждения подобных действий и оперативного реагирования, необходимы также превентивные формы действия, такие как, стабильное внутриполитическое развитие государств и демократическое развитие.

Как справедливо было замечено депутатом таджикского парламента Мухиддином Кабири, – «если страны-участники ШОС сами начнут инициировать обсуждение и реализацию вопросов уважения прав человека и демократизации общества, тогда у третьих государств не будет повода и возможности для того, чтобы вмешиваться как во внутренние дела ШОС, так и во внутренние дела отдельных стран-членов этой организации». Способствовать решению проблемы легитимности выборов поможет осуществление инициативы о создании института наблюдателей в рамках ШОС, которые будут следить за ходом выборов в странах – участницах организации. Являясь одной из ключевой, проблема стабильности внутриполитического развития в центрально-азиатских странах и опасность повторения т.н. «цветных революций» не может оставаться не замеченной. Данная инициатива призвана стать альтернативой «политизированным» решениям наблюдателей от ОБСЕ.

Кроме института наблюдателей, в стратегическом плане особо  важным видится не только легитимная смена власти, но и то какие политики борются за эту смену. Грузинский пример в лице его президента Михаила Саакашвили, получившего западное образование, подтверждает необходимость «воспитания» и образования граждан СНГ и в частности Центральной Азии в российских или китайских учебных заведениях. Имея в своих задачах гуманитарную составляющую ШОС должна способствовать развитию регионального образования, проводить просветительскую и пропагандистскую политику, как в вопросах безопасности, так и в вопросах положительного восприятия политики России и ШОС и ее членов.

На сегодняшний день, многие студенты центрально-азиатских  стран усиленно учат английский, выигрывают гранты на обучение в американских университетах. Образование в которых, полностью оплачивается правительством США, в то время как образование в России или Китае, зачастую, стоит очень больших денег. Практически в каждой стране действует свой национально – американский университет, работают американские НПО, такие как IREX, Корпус мира, другие западные центры, проводящие планомерную политику по развитию в этих странах западных (прежде всего американских) ценностей. Различные западные центры приглашают на свои конференции как внутри региона, так и за рубежом.

В отсутствии, такой же четкой политики по поддержанию в  странах ЦАР позитивного образа России, поддержания изучения в этих странах русского языка, без доступа (свободного и без платного через определенные формы выбора) в российские, да и в китайские университеты, Россия и ШОС в целом рискуют остаться без внутренней поддержки, получить антироссийских лидеров и превратить страны ЦАР в статистов организации.

В этом году для развития сотрудничества в сфере образования  Деловым советом ШОС было инициировано получение возможности обеспечения  беспрепятственной переподготовки и перепрофилирования специалистов из стран ШОС на базе российских вузов. Также на саммите в Шанхае Президент России Владимир Путин заявил о возможности строительства Россией в странах – членах организации высших учебных заведений. Будет ли это способствовать достижению вышеперечисленных целей, пока не ясно, но это то что, безусловно, должно быть и активно развиваться. Обучение и подготовка кадров на российской территории будет способствовать будущему стабильному развитию политической власти, демократической ее смене и соответственно безопасности стран и региона в целом.

К сожалению, в странах  Центральной Азии в силу разных, исторических и культурных причин, отсутствуют развитые демократические  институты, многое зависит от конкретных лидеров государств, а значит, демократическая смена глав государств путем общенациональных выборов, остается крайне важной формой выражения власти народа, от безопасности и правомочности, смены которой зависит стабильность этих стран.

 

3. Наркотрафик  и борьба ШОС

 

Приграничный Афганистан представляет угрозу вследствие международного терроризма, а также тем, что является главным производителем и транспортером наркотиков в мире. При всех заявлениях о борьбе с наркотиками движения Талибан и американских сил в Афганистане, явных улучшений в борьбе с производством и оборотом наркотиков не видится.

В 2004 г. посевные площади под маком в Афганистане достигли 80 тыс. га. Афганистан произвел 3,400 тонн наркотиков в 2002 г., а в 2004 г. уже более чем 5,500 тонн. По оценкам ЮНОДС, в 2004 г. в Афганистане было сосредоточено 16% мирового производства героина. Ежегодный оборот афганских наркотиков оценивается в $ 30 млрд в год. До 65% наркотиков, произведенных в Афганистане, поступает в ЦА, Россию и европейские страны. Примерно треть из них оседает в ЦАР.

Кроме того, продолжается производство наркотических веществ и на территории самой Центральной Азии. Увеличение количества наркосодежащих веществ приводит к возрастанию потребления наркотиков. В период с 1990 по 2002 гг. потребление опиатов в странах ЦА возросло в 17 раз, и это является прямой проблемой безопасности региона. Ситуация осложняется и увеличением заболеваний СПИДом, связанным с распространением инъекционного наркопотребления.

Месторасположение стран  Центральной Азии, транспортное сообщение  между странами, безвизовый режим, в то же время слабость пограничного контроля на границах Таджикистана и Кыргызстана, бедность этих стран, превратили регион в главную наркотранзитную зону, что представляет угрозу безопасности не только ЦАР, но и России и Европе. Центрально-азиатские страны граничат с Афганистаном, что ставит вопрос о тесном сотрудничестве в области борьбы с наркотрафиком.

Государства ШОС всегда внимательно следили за ситуацией  в Афганистане и прилагают  все возможные усилия для улучшения  обстановки в этой стране. Распространение и наркотический трафик через центрально – азиатский регион наряду с терроризмом являются приоритетом деятельности Шанхайской организации сотрудничества, «так как наркотики служат одним из источников финансирования терроризма. Усиление борьбы ШОС против наркотиков в этом регионе означает, что терроризм будет отрезан от источников финансирования, а это – непосредственный вклад в борьбу против терроризма».

В 2002 году ШОС признала полезным создание антинаркотической  системы – поясов безопасности по периметру границ Афганистана.

На Ташкентском совете глав – государств членов ШОС в 2004 году было принято решение о создании Координационного совета Афганистан –  ШОС для осуществления усилий по контролю границы и борьбы с  наркотрафиком. В рамках этого сотрудничества усилилась работа над созданием антинаркотического пояса на границах с Афганистаном. Кроме этого, как заявил глава исполнительного комитета РАТС господин Касымов, – «ШОС готова активно сотрудничать в разработке и осуществлении специальных программ по оказанию помощи Афганистану в целях стабилизации его социально – экономической и гуманитарной ситуации. Мы поддерживаем, и будем впредь поддерживать усилия международной коалиции, проводящей антитеррористическую операцию в Афганистане». В. Касымов отметил также позитивную динамику стабилизации внутриполитической ситуации в Афганистане.

Информация о работе Понятие и сущность Шанхайской Организации Сотрудничества