Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель: изучение шанхайской организации сотрудничества
Задачи:
Исследовать деятельность ШОС в основных интеграционных группировках;
Проанализировать перспективы развития ШОС в мировую экономику.
Стремление к усилению безопасности и желание качественного экономического сотрудничества будет неизменно вызывать проблемы внутри организации. При недостатке бюджетных средств и вариантах развития ШОС может столкнуться если не с конфликтом между членами, то с перекосами в пользу какого либо направления сотрудничества в ущерб другим, что может привести к формализму продолжения участия некоторых членов организации.
В повестке дня ШОС стоят очень важные задачи. Причем они на первый взгляд кажутся разнородными: борьба с терроризмом и развитие торгово-экономического сотрудничества. Внутри самой Организации имеются нюансы и разные подходы к выполнению различных задач экономики и безопасности. «Нельзя делать акцент на выполнении лишь одной (например, экономической – М.С) задачи в ущерб другой, заметил К. Токаев министр иностранных дел Казахстана, Министр подчеркнул, что ШОС должна стать универсальной международной организацией».
Выбирая между экономикой и безопасностью, не все страны выберут один и тот же аспект. Отношения могут зайти в тупик вследствие неоднородности их членов, исторически сложившихся отношений. Отношения Китая и Казахстана не стабильны из-за спорных территорий. Сложные отношения из–за таможенных барьеров между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном. Негативное отношение Кыргызстана, к действиям узбекских властей в Андижане, поддержанных Россией и Китаем. Также нет единого мнения и в отношении приема новых членов организации. Кто то готов на прием (например, Россия), кто то категорически против (Казахстан). В ШОС отсутствует стабильность как в отношении между собой, так и нет единства в отношении развития организации и ее приоритетов. Примечательно и другое, Декларация пятилетия, подписанная в июне, представила ШОС обладателем потенциала «для того, чтобы играть самостоятельную роль в поддержании стабильности и безопасности в зоне своей ответственности». Шанхайская организация сотрудничества взяла на себя обязательство на единоличную ответственность за безопасность в Центральной Азии, тем самым, признавая возможное сотрудничество, но и свою первичную и определяющую роль. При универсальности целей и задач организации, стремление на самостоятельную роль по обеспечению безопасности, поставит перед ШОС задачу финансового обеспечения двух основных направлений сотрудничества: обеспечение безопасности и экономическое развитие. При дефиците бюджета сделать это будет не так просто. Кроме того, у каждой страны члена – организации свои приоритеты. Самостоятельная роль в обеспечении безопасности, прежде всего, говорит о нежелании сотрудничества с американскими силами, также отсутствует такое желание у сил НАТО. Эта логика подтверждается мнением исследователя Джереми Пейджа, который в одной из статей писал, что «ШОС – это военно–политический блок по типу Варшавского Договора, который может создать противовес НАТО». Все это говорит о том, что Отсутствие среди наблюдателей США, де–факто имеет, и будет иметь антиамериканскую направленность ШОС. Поэтому отношения с США, пока они не стали наблюдателями в ШОС, должны строиться, прежде всего, на основе сотрудничества по ситуации в Афганистане.
«Самостоятельная роль»
должна поставить перед ШОС
Самостоятельная роль – это, прежде всего роль в обеспечении военно-политической безопасности, гуманитарная составляющая стабильности и безопасности региона должна основываться на взаимодействии как с международными правительственными организациями, такими как ООН, ОБСЕ и НАТО, так и с неправительственными организациями.
Проблемы не критичны и решаемы, необходимо найти баланс в аспектах развития организации, создать четкую документационную базу с ясными целями и задачами, принять соответствующие соглашения, регулирующие деятельность ШОС и процесс выполнения программ сотрудничества. Приоритетным остается и создание постоянных органов с конкретными функциями и задачами по осуществлению сотрудничества в сферах безопасности, экономики и других направлениях, без которых не возможна практическая и эффективная деятельность ШОС.
Заключение
В обеспечении безопасности явно наблюдается доминирование антитеррористической направленности ШОС. Заметна четкая проработка этого вида борьбы по сравнению с другими аспектами безопасности. Для развития других направлений явно необходимо создание специальных постоянных органов по примеру РАТС. В сегодняшнем виде РАТС показывает убедительную борьбу и ее координацию между государствами – членами. Разработаны организационные, структурные и правовые основы этой борьбы с «тремя силами зла». Налажено практическое сотрудничество между специальными ведомствами и министерствами, международными организациями.
Другие направления сотрудничества в обеспечении безопасности, разработаны не достаточно, либо не разработаны вообще. Лучше других развивается сотрудничество в борьбе с наркотрафиком, не хватает, опять же, постоянной структуры – Антинаркотического Центра, взявшего бы на себя выполнение поставленных задач и координацию действий специальных служб, разработку специальных проектов.
Неприоритетные проблемы безопасности остаются пока только на бумаге, никаких практических шагов не делается. Задача по приданию ШОС универсальности сводиться только к борьбе с тремя силами зла и экономическому сотрудничеству. Действительной универсальности ШОС по выполнению тех широких задач и целей, которые написаны в ее основополагающих документах, не наблюдается.
Поэтому автором для реализации задачи по универсальности организации предложено необходимым сделать следующее:
– Усилить самостоятельную работу в борьбе с распространением и производством наркотиков, в скорейшем времени создать собственную постоянную структуру по борьбе с наркотиками с главным офисом в транзитном регионе. Разрабатывать специальные проекты для борьбы с наркотиками, способствовать биологическим исследованиям с целью ликвидации наркосодержащих растений. Также ШОС необходимо развивать просветительскую деятельность для борьбы с наркоманией
– Развивать сотрудничество с другими международными структурами (ООН, ОБСЕ), прежде всего в борьбе с «не приоритетными» угрозами: распространение инфекционных заболеваний, торговля людьми, экологические проблемы и распределение водных ресурсов, ядерное нераспространение и другие. Консолидироваться с ОДКБ в вопросах борьбы с наркотрафиком
– Усилить работу в рамках Координационного совета Афганистан – ШОС, включить во взаимодействие Соединенные Штаты Америки, что позволит решить невозможность принятия США в наблюдатели организации и вопрос об антизападной направленности ШОС
– В рамках глобальности целей и задач ШОС необходимо создавать и реализовывать проекты по «неприоритетным» вызовам безопасности. Для реализации этих задач важно будет создать в будущем постоянные структуры на примере РАТС с реальными полномочиями
– Для внутренней стабильности необходимо развивать гуманитарную составляющую ШОС.
1) Способствовать обучению
граждан стран Центральной
2) Распространение радикальных
экстремистских течений не
3) Осуществлять механизм наблюдателей за выборами
4) Осуществлять сотрудничество
с неправительственными
– Важным является тесное экономическое сотрудничество. Социально – экономическое состояние стран Центральной Азии явилось катализатором дестабилизирующей ситуации, всплеска экстремизма, роста наркопотребления. Принципиально важно, чтобы экономическое сотрудничество не шло в противовес политики безопасности. Способность развивать оба направления в равной степени, без ущерба для одного из них, будет способствовать формированию организации с глобальными задачами и ее эффективной деятельности
– Для выполнения всех задач и осуществления «самостоятельной роли в поддержании стабильности и безопасности в зоне своей ответственности» необходимо рассмотреть возможности увеличения бюджета ШОС и РАТС. Ускорить работу по созданию Фонда развития и привлечение его возможностей для финансирования проектов организации. Полезным будет сотрудничество с неправительственными организациями для реализации гуманитарной составляющей
ШОС пока только декларирует свои намерения и медленно создает структуры для их осуществления, обеспечивает будущую деятельность правовым закреплением. Больших практических шагов кроме как в борьбе с терроризмом, осуществлено не было. В то же время Шанхайская организация не обладает возможностями для поддержания безопасности в других сферах. Обладая хорошим потенциалом, ШОС медленно и неохотно переходит от одной проблемы к другой. Осторожность действий и не форсированность в принятии решений пока не обеспечивает осуществление заявленных шагов, многие решения официально отодвигаются на будущее. Все это можно объяснить только недостатком ресурсов – финансовых средств. Большинство участников ШОС – страны не богатые, бюджет ШОС не соответствует универсальности и масштабности объявленных целей и задач. У ШОС просто нет денег, развивать все то, что ей хочется и необходимо.
Сможет ли ШОС уйти от деклараций к практическому выполнению и найти средства на осуществление своих задач и стать действительно универсальной организацией? Или она де-факто разобьется на ШОС и РАТС, с экономической и антитеррористической составляющей соответственно, не справившись с остальными проблемами? Будущее покажет.
Информация о работе Понятие и сущность Шанхайской Организации Сотрудничества