Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Первые представления о государстве как организа­ции, деятельность которой основана на верховенстве закона, на­чали формироваться на ранних этапах развития человеческой ци­вилизации. С идеей правового государства связывались поиски бо­лее совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мысли­тели античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармонич­ное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства...........................................................
2. Проблемы и пути формирования правового государства в России......................
3. Становление и развитие гражданского общества...................................................
4. Гражданское общество и государство......................................................................
5. Гражданское общество и право................................................................................
6. Этапы развития государства и права в гражданском обществе............................
7. Заключение.................................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

политология2.docx

— 36.55 Кб (Скачать файл)

охрану правопорядка, но и проводящего социальную политику в интересах

неимущих и общества в целом (законодательное регулирование продолжительности

рабочего дня, ограничение и запрет детского и женского труда, социальное

обес­печение нетрудоспособных и безработных, всеобщее образование за счет

государства, бесплатное здравоохранение и др.).

Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противо­речиями

богатства и бедности. На том же основании Маркс вынес бур­жуазному обществу

суровый приговор, обоснованный исследованием состояния экономики и классовой

борьбы той эпохи. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса

создало механизмы противодействия эгоизму предпринимателей; промышленное

общество сумело справиться с экономическими кризисами и породить

мно­гочисленный средний класс; развитие представительных институтов власти

создало предпосылки для все более широкого учета в текущей политике

государства не только классово-эгоистических интересов бур­жуазии, но и

интересов других классов, также всего общества в целом.

На втором этапе истории гражданского общества продолжалось оформление

современного представительного государства, развитие тенденций все большего

подчинения его общественному контролю и влиянию. Во-первых, расширялся и

усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью

центральной и местной исполнительной власти; во-вторых, рос круг лиц,

пользу­ющихся избирательными и другими политическими правами; в третьих,

возникла и постоянно усиливалась зависимость пред­ставительных учреждений от

системы сложившихся в обществе политических партий и движений, в том числе

притязающих на выра­жение и защиту интересов трудящихся, а также социально

обездолен­ных членов общества.

Началом третьего этапа развития гражданского общества можно считать рубеж

XIX-XX веков. К этому времени ведущее место в про­мышленности и торговле

перешло от частных предпринимателей и тор­говцев к индустриальным, торговым и

финансовым корпорациям. С другой стороны, организованный в профессиональные

союзы рабочий класс сложился во внушительную силу, с которой вынуждены

считать­ся предприниматели и на защита интересов которого притязает ряд

влиятельных политических партий и движений. В защиту демок­ратических и

социальных прав и свобод выступают широкие слои слу­жащих, лиц свободных

профессий, деятелей науки, культуры и искус­ства, научная интеллигенция,

студенты, молодежь.

Существенную роль в развитии гражданского общества играет представительное

государство. Лежащие в основе такого общества юридическое равенство, права и

свободы личности, обособленность и относительная независимость государства от

общества, а общества — от государства, представительные учреждения и другие

демок­ратические институты создали государственно-правовую оболочку, наиболее

соответствующую возможностям если не полностью преодо­леть политическое

отчуждение, то в максимальной степени подчинить государство общественному

влиянию и контролю, использовать его для решения спорных общественных

проблем, предупреждать социальные взрывы, попытки какой-либо группы общества

или партии насильственным путем навязывать обществу свои частные интересы.

Государство выступает уже не только как «ночной сторож», осуществ­ляя лишь

охранительные функции; все большее место в его деятель­ности занимают такие

позитивные функции, как организация социального обеспечения, управление

народным образованием, здра­воохранением и другие социальные функции. В XX

веке существенно повысилась роль государства и в регулировании экономических

отно­шений — государственный контроль и спорадическое вмешательство в

экономику создали возможности смягчения и изживания кризисных явлений.

Большое место в правовых системах развитых стран XX века занимает социальное

законодательство. В результате расширения социальной деятельности государства

увеличилась сфера действия публичного права.

Современное гражданское общество ряда развитых стран трудно назвать

буржуазным. Многие социологи относят капитализм к уже изжившей себя первой

фазе индустриального общества. Гибкое со­единение в современной экономике

различных форм собственности, существование мощных организаций рабочего

класса, развитие систем социальной помощи, успех широких демократических

движений в поддержку прав, свобод личности и их гарантий — все это поставило

пределы первобытному эгоизму буржуазного общества, вынудило эко­номически

сильный класс считаться с общенациональными интере­сами, идти на компромиссы

с другими классами.

Нормальное, цивилизованное государство современности — право­вое и социальное

государство с развитыми институтами представитель­ной и непосредственной

демократии, с различными формами самоуп­равления, с подчиненностью всей

системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных

учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с

гласной госу­дарственной деятельностью и ответственностью должностных лиц

перед общим судом.

Через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и

гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную

систему, группы давления и свободную прес­су гражданское общество стремится

подчинить и подчиняет себе госу­дарство, которое становится не только орудием

классового господства, но и средством достижения общественного компромисса,

снятия или смягчения социальных противоречий, механизмом управления делами

общества. Созданное и охраняемое таким государством право отличать­ся от

права первой половины XIX века тем, что оно, во-первых, со­держит уже не

только возведенную в закон волю буржуазии , но и волю, интересы, требования

других общественных классов, групп, общества в целом; во-вторых, это уже не

только формально равное для всех право, но и в значительной мере социальное

право, дающее ряд льгот и преиму­ществ обездоленным слоям общества,

обеспеченное рядом материаль­ных гарантий.

По мнению ряда западных социологов и футурологов, в развитии мировой

цивилизации наметился (и уже осуществляется) переход от индустриального

общества (т.е. гражданского общества с машинным производством, фабричной

организацией труда, общенациональным рынком) к постиндустриальному — обществу

с экологически чистой технологией, резким ростом удельного уровня сферы услуг

по отно­шению к сельскому хозяйству и промышленности, бурным ростом индустрии

знаний, заменой отраслей тяжелой промышленности науко­емкими отраслями.

Свойственная XX веку организация крупного производства по мере

совершенствования технологии и инфор­мационных систем ведет к отделению

власти от собственности, перехо­ду управления общественными делами

практически в руки ученых специалистов (менеджеров) при сохранении

традиционных институтов демократии и политического плюрализма. В развитии

главной тен­денции гражданского общества — устранении всех видов неравенства,

расширении и углублении равноправия людей — намечаются и осуществляются

перспективы новых прав и свобод, гарантированных ма­териально. Среди

перспектив дальнейшего прогресса гражданского общества — более тесное общение

народов на основе всемирного рынка, возрастание реальной роли международных

пактов о правах человека, повышение авторитета ООН и других международных

организаций, повсеместное развитие демократии с перспективой замены

государства общественным самоуправлением.

Однако путь человечества никогда не был прямым и ровным. Ис­тория знает не

только рывки, скачки (вперед), но и стремительные откаты назад. Гражданское

общество не гарантировано от разрушения, свертывания горизонтальных связей

автономных субъектов, их перест­ройки в вертикальные связи зависимостей от

государства. Поэтому наряду с оптимистическими прогнозами и предположениями о

перс­пективах развития гражданского общества нет недостатка в

противопо­ложных по содержанию прогнозах.

Во многих странах гражданское общество переживает опасный период. В одних

регионах оно существует лишь в потенции как выра­жение общей тенденции

развития мировой цивилизации; в других оно находится в стадии становления, но

его формированию препятствуют влиятельные общественные группы, способные

привлечь и повести за собой значительную часть народа; в третьих уже

существующее граж­данское общество подвергается нападкам внешних и внутренних

сил. XX век знает не только явные успехи демократии и пакты о правах

человека, но и торжество тоталитарных режимов, упразднявших права и свободы,

разрушавших гражданское общество, устанавливавших вертикальные структуры,

подобные военно-феодальным.

Главным врагом гражданского общества является тоталитаризм, опасность

которого исходит не только от реакционных или люмпенизированных слоев

общества. Порой он безосновательно расценива­ется как скорый выход из

кризисных состояний, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап

на пути перехода к гражданскому обществу. Идейной и психологической опорой

тоталитаризма могут стать реальные опасения за судьбы человечества,

порожденные объективно существующими условиями современной жизни.

XX век создал ряд серьезных угроз для дальнейшей истории чело­вечества.

Растет число стран, имеющих ядерное оружие, общего количества которого

достаточно, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Существует опасность

перерастания локальных конфликтов и войн в термоядерные, ведущие к глобальной

катастрофе. Развитие промыш­ленности уже причинило невосполнимый ущерб

природе; нарастает экологическая катастрофа, грозящая вырождением и гибелью

челове­чества. Само человечество переживает еще не виданный в истории

стремительный рост народонаселения, особенно в развивающихся стра­нах;

социальные последствия демографического взрыва дают основания крайне

пессимистическим прогнозам.

Порожденные всем этим, а также социальной и политической не­стабильностью

тревоги и опасения за будущее народов отдельных стран и человечества в целом

служат социально-психологической основой для политических движений и программ

авторитарного и тоталитарного толка, предлагающих экстремистские

административно-военно-казар­менные средства решения острых социальных

проблем. Одни из этих движений и программ продиктованы искренним стремлением

исполь­зовать крайние средства для спасения народов своей страны и всего

мира, для других эти мотивы — лишь прикрытие своих, сугубо эгоистических

целей.

Для идейно-политических программ тоталитаризма характерны, во-первых,

притязания на защиту общего блага, на выражение подлинных интересов нации или

народа, на историческую необ­ходимость применения крайних мер и отсутствие

других способов спа­сения, кроме тоталитарных; во-вторых, обязательно

ограничение (а затем отмена) завоеванных гражданским обществом равноправия,

прав и свобод человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и

Информация о работе Правовое государство