Порядок предоставления земельного участка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 14:22, реферат

Краткое описание

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а также ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Глава V ЗК РФ устанавливает полный перечень оснований возникновения прав на земельные участки, иные основания возникновения прав на землю указаны в гражданском и прочем федеральном законодательстве, что, несомненно, связано с существованием отдельных категорий земельных участков, например ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Общие положения о предоставлении земельных участков…………………………4
2. Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места расположения объекта строительства……………………………………………….…8
3. Предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности……………..10
4. Организация и проведение торгов земельными участками в Российской Федерации………………………………………………………………………………..12
5. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством…………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………………18
Список нормативных актов и литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Порядок предоставления земельного участка.docx

— 46.29 Кб (Скачать файл)
1. Исходя из п. 4 ст. 38 ЗК  РФ общий порядок организации  и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных  участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
2. Порядок организации  и проведения аукционов по  продаже земельных участков из  земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров  аренды земельных участков из  земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, для жилищного строительства  определяется ст. 38.1 ЗК РФ.
3. Порядок организации  и проведения аукционов по  продаже права на заключение  договоров аренды земельных участков  из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, для их комплексного освоения  в целях жилищного строительства  определяется ст. 38.2 ЗК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 30.2 ЗК РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление такого земельного участка осуществляется на аукционе в порядке, установленном ст. 38.2 ЗК РФ.
Анализируя различия трех вышеназванных процедур организации и проведения торгов земельными участками, необходимо отметить следующее6.
Во-первых, основные различия касаются более жестких требований к форме проведения торгов (исключительно открытый по составу участников и форме подачи заявок аукцион) и сроков уведомления участников торгов об отказе от проведения торгов со стороны организатора - относительно проведения торгов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Во-вторых, опять же относительно проведения торгов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного строительства установлен четкий исчерпывающий перечень документов, необходимых для участия в торгах, что не позволяет организаторам торгов устанавливать так называемые дополнительные фильтры для участников торгов в целях создания «поля наибольшего благоприятствования» для одних участников либо в целях того, чтобы не допустить к участию или заведомо сделать невозможной победу в торгах иных (третьих) лиц.

 

5. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством

 

С точки зрения процессуальной предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, не выходит за рамки тех действий, которые установлены законодательством для случаев предоставления земель для строительства и которые были изложены выше: подача заявки в компетентный орган, формирование земельного участка, принятие решения о его предоставлении, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок. Тем не менее законодатель счел необходимым выделить процедуру предоставления земельных участков для указанных целей в отдельную статью (ст. 34 ЗК РФ). Тем самым законодатель подчеркнул, во-первых, особое общественное значение отношений, связанных с предоставлением земельных участков гражданам, и, во-вторых, указал на необходимость недопущения тех негативных моментов, которыми нередко характеризовалась правоприменительная практика в этой области отношений: сокрытие информации о наличии земель, пригодных для предоставления гражданам; затягивание сроков и усложнение процедуры предоставления земельных участков; нарушение принципов открытости и справедливости при рассмотрении заявлений и принятии решений о предоставлении земельных участков; неопределенность органов, уполномоченных на управление и распоряжение землей, и т.п. В связи с этими обстоятельствами ст. 34 ЗК РФ установлены как основные, принципиальные положения, так и подробный процессуальный механизм предоставления земельных участков, не допускающие неоднозначности понимания и толкования при их применении7.
Федеральное законодательство предъявляет весьма жесткие требования к органам государственной власти и местного самоуправления в сфере их деятельности по обеспечению эффективного управления и распоряжения земельным фондом, который находится в их собственности и владении, особенно в той части, которая касается механизма предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам. Установлено, что эта деятельность должна быть основана на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур механизма предоставления земельных участков.
Для обеспечения указанных принципов ст. 34 ЗК РФ прямо обязывает органы государственной власти и местного самоуправления:
- принять соответствующий  административный акт, устанавливающий  процедуры и критерии предоставления  земельных участков, в том числе  порядок рассмотрения заявок  и принятия по ним решений;
- поручить специальному  органу управление и распоряжение  земельными участками и иной  недвижимостью, предоставив ему  соответствующие полномочия;
- обеспечить подготовку  и заблаговременную публикацию  информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам  и юридическим лицам на определенном  праве и условиях, в том числе  определив платный или бесплатный  характер предоставления.
Нормы ст. 34 ЗК РФ жестко устанавливают обязательные рамки процедуры формирования испрашиваемого земельного участка, которые сводятся к следующему.
При положительном решении вопроса в месячный срок со дня поступления заявления орган, обладающий компетенцией по предоставлению земли, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Очевидно, что в случае отказа в предоставлении земельного участка заявитель должен быть поставлен в известность об этом не позднее месяца со дня подачи заявления. При этом отказ должен иметь мотивированный характер.
Окончательный срок принятия решения о предоставлении земельного участка не должен превышать полутора месяцев со дня подачи заявления гражданином.
В недельный срок после предъявления заявителем в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления кадастрового плана земельного участка заключается договор купли-продажи или аренды земли. Итоговым действием в описанной процедуре предоставления земельного участка является государственная регистрация прав на землю.

 

 

Заключение
ЗК РФ предусмотрены две различные процедуры предоставления земельного участка под строительство:
    • с предварительным согласованием места размещения объекта;
    • без предварительного согласования.
ЗК РФ специально выделяет предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: 1) для строительства (ст. 30); 2) в связи с заключением договора о развитии застроенной территории (п. 2.1. ст. 30); 3) для жилищного строительства (ст. 30.1); 4) для комплексного освоения в целях жилищного строительства (ст. 30.2); 5) гражданам для целей, не связанных со строительством (ст. 34).
Порядок предоставления земельных участков зависит от функционального назначения планируемых к размещению объектов и ряда иных обстоятельств (например, п. 11 ст. 30 ЗК РФ).
Процедура предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта состоит из следующих стадий. На первой стадии проводятся работы по формированию земельного участка. Второй стадией является проведение торгов по продаже земельного участка в собственность или права на заключение договора аренды либо предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов. Третья стадия заключается в подписании протокола о результатах торгов или подписании договора аренды земельного участка в результате его предоставления без проведения торгов.
В состав процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включаются несколько иные стадии. На первой стадии осуществляется выбор земельного участка для размещения объекта и принимается решение о предварительном согласовании места его размещения в порядке, установленном в ст. 31 ЗК РФ. На второй стадии проводятся кадастровые работы и осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка. Наконец, на третьей стадии принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, определенном в ст. 32 ЗК РФ.

 

Список нормативных актов и литературы

 

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147
  2. Бутакова Я.С. Административно-правовой порядок предоставления земельных участков для строительства // Обеспечение законности в Российской Федерации: Сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 15 марта 2012 года. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. - С. 59-65
  3. Жаркова О.А. Предоставление земельного участка для целей строительства и документация по планировке территории // Закон. 2013. № 5. С. 64-70
  4. Земельное право: учебник / В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов и др. М.: Частное право, 2010
  5. Слепнева Н.М. Правовое регулирование предоставления земельных участков на торгах для строительства // Современные гуманитарные проблемы. Сборник научных трудов. - Волгоград: ВА МВД России, 2012, Вып. 7. - С. 105-109
  6. Тихомиров М.Ю. Предоставление земельных участков для строительства: новые правила. М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2014. С. 35
  7. Чмыхало Е.Ю. Совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам правовые аспекты // Право. Законодательство. Личность. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2013, № 1 (16). С. 57-63

 

1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147
2 Жаркова О.А. Предоставление земельного участка для целей строительства и документация по планировке территории // Закон. 2013. № 5. С. 65
3 Тихомиров М.Ю. Предоставление земельных участков для строительства: новые правила. М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2014. С. 35
4 Земельное право: учебник / В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов и др. М.: Частное право, 2010. С. 174

5 Бутакова Я.С. Административно-правовой порядок предоставления земельных участков для строительства // Обеспечение законности в Российской Федерации: Сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 15 марта 2012 года. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. - С. 61

6 Слепнева Н.М. Правовое регулирование предоставления земельных участков на торгах для строительства // Современные гуманитарные проблемы. Сборник научных трудов. - Волгоград: ВА МВД России, 2012, Вып. 7. - С. 106

7 Чмыхало Е.Ю. Совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам правовые аспекты // Право. Законодательство. Личность. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2013, № 1 (16). С. 59

 

 


Информация о работе Порядок предоставления земельного участка