Понятие и сущность госсударственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государственной службы. До второй половины 1990 г. в специальной литературе чаще всего оно определялось на основе действовавших правовых актов исходя из признания того, что государственная служба есть:
а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими
б) неотъемлемое свойство государства.
Целью работы является рассмотрение основных положение прохождения государственной службы, а также выявление основных направлений видов государственной службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА.. 5

§ 1. Виды государственной службы.. 7

§ 2. Принципы государственной службы.. 5

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ.. 9

§ 1. Система правовых актов о государственной службе. 9

§ 2. Понятие и виды государственных служащих. 11

§ 3. Основы административно-правового статуса государственных служащих 21

ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ... 26

§ 1. Порядок прохождение государственной службы.. 26

§ 2. Стимулы деятельности государственных служащих. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Гос. служба.docx

— 58.51 Кб (Скачать файл)

 

б) деятельность государственных  служащих подчинена осуществлению  задач, возложенных на соответствующий  орган, и носит официальный характер;[17]

 

в) служебные права и  обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права  одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в  интересах службы, а обязанности  — правами, ибо в противном  случае их (обязанности) нельзя будет  осуществить;

 

г) осуществление служащими  служебных прав и обязанностей гарантируется  законодательством;

 

д) законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

 

е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служебную  карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавливаются  нормативными актами;

 

ж) предусмотрены ограничения  их общегражданских прав в целях  эффективности служебной деятельности;

 

з) для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

 

В целом содержание правового  положения государственных служащих характеризуется их:

 

а) общегражданскими правами  и обязанностями;

 

б) обязанностями и правами  по занимаемой государственной должности  государственной службы.

 

Общегражданские права и  обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а  также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения возможны с их согласия. Например, государственные служащие, замещающие государственные должности, не могут заниматься предпринимательской деятельностью: у гражданина есть выбор — быть государственным служащим или заниматься предпринимательской деятельностью.

 

Кроме того, гражданские  права и свободы государственных  служащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной  службы.

 

Служебные обязанности и  права предоставляются государственным  служащим для успешного осуществления  служебной деятельности по занимаемой государственной должности.

 

Служебные права и обязанности  делятся на общие для всех государственных  служащих и специальные, обладание  которыми связано с конкретными  должностями.

 

В свою очередь общие служебные  права и обязанности могут  быть подразделены на две подгруппы.[18]

 

Первую составляют обязанности  и права, относящиеся к существу служебной деятельности. Например, добросовестно исполнять должностные  обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов  граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей. Право государственного служащего на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы; получать необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы и т. д.

 

Вторую подгруппу составляют служебные права и обязанности, сопутствующие статусу государственных  служащих. Так, они обязаны не совершать  действий, приводящих к подрыву авторитета государственной службы; имеют право  знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного  дела, требо­вать приобщения к личному  делу своих объяснений- Обязанности и права этой подгруппы не влияют на содержание служебной деятельности.

 

Характер и объем специальных  обязанностей и права государственных  служащих зависят от правового положения  органа, в котором они состоят  на службе, от вида занимаемой государственной  должности. Так, специальными являются обязанности и права главных  бухгалтеров в области бухгалтерского учета и отчетности, налоговых  инспекторов — в области контроля за соблюдением налогового законодательства и т. д. Они предусматриваются в законах, должностных инструкциях и других правовых актах-

 

Имеются особенности в  классификации обязанностей и прав государственных служащих органов  военизированных и некоторых  иных отраслей. Так, обязанности военнослужащих делятся на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям отнесены защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и др.

 

Должностные обязанности  военнослужащих и порядок их выполнения определяются законодательными актами, воинскими уставами и другими  нормативными документами. Так, командиры (начальник) отвечают за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, воинскую дисциплину, безопасность военной службы, состояние  и сохранность вооружения и т. д.

 

Специальные обязанности  и порядок их выполнения устанавливаются  законодательством и общевойсковыми уставами. Специальные обязанности военнослужащие выполняют, когда находятся на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонных нарядах, при чрезвычайных обстоятельствах. Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами — на применение оружия, предъявлять требования, обязательные к исполнению, подчинения строго определенным лицам.[19]

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления  государственными служащими их служебных  обязанностей и прав. Установлена  уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя  власти (ст. 318 УК РФ); за оскорбление  представителя власти (ст. 319 УК РФ); за не­которые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных  обязанностей либо унижающие их честь  и достоинство.

 

Установлена административная ответственность за злостное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего внутренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц налоговой инспекции, антимонопольных органов и т. д.

 

Создание нормальных условий  для служебной деятельности работников — одна из важнейших обязанностей руководителей, невыполнение которой  может повлечь их дисциплинарную ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

 

§ 1. Порядок прохождение  государственной службы

 

 

Порядок поступления на государственную  службу определяется правовыми актами с учетом:

 

а) особенностей статуса  государственных органов;

 

б) особенностей сфер и отраслей, к которым эти органы относятся;

 

в) категорий групп государственных  должностей;

 

г) способов замещения этих должностей.

 

Конституционный принцип  равного доступа граждан Российской Федерации к государственной  службе не исключает ограничений  для поступления на эту службу или занятие конкретных государственных  должностей. Ограничения установлены  законами и другими правовыми  актами.

 

Гражданин не может быть принят на государственную должность  в случаях:

 

а) признания его судом  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

 

б) лишения его судом  права занимать государственные  должности государственной службы в течение определенного срока;

 

в) наличия заболевания, препятствующего  выполнению должностных полномочий, если специальные требования к состоянию  здоровья установлены для соответствующих  должностей;

 

г) наличия близкого родства  или свойства с государственным  служащим, если их служба связана с  непосредственной подчиненностью и  непосредственной подконтрольностью  одного другому- К лицам, находящимся в отношениях близкого родства или свойства, отнесены родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов;

 

д) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если служба будет связана с использованием таких сведений;

 

е) наличия гражданства  иностранного государства, если доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными  соглашениями;

 

ж) отказа от представления  сведений в органы налоговой службы о полученных доходах и имуществе, принадлежащем претенденту на должность  на праве собственности, являющихся объектом налогообложения.

 

Порядок и условия замещения  государственных должностей государственной  службы в наиболее существенных вопросах регламентируются Законом об основах  государственной службы. Им установлено, что гражданин поступает на государственную  службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Поступление  оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную  должность государственной службы.

 

Назначение на государственную  должность — юридический акт  компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего  осуществления функций, обязанностей и прав, определенных данной должностью. Путем назначения замещаются практически  все государственные должности  государственной службы, однако в установленных случаях — по результатам конкурса.[20]

 

Порядок замещения должностей дифференцирован применительно  к назначению впервые или вновь  поступающих на государственную  службу, а также к замещению  вакантных должностей. Он различается  также в зависимости от категорий  и групп государственных должностей.

 

Конкурс представляет собой  конкретную форму замещения должностей, включающую элементы выборности. Он имеет  целью отбор высококвалифицированных  кадров и комплектование ими государственных  органов. Конкурс состоит в предварительной  оценке профессиональных, деловых и  нравственных качеств кандидата  на должность.

 

Замещение государственной  должности по конкурсу предполагает:

 

а) избрание на вакантные  должности, которые, следовательно, могут  замещаться служащими на определенный срок (как правило, до пяти лет);

 

б) объявление в печати о  конкурсе на должность с сообщением основных требований к кандидатам на ее замещение;

 

в) возможность участия  в конкурсе нескольких претендентов;

 

г) рекомендацию кандидата  на должность конкурсной комиссией;

 

д) заключение контракта между администрацией и лицом, рекомендованным конкурсной комиссией или избранным на соответствующую должность;

 

е) издание приказа уполномоченным должностным лицом о назначении на должность.

 

По конкурсу замещаются определенные категории государственных должностей государственной службы.

 

В свою очередь, конкурс может  проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания. В форме конкурса документов замещаются вакантные старшие государственные  должности государственной службы; конкурса-испытания — на замещение  вакантных высших, главных и ведущих  государственных должностей государственной  службы-

 

Конкурс проводится по установленной  процедуре. В частности, при конкурсе документов конкурсная комиссия оценивает  участников конкурса на основании документов об образовании, о предшествующей трудовой деятельности, а также на основании  рекомендаций, тестирования и т. д.

 

Конкурс-испытание может  включать в себя прохождение испытания  на соответствующую государственную  должность и завершается государственным  квалификационным экзаменом.

 

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения на соответствующую должность государственной  службы либо отказа в таком назначении-

 

Замещение вакантных государственных  должностей федеральной государственной  службы по конкурсу регламентируется Положением о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 6041-

 

Государственно - служебные  отношения. Лицо, принятое на государственную  службу, приобретает статус государственного служащего и субъекта государственно-служебных  отношений. Особенность этих отношений  состоит в том, что они складываются между государством в лице его  органов и государственным служащим, осуществляющим служебную деятельность в качестве субъекта юридически-властных отношений. Государственно-служебные  отношения значительной части государственных  служащих могут скла­дываться не только внутри, но и вне рамок органа, в котором они занимают должности (между служащими выше- и нижестоящих органов, контрольно-надзорных органов).[21]

 

Государственно-служебные  отношения, урегулированные нормами  административного права, представляют собой разновидность административных правоотношений.

 

Государственно-служебные  отношения возникают на основе одностороннего решения государственного органа (должностного лица), которое, во-первых, юридически закрепляет поступление гражданина на государственную  службу, во-вторых, служит основанием для  выполнения им служебных обязанностей по данной, должности, в-третьих, определяет момент возникновения его обязанностей перед государством, а также служебных  и личных прав. Перемещение служащих сопровождается также изданием админи­стративного акта.

 

Правоограпичения государственные служащих (их надо отличать от ограничений поступления на государственную службу) обусловлены особенностями государственной службы и имеют целью обеспечение ее эффективного функционирования. Государственная служба неотделима от осуществления государственной власти. Поэтому должны быть определенные, в частности, правовые препятствия всегда возможному злоупотреблению принадлежностью к этой власти- Установленные правоограничения заключаются в основном в том, что государственный служащий не вправе:

Информация о работе Понятие и сущность госсударственной службы