Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

В наше время совершенно очевидно, что служба и служащие необходимы для всего общества, для жизни различных объединений и индивидов. Одной из главнейших задач Государства организация и правовое регулирование отношений в сфере государственной службы.

Содержание

Введение
1. Понятие «государственная служба», ее цели и функции
2. Виды государственной службы
3. Принципы и задачи государственной службы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реф.docx

— 32.47 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

1. Понятие «государственная  служба», ее цели и функции

2. Виды государственной  службы

3. Принципы и задачи государственной службы

Заключение 

Список использованной литературы 

 

Введение 

     В наше время совершенно очевидно, что  служба и служащие необходимы для всего общества, для жизни различных объединений и индивидов. Одной из главнейших задач Государства организация и правовое регулирование отношений в сфере государственной службы.

     Мы  видим что государственная служба является одним из важнейших условий успешного государством. Государство сильно, прежде всего, своей четкой организационной и высокоэффективной государственной службой. Одной из важной составляющей государственной службы является государственный служащий, который имеет права, обязанности, несет ответственность и которого необходимо ориентировать на интересы государства и общества.  

  Понятие «государственная  служба», ее цели  и функции

     Общепринятого определения понятия «государственная служба» в научной литературе нет. Наиболее характерны определения  государственной службы:

  • Как формы участия граждан в осуществлении целей и функций государства;
  • Как формы реализации «связи отношений государства, общества, закона и гражданина»;
  • Как механизма формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;
  • Как единство правовых институтов, регулирующих осуществления государственной власти и государственного управления, и социального института – сообщества, профессиональной корпорации, лиц, практически исполняющих эти функции в соответствии со своим правовым статусом;
  • Как система государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций;
  • Как особого вида управленческой деятельности – государственной администрации.1

     Встречаются и другие определения понятия  «государственная служба», но их определяют как синонимы: «государственная организация», «работа в пользу государства» и  т.д.

     Указанные подходы к определению понятия  «государственная служба» не нашли  поддержки у законодателя.

     Ранее, в ныне отменённом Федеральном законное от 31 июля 1995г. давалось краткое и строгое определение понятия «государственная служба». В нем государственная служба определялась как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.2

     В новом Федеральном законе от 27 мая 2003г. Дается более широкое определение, под государственной службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации».3

     Следует заметить, что в определении понятия  «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная». Это означает, что  сущность и значение государственной  службы определяются сущностью и  назначения государства. Государственная  служба не только отражает задачи, Функции  и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный  служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени  и по поручению государства.

     Следующий существенный признак понятия государственной  службы – профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью  имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических  знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

     Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное  и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов  лицами, находящимися на государственных  должностях. Государственная служба – это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. Поэтому принимаются «на постоянную работу», им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги.4

     Государственные должности государственной службы подразделяются на группы, кроме этого  государством устанавливаются перечни  специализаций должностей и квалификационные требования к лицам, замещающим данные должности.5

     Причем  можно отметить, что в квалификационные требования включаются, во-первых, требования к уровню профессионального образования  с учетом группы и специализации  должностей. Во-вторых, для лиц замещающих государственные должности федеральной  или претендующих на их замещение, Указом Президента от 30 января 1996г. в целях  обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним  квалификационных требований установлены  требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются в  зависимости от группы должностей.

     Таким образом, создан своего рода аналог петровской Табели о рангах, который позволит установить существовавшую в прежние  времена чересполосицу должностей в различных ведомствах, когда  одинаковые функциональные обязанности  мог исполнять как «специалист 1 категории», так и «ведущий», а  то и «главный».6 Система категорий и групп государственных должностей закрепленных в законодательстве, способствует улучшению всего управленческого процесса, расстановке кадров в соответствии с их заслугами, стажем и опытом работы по специальности, а также унификации денежного содержания по замещаемой должности. Эта система является исходной для должностного продвижения и профессионального роста государственных служащих.

     Как уже отмечалось выше государственная  служба – особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью  можно лишь в государственных  органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных  служащих. Под государственным органом  понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном  законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной  власти. Возникает вопрос об определении  круга государственных органов, профессиональная деятельность в которых  считается государственной службой. Следует ли к их числу относить лишь федеральные государственные  органы, а также соответствующие  органы субъектов федерации либо добавить и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц  и осуществляющие определенные управленческие функции, в частности в регионах.

     Возможность создания таких органов предусмотрена  Конституцией РФ, где указано, что  федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих  полномочий могут создать свои территориальные  органы.7 Правовой статус их в законе не указан. По мнению А.Ф.Ноздрачева, поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной службой.8

     Каждый  государственный орган уполномочен  российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в  том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных  органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем  нормативно-правовом акте и производной  непосредственно от государства.

     Государственная служба осуществляется в аппаратах  органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных  органах, реализующих от имени государства  его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов  к государственной службе.

     Таким образом, согласно действующему законодательству государственная служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной  службе параметры крупнейшего публично-правового  института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной  власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

     Что касается функций государственной  службы, то их виды в нормативном  порядке не определены. Полагают, что  государственная служба органически  связана с государством, с его  местом и ролью в жизни общества. Она возникает вместе с государством как институт осуществления государственной  власти. В деятельности государственных  служащих реально осуществляются функции  государства. Поэтому функции государственной  службы в принципиальном плане в  целом адекватны функциям государства.9

     С этим мнением согласиться нельзя. В наиболее общем виде функции  государства – это определяемые конкретно-историческими условиями  существования государства основные направления его деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих именно данному типу государства  формах и с помощью специфических  методов10.

     Функции государства выполняют все государственные  органы, реализующие государственную  власть. Соответственно выделяются виды государственной деятельности, отличающиеся своим назначением, субъектами, методами и формами осуществления государственных  функций.

     Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных  действий.

     Правоприменительная функция – это реальное претворение  в жизнь Конституции РФ, законов  и иных нормативных правовых актов  государства.

     Правотворческая функция – это разработка и  принятие нормативных актов. Государственная  служба проявляет себя также в  процессе подготовки законов в Федеральном  Собрании и парламентах субъектов  РФ.

     Правозащитная функция – это обеспечение  прав и свобод граждан.

     Регулирующая  функция – это разработка и  реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная  служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений  и при их реальном осуществлении.

     Организационная функция – это обеспечение  практической реализации компетенции  государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

     В совокупности перечисленные функции  характеризуют сущность государственной  службы. Все функции реализуются  в публично-правовой форме. Государство  придает общеобязательное значение государственно-служебной деятельности и государственно-служебным полномочиям  и доводит эти установления до всего общества посредством законов  и иных нормативно-правовых актов. Государственная  служба реализует свои функции в  конкретных правоотношениях, используя  правоприменение и правоохрану. Таким образом, весь механизм публично-правового  регулирования выступает формой реализации функций государственной  службы. 

2. Виды государственной  службы 

     Под видом государственной службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и  функциями советствующих государственных  органов и производна от них.

     Согласно закону от 27 мая 2003г. выделяется два уровня государственной службы:

  • Федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации;
  • Государственная служба субъектов РФ, находящихся в их ведении.11

     Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной  государственной службы в аппаратах  федеральных органах государственной  власти и иных федеральных государственных  органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций  этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные должности  РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных  государственных органах, функционирующих  а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов. Новым законом от 27 мая 2003г. сюда также отнесены и воинские должности.

Информация о работе Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации