Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Первые представления о государстве как организа­ции, деятельность которой основана на верховенстве закона, на­чали формироваться на ранних этапах развития человеческой ци­вилизации. С идеей правового государства связывались поиски бо­лее совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мысли­тели античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармонич­ное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства...........................................................
2. Проблемы и пути формирования правового государства в России......................
3. Становление и развитие гражданского общества...................................................
4. Гражданское общество и государство......................................................................
5. Гражданское общество и право................................................................................
6. Этапы развития государства и права в гражданском обществе............................
7. Заключение.................................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

политология2.docx

— 36.55 Кб (Скачать файл)

служащих и военных состоит из лиц разной сословной или классовой

принадлеж­ности, которые занимают строго определенные места в служебной или

должностной иерархии и получают содержание от государства.

5. Государство учреждает и собирает налоги, за счет которых соз­дается и

пополняется государственная казна, откуда производятся рас­ходы на содержание

государственного аппарата и армии. Как правило, учреждение налогов и

утверждение сметы государственных расходов (государственный бюджет) требует

согласия представительного учреж­дения.

6. Современное представительное государство официально призна­ет юридическое

равенство граждан (или подданных), их права и свобо­ды, а также гарантии этих

прав и свобод.

Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их

правами и свободами — едва ли не главный признак и основа гражданского

общества. Если политическим выра­жением средневекового способа производства

являлась привилегия, не­равное для каждого из феодальных сословий право, то

выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс,

является «просто право, равное право».

Важно отметить, что становление и утверждение в качестве основы общественной

жизни юридического равенства людей, положившее на­чало Новому времени, —

столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной

общины доисторического времени и переход к классово-сословному строю Древнего

мира. На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание

горизон­тальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договор­ных

началах свободных людей, отношений, составляющих суть граж­данского общества.

Глубокий переворот в праве состоял в замене сос­ловного неравенства всеобщим

юридическим равенством, опре­делившим качественно новое социальное положение

личности. Гражданское общество не основано на законе, но его существование

органически связано с равным для всех законом, охраняющим общую свободу

(возможность делать все, что не вредит другому) и право на собственность.

Разумеется, правовое равенство — это не фактическое равенство, а равенство

возможностей — это не одинаковость социаль­ных статусов людей. Более того — в

начальный период существования гражданского общества формальное равенство

неравных людей нередко выглядело (и по существу было) ложью и фальшью для

большинства неимущих, неспособных достаточно быстро приспособиться к новым

условиям экономической жизни. Вместе с тем громадное социальное значение

имело именно то, что впервые в многовековой истории чело­вечества все люди,

независимо от их социального происхождения и положения, были признаны

юридически равными участниками обще­ственной жизни, имеющими ряд признанных

законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность,

наделен­ную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их

право­вые последствия.

Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и

утверждение Биллей о правах (Англия, США) или Декла­раций прав человека и

гражданина (Франция), то само гражданское общество — это общество

равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую

инициативу, общество равных возможно­стей,   освобожденное  от  лишних

запретов   и  дотошной административной регламентации.

При этом право признается обязательным и для правителей госу­дарства. Право

уже не «приказ власти», а равно обязательное для пра­вящих и управляемых

право, верховенство которого над произволь­ными велениями властвующих

обеспечивается разделением властей, высоким положением законодательной

власти, ее зависимостью (через выборы и перевыборы) от народа, нации, страны,

а также равным и доступным для всех граждан судом.

Тогда же возникает представление о конституции как не только о законе,

определяющем устройство высших органов власти, но и основ­ном законе страны,

обязательно определяющем права и свободы граж­дан (билль о правах, декларации

прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и

государства о разграничении сфер их деятельности (государство — публичная

власть, сфера общих инте­ресов, общество — сфера индивидуальных свобод,

частных интересов).

Отделение государства от общества и обособление общества от го­сударства

выражено в различии их структур, принципов организации и строения.

Всякое государство организовано как руководимая единым цент­ром вертикальная

система, иерархия государственных органов и долж­ностных лиц, связанных

отношениями подчиненности и государствен­ной дисциплины . Постоянная и

главная цель государства, его оправ­дание и легитимация — охрана общества и

управление им.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой

горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их

объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной

инициативе, в том числе в самостоятельности добычи средств к существованию

(это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных

взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и

изменчивы в соответствии с их интере­сами.

Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на

способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым —

на систему права.

    

Гражданское общество и право.

 

 

Государственные органы и должности создаются правом, сущест­вуют и действуют

(должны действовать) строго на основе права. Жизнь и деятельность членов

гражданского общества правом не предопределе­ны и не обусловлены. Создание и

деятельность их объединений может регулироваться законом, но создаются и

существуют эти объединения только по доброй воле их участников.

Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие возможности

совершать любые сделки, кроме запрещенных, в разных сферах общественной и

частной жизни. В отличие от граждан государ­ственные органы и должностные

лица наделены компетенцией, опреде­ляющей довольно узкие параметры их

деятельности, предопределен­ные их целью, предметом ведения.

Права граждан — это гарантированные возможности пользоваться каким-либо

благом, которые они реализуют или не реализуют по свое­му усмотрению и

желанию. Использование права не является обязан­ностью гражданина .

Должностные лица и государственные органы на­делены правомочиями

(правообязанностями), которыми они обязаны пользоваться при осуществлении

своих функций для достижения пос­тавленной перед ними цели, решения задачи.

Отношения между гражданами, их объединениями, союзами строятся на началах

равенства, свободы, координации. Их связи и отно­шения основываются на

соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления

связаны отношениями су­бординации; каждый из них подчинен прямому

вышестоящему началь­ству (органу, учреждению).

Гражданам разрешено все, что не запрещено законом. Должност­ным лицам

разрешено только то, что вытекает из компетенции или предписано приказом.

Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за

правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние . Должностные лица

отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения,

обусловленные не столько виной, сколько недостаточ­ной квалификацией.

Публично-правовые нормы и отношения сохраняются от нару­шений преимущественно

штрафными, карательными санкциями (уго­ловными, административными,

дисциплинарными). Нарушение частноправовых норм и отношений должно влечь в

первую очередь восста­новление нарушенных прав при помощи

правовосстановительных санкций и ответственности.

Амнистия и помилование, существующие в каждом государстве, могут применяться

для освобождения от штрафной, карательной ответ­ственности (или ее

смягчения), но неприменимы к отношениям ответ­ственности

правовосстановительной (если речь идет не об отказе госу­дарства от

восстановления его нарушенного права).

В отношениях между частными лицами или объединениями, регулируемых частным

правом, закон устанавливает правила лишь на будущее время; он не имеет

обратной силы. В публичном праве закон может иметь обратную силу, если

государство в чем-то улучшает пра­вовое положение лиц; он обязательно должен

иметь обратную силу, если этим законом смягчается наказание (или взыскание)

за какое-либо правонарушение либо устраняется противоправность этого де­яния.

     Этапы развития государства и права в гражданском обществе.

Как отмечено, создание представительного государства и равного для всех права

шло в ходе развития основанного на частной собствен­ности, правовом

равенстве, на свободе предпринимательства и торговли общества, сопровождалось

бурными социально-экономическими про­цессами. В период становления

капитализма массовое разорение мелких собственников и развитие пролетариата,

стремительное обога­щение промышленной, торговой и финансовой буржуазии

происходило в обществе, не имевшем ни систем социальной помощи, ни массовых и

влиятельных организаций рабочего класса, способных бороться с

про­мышленниками за сносные условия труда и заработной платы. По социально

обездоленным слоям общества больно били экономические кризисы и безработица.

Росло относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Его разрозненные

выступления свирепо подавлялись во­оруженной силой.

Господствующей политической идеологией буржуазии того периода был либерализм,

требование невмешательства государства в частноправовые отношения,

осуществление «правовым государством» только лишь охранительных функций. В

государственной регламен­тации общественных отношений либеральные теории

усматривали посягательства на индивидуальные права и свободы, подобные

политике феодального абсолютизма либо практике якобинской дикта­туры. В

осуществлении «позитивных функций» государства виделись препятствия

свободному предпринимательству и конкуренции, а также посягательства на права

собственников-налогоплательщиков. Чисто формальной (да и формально

ограниченной рядом цензов) долгое время была возможность участия народа

(через выборных представителей) в деятельности государства. В конкретных

исторических условиях XVIII-XIX веков идея правового государства и

либеральные лозунги о защите общества и личности от государственной власти по

существу означали требование «нейтральности» государства в неравной борьбе за

сущест­вование наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых государ­ство

в период формирования гражданского общества практически вы­ступало как чисто

карательная сила, для вторых — как страж богатства и связанных с ним

социальных возможностей. Этим обусловлена раз­вернувшаяся уже в XIX веке

социалистическая и демократическая критика ограниченного цензового

представительства и идей правового государства («государство — ночной

сторож»), требование «социально­го государства», осуществляющего не только

Информация о работе Правовое государство