Правовое государство: история, теория, практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

Различные аспекты античного влияния на последующую теорию правового государства группируются вокруг тематики правового опосредования и оформления политических отношений. Эта тематика включает в себя, прежде всего, такие аспекты, как справедливость устройства полиса (античного города-государства), его власти и его законов, разумное распределение полномочий между различными органами государства, различение правильных и неправильных форм правления, определяющая роль закона в полисной жизни при определении взаимоотношений государства и гражданина, значение законности как критерия классификации и характеристики различных форм правления и т.д.

Содержание

1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ………………………………………...3
2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: НАЛИЧИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА; СВЯЗАНОСТЬ ГОСУДАРСТВА ПРАВОМ; ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНОВ; ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ; ОХРАНА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА; ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ И ГОСУДАРСТВА ПЕРЕД ГРАЖДАНАМИ……………………………………………….8
3. ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ……………………………………….……………..12
4. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................22

Вложенные файлы: 1 файл

правовое госуд.docx

— 45.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

 

Учреждение образования  «Гродненский государственный университет  имени Янки Купалы»

 

Юридический факультет

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

 

 

 

 

Правовое  государство: история, теория, практика

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория  государства и права»

 

студента 1 курса 2 группы

 

специальности 1- 24 01 03 Экономическое  право

Дурдыева Дурдымухаммеда

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Кевляк Л.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Гродно, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ  РАЗВИТИЯ ИДЕЙ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ………………………………………...3

2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА:  НАЛИЧИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА; СВЯЗАНОСТЬ ГОСУДАРСТВА ПРАВОМ; ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНОВ; ЕДИНСТВО  И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ; ОХРАНА ПРАВ  И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА; ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ  ГРАЖДАН ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ И  ГОСУДАРСТВА ПЕРЕД ГРАЖДАНАМИ……………………………………………….8

3. ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ  И ЭФФЕКТИВНОЕ……………………………………….……………..12

4. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................22

 

 

 

 

      КРАТКИЙ  ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ  О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

 

 

           Современное правовое государство  – как особая теоретическая  концепция и соответствующая  практика – имеет долгую и  поучительную историю.

           Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в трудах К.Т. Велькера, Р.фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение.

           В содержательном смысле ряд  идей правовой государственности  появился уже в античном мире  и в средневековой Европе, а  теоретически развитые концепции  правового государства были сформулированы  в условиях перехода от феодализма  к капитализму и возникновения  нового социально-политического  строя. Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового (антифеодального, светского, антитеологического и антиклерикального) юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона и т.д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом [1].

           При всей своей новизне теоретические концепции правовой государственности (разработанные в трудах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона, И. Канта, Г. Гегеля и др.) опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

           Античные идеи.

           Различные аспекты античного  влияния на последующую теорию  правового государства группируются  вокруг тематики правового опосредования и оформления политических отношений. Эта тематика включает в себя, прежде всего, такие аспекты, как справедливость устройства полиса (античного города-государства), его власти и его законов, разумное распределение полномочий между различными органами государства, различение правильных и неправильных форм правления, определяющая роль закона в полисной жизни при определении взаимоотношений государства и гражданина, значение законности как критерия классификации и характеристики различных форм правления и т.д.

           Уже в глубокой древности зарождается  идея необходимости соответствия  действий власти требованиям  справедливости. В дальнейшем процессе углубления представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке публичной власти становится общеобязательным законом, а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, – справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью. Символическим выражением подобных представлений стал образ богини правосудия, олицетворяющей единение силы и права и справедливость правопорядка, в равной мере обязательного для всех.

           Во многих древнегреческих мифах  отчетливо присутствует возводимая  к богам идея справедливого  устройства полисной жизни людей.  В своих поэмах Гомер противопоставляет  справедливость (дике) как принцип общения силе и насилию в человеческих взаимоотношениях. Гесиод восхваляет Эвномию (Благозаконие), которая, согласно мифу, является сестрой Дике и дочерью верховного и совершенного бога Зевса и богини Фемиды (персонификации вечного естественно-божественного порядка). Эвномия (Благозаконие) тем самым олицетворяет божественное по своим истокам начало законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связь законности и полисного порядка. В дальнейшем слово «эвномия» (бла-гозаконие) заметно десакрализировалось и стало одним из ключевых понятий для характеристики полисного правления, основанного на хороших, справедливых законах. В плане антитезы «право (справедливость) – насилие» заслуживает упоминания и резкая критика Гесиодом устоев грядущего «железного века», когда по его словам: «Правду заменит кулак... Где сила, там и будет право» (Гесиод. Труды и дни, 174–193).Основополагающее значение господства законов в полисных делах настойчиво подчеркивали и многие из «семи мудрецов» Древней Греции. Некоторые из них, будучи правителями или законодателями, приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, согласно Бианту, Хилону, Питтаку, Солону и другим древнегреческим мудрецам, – существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.

           Политико-правовая мысль средневековья.

           Идеи и конструкции античных  авторов получили свое дальнейшее  развитие в творчестве мыслителей  европейского средневековья и  Нового времени.

           Также и применительно к истории  идей правовой государственности  средневековье не было пустым, потерянным временем. Напротив, средневековая  политико-правовая мысль (средневековая  юриспруденция, политическая наука,  философия, теология) сыграла важную  связующую роль между идеями  античности и Нового времени,  в том числе и в плане  теоретической подготовки основ  для последующих учений о неотчуждаемых  естественных правах человека, о  разделении властей, представительной  системе и правовой государственности  вообще.

           Показательны в этом смысле  политико-правовые воззрения такого  авторитетного представителя средневековой  теологии, как Фома Аквинский  (1225–1274). В новых условиях он  с христианских позиций развивал  ряд политико-правовых идей античных  авторов и прежде всего Аристотеля (о политической природе человека, о политической форме правления  и т.д.) и римских юристов (о  естественноправовой справедливости и т.д.).

           Естественный закон, согласно  Фоме Аквинскому, помимо стремления  к самосохранению и продолжению  рода, поисков истины и истинного  Бога требует также признания  и уважения достоинства человека  как разумного существа, созданного  Творцом по своему образу и  подобию. Это высказанное Фомой  Аквинским положение о достоинстве  человека (и достоинстве человеческой  личности), будучи фундаментальным  принципом христианского гуманизма,  в политико-правовом плане является  одной из первых формулировок  идеи неотчуждаемого естественного  права человека. Отсюда следует,  что государство и человеческий (позитивный) закон должны признавать  и уважать достоинство человека. В соответствии с этим государство  как политическая форма выражения  общего блага призвано, согласно  Фоме Аквинскому, обеспечить для  людей достойные условия жизни,  т.е. условия, соответствующие  достоинству человека.

           Более отчетливо в эту эпоху  суверенитет народа в своем  светском учении о государстве  и праве признавал и защищал  Марсилий Падуанский (1275–1343). Народ, согласно Марсилию, – это источник всякой власти (и светской, и духовной), носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под «народом» он имел в виду лучшую, просвещенную часть общества, которая печется об общем благе.

           Значительный вклад в углубление  юридического понимания и толкования (с позиций естественного права)  государства и действующего позитивного  права внесли средневековые юристы (Г. Брэктон, Р. Луллий, Балдус и др.). Так, обосновывая приоритет (и верховенство) естественного права перед государством (и государственной властью), юрист Балдус утверждал, что естественное право сильнее принципата, т.е. власти правителя: «potuis est ius naturale quam principatus» [2].

           Концепции Нового и Новейшего  времени.

           Идеи правовой государственности  в Новое время развивались  в русле достижений предшествующей  политико-правовой мысли и прежде  всего естественноправовых представлений о свободе и правах человека, о приоритете естественного права перед позитивным правом и государством, о правовых формах и пределах осуществления государственной власти, о разграничении властных правомочий различных органов государства и т.д.

           В эпоху перехода от феодализма  к капитализму решающее значение  приобретают проблемы политической  власти и ее формальной равной  для всех правовой организации  в виде упорядоченной системы  раздельных государственных властей,  соответствующей новому соотношению  социально-классовых и политических  сил и вместе с тем исключающей  монополизацию власти в руках  одного лица, органа или союза.  Юридическое мировоззрение нового  восходящего класса требовало  утверждения новых представлений  о свободе человека посредством  режима господства права и  в частных, и в публично-политических (государственно-властных) отношениях.

           Ряд положений, существенных для  теории и практики правовой  государственности, был обоснован  английским мыслителем Дж. Локком (1632–1704). В его трактовке идея  господства права предстает в  виде государства, в котором  верховенствует гражданский закон,  соответствующий вечному и всеобъемлющему  закону природы. В таком государстве  провозглашены постоянные (конституционные) законы, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, осуществлено разделение властей на законодательную, исполнительную (куда он включал и судебную власть) и федеративную (внешнюю исполнительную власть). Подобное государство, обеспечивающее жизнь, свободу и собственность людей, он противопоставляет деспотической власти. Государственная власть ограничена общественным благом.

           Опираясь на идеи народного  суверенитета и общественного  договора, образующих правовую основу  и источник государственности,  Локк выступил с обоснованием  «доктрины законности сопротивления  всяким незаконным проявлениям  власти» [3].

           Концепция разделения властей  получила свою последовательную  и систематическую разработку  в творчестве французского юриста  Ш.Л. Монтескье (1689–1755). Различая  в каждом государстве три рода  власти – законодательную, исполнительную  и судебную, – он отмечает, что  для предотвращения злоупотреблений  властью необходим такой порядок  вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. «Если, – замечает он в сочинении «О духе законов», – власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» [4].

           Существенный вклад в развитие  теории и практики правовой  государственности внесли (под заметным  влиянием идей Дж. Локка и Ш.Л.  Монтескье) и такие деятели  американской революции, как Т.  Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон, Дж. Адаме, Дж. Мэдисон и др.

           С глубоким философским обоснованием  либеральной теории правового  государства в конце XVIII в. выступил  И. Кант. «Государство, – отмечал  он, – это объединение множества  людей, подчиненных правовым законам» [5].

           Правовое государство (республика) выступает в трактовке Канта  не как эмпирическая реальность, а как та идеально-теоретическая  конструкция (модель), которой следует  руководствоваться как требованием  разума и целью наших усилий  в практической организации общественной  и государственно-правовой жизни.

           Если у Канта правовое государство  – это долженствование, то  у Гегеля оно – действительность, т.е. практическая реализованность разума в определенных формах обыденного существования людей. Действительность (включая и государственно-правовую действительность), по Гегелю, разумна, а разумное – действительно. Такую разумную (правовую, свободную) действительность он называет идеей права, которую не следует смешивать с идеалом. В целом вся гегелевская конструкция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех внеправовых форм применения силы со стороны частных лиц и государственных властей.

Информация о работе Правовое государство: история, теория, практика