Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

В наше время совершенно очевидно, что служба и служащие необходимы для всего общества, для жизни различных объединений и индивидов. Одной из главнейших задач Государства организация и правовое регулирование отношений в сфере государственной службы.

Содержание

Введение
1. Понятие «государственная служба», ее цели и функции
2. Виды государственной службы
3. Принципы и задачи государственной службы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реф.docx

— 32.47 Кб (Скачать файл)

     Федеральный закон «О системе государственной  службы Российской федерации» от 27 мая 2003г. устанавливает новую, более  ясную систему государственной  службы. Эта система включает в  себя 3 отдельные её вида: гражданская, военная и правоохранительная служба.12

     Федеральная государственная служба осуществляется на государственных должностях в  Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах  палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, Счетной  палаты, в федеральных государственных  органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ.

     Депутаты  Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе и не могут  находиться на государственной службе.13

     Государственная служба субъектов РФ представляет собой  профессиональную деятельность по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов субъектов РФ по предметам  их ведения и предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов.

     Государственная служба в субъектах РФ также осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных  органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции  и отнесенных законодательными актами субъекта РФ к государственной службе.

     Законы  субъектов РФ о государственной  службе регламентируют следующие вопросы  государственно-служебных отношений:

  • Содержание государственной службы и государственные должности субъектов;
  • Источники правового регулирования государственной службы субъектов;
  • Принципы;
  • категории государственных должностей, реестры государственных должностей и реестры государственных должностей государственной службы субъектов;
  • квалификационные требования и квалификационные разряды государственных служащих в субъектах;
  • правовой статус государственных служащих в субъектах;
  • гарантии для государственных служащих в субъектах;
  • порядок прохождения государственной службы в субъектах.

     Важная  особенность законодательства о  государственной службе в субъектах  РФ – учет положений федерального законодательства по вопросам государственной  службы и выделение вопросов, по которым субъекты РФ правомочны осуществлять собственное, отличное от федерального правовое регулирование. Таким образом, субъекты РФ компетентны, регламентировать вопросы своей государственной службы едва ли не в первом объеме. Вместе с тем Конституция РФ содержит важные юридические основания для федерального регулирования государственной службы РФ. На федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов РФ распространяется действие законодательства РФ о труде, которое согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Одновременно государственная служба приобретает все более публичный характер правовой регламентации, т.е. становится все более существенной частью административного законодательства и в соответствии с Конституцией РФ должна быть отнесена к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

     Хотя  мы видим, что государственная служба разнообразна, новый закон включает в себя только три вида государственной  службы:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.14

     Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую  службу и государственную гражданскую  службу в субъектах РФ. Военная  служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной  службы.

     Военная служба – вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на воинских должностях в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях  и органах, осуществляющих функции  по обеспечению обороны и безопасности государства.

     Правоохранительная  служба – вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина. 

3. Принципы и задачи  государственной  службы 

     Принцип – центральное понятие, руководящая  идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение  какого либо положения на все явления  той области, из которой данный принцип  абстрагирован.

     Под принципами закона в юридической  науке принято понимать основополагающие идеи и положения, определяющие его  наиболее существенные черты, качественные свойства как нормативного акта высшей юридической силы.

     Государственная служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы, которые закреплены в Федеральном  законе от 27 мая 2003г.15

     Все федеральные органы и органы государственной  власти субъектов РФ обязаны проводить  в жизнь эти принципы. Государственные  служащие обязаны руководствоваться  ими в своей работе.

     Все принципы органически взаимосвязаны  и отражают сущность, содержание формы  осуществления государственной  службы. Закрепление единых принципов  является важной идейно-теоритической  основой, соединяющей виды государственной  службы в стройную и юридически связанную  во всех своих звеньях целостную  систему государственной службы РФ.

     Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов РФ. Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная служба субъектов РФ находится в их совместном ведении.16 В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной службы и основ правового положения государственных служащих РФ.

     Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный  принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных  служащих признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного  принципа государственной службы. В  конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной  деятельности государственных служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные должности особое внимание должно уделяться их способности  и готовности учитывать в своей  работе интересы граждан. Важно, чтобы  государственный служащий не только на словах, но и на деле защищал права  и свободы человека и гражданина.

     Принцип равного доступа к государственной  службе тоже является конституционным.17 Он означает равный доступ граждан к государственной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

     Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных служащих:

  • быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;
  • хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;
  • знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;
  • владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;
  • иметь общую и профессиональную подготовку;
  • знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

     Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных  правовых актов. Закрепляя этот принцип  в качестве ведущего начала государственной  службы, закон признает, что положение  государственных служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к  достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности18.

     Можно выделить еще такие не мало важные принципы, как законность, взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы, защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

     В новый закон не был включен  такой принцип, как принцип ответственности  государственных служащих за их решения. На наш взгляд это неправильно  так, как принятие не правильного  решения влечет за собой ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Действительность свидетельствует, что  причинами многих недостатков в  деятельности органов государственной  являются не только и не столько  пробелы и изъяны законов, сколько  некачественные решения либо неисполнение государственными служащими должностных  обязанностей.

     Также не был включен принцип единства основных требований, предъявляемых  к государственной службе. Его  важность заключается в том, что  законодательство РФ регулирует федеральную  государственную службу, государственная  служба субъектов РФ регулируется также  законами и иными актами субъектов  РФ. Конечно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих  органов власти и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Для  полноценного решения задач по управлению своей государственной службой  каждый субъект РФ имеет свой орган  по вопросам государственной службы. Однако при этом должны использоваться общероссийская система государственных  должностей и квалификационных разрядов, единый порядок прохождения государственной  службы.

     Важен принцип верховенства Конституции  РФ и федеральных законов. Как  было уже выше сказано, государственная  служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное  законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в  случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной  службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами. 

 

Заключение 

     Из  всего выше перечисленного можно  сделать ряд выводов как положительных, так и отрицательных.

     Само  определение государственной службы, как мы видим из анализа законодательства трансформировалось. Оно стало шире, что позволяет четче определить, что собой представляет государственная служба на первый взгляд. Под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий. Наше законодательство выделяет три вида государственной службы: государственную гражданскую, военную и правоохранительную. Но, к сожалению до сих пор отсутствует законы о военной и правоохранительной государственной службе, что негативно сказывается на организации государственной службы и ее прохождении.

Список  использованной литературы:

I. Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Рос. газета.- 1993.- 25 дек.

2. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. Закон от 27 мая 2003г. №58-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2003.-№22.-Ст. 2063

3. Об основах государственной службы Российской Федерации: федер. Закон от 31 июля 1995г. №119-ФЗ// Собрание законодательства Российской Феденрации.-1995.-№.31.-Ст.2990

4. О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от8 мая 1994г.// Собрания законодательства Российской Федерации.-19995.-№7.

5. Закон Воронежской области от 30 мая 2005г. №29-ОЗ «О государственной гражданской службе Воронежской области»

II. Специальная литература:

1. Кудрявцев А.В. Служба в органах внутренних дел: Комментарии. Схемы/ А.В. Кудрявцев.-М.-11996.-128 с.

2. Атаманчук Г.В. государственная служба Российской Федерации: Первые шаги и перспективы / Г.В. Атаманчук.-М.-1997.-210 с.

3. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих/ А.Ф. Ноздрачев.- М.: «Статут», 1999.- 592 с.

4. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации/ Д.М. Овсянко.-М.: Юристъ, 2002.-287 с.

6. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование/ В.М. Манохин.- М.:Юристъ, 1997.-296 с.

7. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права: учебник/ Н.И. Матузов А.В. Малько. -М.:Юристъ,2005.- 541с.

Информация о работе Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации