Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:18, реферат
Первые представления о государстве как организации, деятельность которой основана на верховенстве закона, начали формироваться на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармоничное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства.
1. Понятие и признаки правового государства...........................................................
2. Проблемы и пути формирования правового государства в России......................
3. Становление и развитие гражданского общества...................................................
4. Гражданское общество и государство......................................................................
5. Гражданское общество и право................................................................................
6. Этапы развития государства и права в гражданском обществе............................
7. Заключение.................................................................................................................
охрану правопорядка, но и проводящего социальную политику в интересах
неимущих и общества в целом (законодательное регулирование продолжительности
рабочего дня, ограничение и запрет детского и женского труда, социальное
обеспечение нетрудоспособных и безработных, всеобщее образование за счет
государства, бесплатное здравоохранение и др.).
Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противоречиями
богатства и бедности. На том же основании Маркс вынес буржуазному обществу
суровый приговор, обоснованный исследованием состояния экономики и классовой
борьбы той эпохи. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса
создало механизмы противодействия эгоизму предпринимателей; промышленное
общество сумело справиться с экономическими кризисами и породить
многочисленный средний класс; развитие представительных институтов власти
создало предпосылки для все более широкого учета в текущей политике
государства не только классово-эгоистических интересов буржуазии, но и
интересов других классов, также всего общества в целом.
На втором этапе истории гражданского общества продолжалось оформление
современного представительного государства, развитие тенденций все большего
подчинения его общественному контролю и влиянию. Во-первых, расширялся и
усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью
центральной и местной исполнительной власти; во-вторых, рос круг лиц,
пользующихся избирательными и другими политическими правами; в третьих,
возникла и постоянно усиливалась зависимость представительных учреждений от
системы сложившихся в обществе политических партий и движений, в том числе
притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально
обездоленных членов общества.
Началом третьего этапа развития гражданского общества можно считать рубеж
XIX-XX веков. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле
перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и
финансовым корпорациям. С другой стороны, организованный в профессиональные
союзы рабочий класс сложился во внушительную силу, с которой вынуждены
считаться предприниматели и на защита интересов которого притязает ряд
влиятельных политических партий и движений. В защиту демократических и
социальных прав и свобод выступают широкие слои служащих, лиц свободных
профессий, деятелей науки, культуры и искусства, научная интеллигенция,
студенты, молодежь.
Существенную роль в развитии гражданского общества играет представительное
государство. Лежащие в основе такого общества юридическое равенство, права и
свободы личности, обособленность и относительная независимость государства от
общества, а общества — от государства, представительные учреждения и другие
демократические институты создали государственно-правовую оболочку, наиболее
соответствующую возможностям если не полностью преодолеть политическое
отчуждение, то в максимальной степени подчинить государство общественному
влиянию и контролю, использовать его для решения спорных общественных
проблем, предупреждать социальные взрывы, попытки какой-либо группы общества
или партии насильственным путем навязывать обществу свои частные интересы.
Государство выступает уже не только как «ночной сторож», осуществляя лишь
охранительные функции; все большее место в его деятельности занимают такие
позитивные функции, как организация социального обеспечения, управление
народным образованием, здравоохранением и другие социальные функции. В XX
веке существенно повысилась роль государства и в регулировании экономических
отношений — государственный контроль и спорадическое вмешательство в
экономику создали возможности смягчения и изживания кризисных явлений.
Большое место в правовых системах развитых стран XX века занимает социальное
законодательство. В результате расширения социальной деятельности государства
увеличилась сфера действия публичного права.
Современное гражданское общество ряда развитых стран трудно назвать
буржуазным. Многие социологи относят капитализм к уже изжившей себя первой
фазе индустриального общества. Гибкое соединение в современной экономике
различных форм собственности, существование мощных организаций рабочего
класса, развитие систем социальной помощи, успех широких демократических
движений в поддержку прав, свобод личности и их гарантий — все это поставило
пределы первобытному эгоизму буржуазного общества, вынудило экономически
сильный класс считаться с общенациональными интересами, идти на компромиссы
с другими классами.
Нормальное, цивилизованное государство современности — правовое и социальное
государство с развитыми институтами представительной и непосредственной
демократии, с различными формами самоуправления, с подчиненностью всей
системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных
учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с
гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц
перед общим судом.
Через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и
гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную
систему, группы давления и свободную прессу гражданское общество стремится
подчинить и подчиняет себе государство, которое становится не только орудием
классового господства, но и средством достижения общественного компромисса,
снятия или смягчения социальных противоречий, механизмом управления делами
общества. Созданное и охраняемое таким государством право отличаться от
права первой половины XIX века тем, что оно, во-первых, содержит уже не
только возведенную в закон волю буржуазии , но и волю, интересы, требования
других общественных классов, групп, общества в целом; во-вторых, это уже не
только формально равное для всех право, но и в значительной мере социальное
право, дающее ряд льгот и преимуществ обездоленным слоям общества,
обеспеченное рядом материальных гарантий.
По мнению ряда западных социологов и футурологов, в развитии мировой
цивилизации наметился (и уже осуществляется) переход от индустриального
общества (т.е. гражданского общества с машинным производством, фабричной
организацией труда, общенациональным рынком) к постиндустриальному — обществу
с экологически чистой технологией, резким ростом удельного уровня сферы услуг
по отношению к сельскому хозяйству и промышленности, бурным ростом индустрии
знаний, заменой отраслей тяжелой промышленности наукоемкими отраслями.
Свойственная XX веку организация крупного производства по мере
совершенствования технологии и информационных систем ведет к отделению
власти от собственности, переходу управления общественными делами
практически в руки ученых специалистов (менеджеров) при сохранении
традиционных институтов демократии и политического плюрализма. В развитии
главной тенденции гражданского общества — устранении всех видов неравенства,
расширении и углублении равноправия людей — намечаются и осуществляются
перспективы новых прав и свобод, гарантированных материально. Среди
перспектив дальнейшего прогресса гражданского общества — более тесное общение
народов на основе всемирного рынка, возрастание реальной роли международных
пактов о правах человека, повышение авторитета ООН и других международных
организаций, повсеместное развитие демократии с перспективой замены
государства общественным самоуправлением.
Однако путь человечества никогда не был прямым и ровным. История знает не
только рывки, скачки (вперед), но и стремительные откаты назад. Гражданское
общество не гарантировано от разрушения, свертывания горизонтальных связей
автономных субъектов, их перестройки в вертикальные связи зависимостей от
государства. Поэтому наряду с оптимистическими прогнозами и предположениями о
перспективах развития гражданского общества нет недостатка в
противоположных по содержанию прогнозах.
Во многих странах гражданское общество переживает опасный период. В одних
регионах оно существует лишь в потенции как выражение общей тенденции
развития мировой цивилизации; в других оно находится в стадии становления, но
его формированию препятствуют влиятельные общественные группы, способные
привлечь и повести за собой значительную часть народа; в третьих уже
существующее гражданское общество подвергается нападкам внешних и внутренних
сил. XX век знает не только явные успехи демократии и пакты о правах
человека, но и торжество тоталитарных режимов, упразднявших права и свободы,
разрушавших гражданское общество, устанавливавших вертикальные структуры,
подобные военно-феодальным.
Главным врагом гражданского общества является тоталитаризм, опасность
которого исходит не только от реакционных или люмпенизированных слоев
общества. Порой он безосновательно расценивается как скорый выход из
кризисных состояний, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап
на пути перехода к гражданскому обществу. Идейной и психологической опорой
тоталитаризма могут стать реальные опасения за судьбы человечества,
порожденные объективно существующими условиями современной жизни.
XX век создал ряд серьезных угроз для дальнейшей истории человечества.
Растет число стран, имеющих ядерное оружие, общего количества которого
достаточно, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Существует опасность
перерастания локальных конфликтов и войн в термоядерные, ведущие к глобальной
катастрофе. Развитие промышленности уже причинило невосполнимый ущерб
природе; нарастает экологическая катастрофа, грозящая вырождением и гибелью
человечества. Само человечество переживает еще не виданный в истории
стремительный рост народонаселения, особенно в развивающихся странах;
социальные последствия демографического взрыва дают основания крайне
пессимистическим прогнозам.
Порожденные всем этим, а также социальной и политической нестабильностью
тревоги и опасения за будущее народов отдельных стран и человечества в целом
служат социально-психологической основой для политических движений и программ
авторитарного и тоталитарного толка, предлагающих экстремистские
административно-военно-казар
проблем. Одни из этих движений и программ продиктованы искренним стремлением
использовать крайние средства для спасения народов своей страны и всего
мира, для других эти мотивы — лишь прикрытие своих, сугубо эгоистических
целей.
Для идейно-политических программ тоталитаризма характерны, во-первых,
притязания на защиту общего блага, на выражение подлинных интересов нации или
народа, на историческую необходимость применения крайних мер и отсутствие
других способов спасения, кроме тоталитарных; во-вторых, обязательно
ограничение (а затем отмена) завоеванных гражданским обществом равноправия,
прав и свобод человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и