ПРИЗНАКИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: НАЛИЧИЕ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА; СВЯЗАНОСТЬ
ГОСУДАРСТВА ПРАВОМ; ВЕРХОВЕНСТВО
ЗАКОНОВ; ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ
ВЛАСТИ; ОХРАНА ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА; ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
ГРАЖДАН ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ И
ГОСУДАРСТВА ПЕРЕД ГРАЖДАНАМИ.
Для правового
государства присуща такая примета,
как разделение власти. Считается
даже, что там, где не существует
разделения властей, отсутствует
и Конституция. Разграничение
компетенции и функций между
отдельными органами и учреждениями
власти существовало и в древности.
Но для правового государства
характерно не только функциональное
разграничение между отдельными органами
власти, но и между отдельными отраслями
власти - законодательной, исполнительной,
судебной. Естественно, что разграничение
между отдельными ветвями власти органически
сопряжено с таким же разграничением и
между отдельными органами. Принцип разделения
властей, который присущ современным правовым
государствам, органично сопряжен с принципом
единства государственной власти и ее
отдельных отраслей. В организационно-правовом
плане принцип единства государственной
власти воплощается чаще всего в институте
президентства. Так, в Республике Беларусь
Президент страны считается главой государства,
имеет широкие полномочия по координации
действий самостоятельных ветвей власти
- законодательной, исполнительной и судебной.
Он обеспечивает единство государственной
власти, ее целеустремленность, эффективность.
Для правового государства присуща такая
примета, как верховенство права. Ошибочно
считать, что право имеет приоритет, преимущество
(Верховенство) над государством, вроде
бы право доминирует над государством,
что последняя находится в какой-то подчиненности
праву. В таком случае закономерно возникает
ряд вопросов - о той силе, которая может
обеспечить превосходство права над государством,
о той силе, которая формулирует права
и обеспечивает его действие и т. д. О верховенстве
права в качестве признаки правового государства
можно рассуждать относительно современного
светского государства, как, кстати, и
о самом правовом государстве как образовании,
что характерно для современных цивилизованных
стран. Верховенство права в таком случае
означает приоритет, преимущество данного
нормативного регулятора над другими
видами правил поведения общего характера.
В таком государстве при столкновении,
при противоречиях между правами и нормами
других социальных регуляторов преимущество
(приоритет) хранится всегда за правом.
Естественно, что в современных богословских
государствах, тем более в государствах,
существовавших в древности, о доминировании,
о приоритете права над другими нормативными
регуляторами речь идти не может. Сказанное
означает, что далеко не каждая из существующих
сегодня государств соответствует всем
приметам правового государства, по крайней
мере примете верховенства права. Часто
данную примету правового государства
формулируют иначе, например, через утверждение
верховенства закона. Но верховенство
закона - это лишь свойство одной из разновидностей
правовых семей, а именно романо-германской
правовой семьи. Верховенство закона характеризует
порядок построения системы источников
права, при котором на вершине пирамиды
всех источников права всегда находится
закон. Другие источники права находятся
в субардынацыйных и иерархических зависимостях
от закона. Но для англосаксонской правовой
семье такая примета, как верховенство
закона, не присуще. Вместе с тем именно
те государства, где приоритет среди источников
права принадлежит не закону, а прецедента,
и претендуют на статус правовых государств.
Стремление отдельных авторов подчеркнуть
данную примету правового государства
выражением «верховенство правового закона»
не меняет сути дела. Потому что в этих
условиях меняется характеристика только
самого закона, а не меняется характеристика
во взаимоотношения между государством
и правом. Наличие гражданской (гражданской)
общины обычно указывается среди признаков
правового государства. Под гражданской
обществом чаще всего понимают такое состояние
общества, характеризующийся высокой
степенью его самоорганизации, наличием
в обществе институтов местного самоуправления,
развитием рыночных отношений и т. д., широкими
возможностями влияния общества через
институты гражданского общества на государство.
Безусловно, такой влияние институтов
гражданского общества на государство,
во-первых, происходит через право и только
в рамках права, а, во-вторых,
такое влияние
не может и не должен быть
направлен на разрушение государства
и общества. К характеристик гражданского
общества можно отнести также наличие
в обществе различных политических партий,
которые аккумулируют разные политические
интересы и стремятся осуществить их через
деятельность органов и учреждений государства.
Гражданское общество характеризует также
наличие различных идеологий, в том числе
обязательное наличие государственной
идеологии. Не может существовать и нормально
развиваться государство, которое не имеет
своей общегосударственной идеологии.
Такое государство не имеет четко определенных
направлений в своем развитии, общих ценностей.
Наличие многопартийности, идеологическая
разнообразие в обществе характеризуют
государство в качестве современного
демократического государства, а наличие
общегосударственной идеологии в таком
государстве означает, что такое государство
является сильным демократическим государством.
Государство выражает и представляет
интересы всего сообщества, обеспечивает
единство общества, его целостность, развитие
и саморазвитие. И поэтому институты общественного
(гражданского) общества
должны быть
направлены также на осуществление
этих же задач и достижение
этих же целей. Другое дело,
что методы и приемы работы
в институтов и организаций гражданского
общества могут отличаться от методов
и форм деятельности государства. Но только
при сотрудничестве гражданского общества
и государства, только при поддержке государства
со стороны социальной сообществу следует
рассуждать о наличии такой приметы в
современной правового государства, как
гражданское общество. Для правового государства
характерно не просто наличие гражданской
(гражданского) общества, а четкое разграничение
функций и деятельности между государством,
ее институтами и органами и между гражданским
обществом, ее институтами, органами. Государство
создает для деятельности гражданского
общества соответствующую правовую базу,
оказывает материально-финансовую поддержку
деятельности институтов, органов и учреждений,
а гражданская (гражданская) сообщество
содействует государству в выполнении
ей своих задач и осуществлении функций.
Правовое государство характеризуется
такими взаимоотношений между государством
и личностью, между государством и гражданином,
которые основан на взаемаадказнасци
и правовых возможностях влияния государства
на личность и личности на государство.
К сожалению, характеризуя взаимоотношения
между государством и личностью, государством
и человеком, обращают внимание на то,
что в правовом государстве права и свободы
человека имеют приоритет, превосходство,
главенство над интересами, правами и
возможностями государства. В таком случае
само государство воспринимается в качестве
некоей враждебной силы по отношению к
личности и человека. На самом деле, государство
выражает
и защищает как агульнасацыяльныя,
так и частные интересы личности и человека,
а потому о доминировании и приоритете
либо интересов и прав личности, либо интересов
и прав личности и человека размышлять
ошибочно. Интересы государства, его права
и возможности не надо противопоставлять
интересам и правам личности и человека.
Надо, во-первых, четко разграничить права
и свободы личности, гражданина и государства,
а, во-вторых, выделить те сферы существования
общества, те права и свободы личности
и гражданина, которые превалируют над
интересами и правами государства, а также
те сферы существования общества, где
преимущество имеет агульнасацыяльны
интерес и интерес государства. При точном
разграничении сфер, прав и правовых возможностей
противоречия между государством и личностью,
государством и гражданином будут сведены
к минимуму.
Все указанные
признаки правовой государственности
существуют как некая теоретическая
конструкция, как модель правового
государства. Не существует какой-то
формализованной и четко указанную характеристики
правовой государственности, каких-то
всесторонне и четко очерченных ее примет.
Не существует и не может существовать
государства, которая бы являлась идеалом
правовой государственности. Вместе с
тем отдельные Влас- свойства гражданского
общества, характеристики прав и свобод
человека и гражданина закреплены в международно-правовых
документах, многосторонних международных
договорах (декларациях, конвенциях, пактах
и т. д.). Но в этих международно-правовых
документах выражена воля многих государственных
образований, и поэтому они принимаются
многими современными государствами в
качестве документов, обязательных для
выполнения. Каждая из современных государств
имеет свою отличительную историю, свой
путь развития, опирается на свою экономическую
и социальную структуру, свои цивилизационные
координаты, в пределах которых она строит
свою внешнюю и внутреннюю политику. Никто
в международных общении не имеет права
навязывать свои собственные мнения и
представления, в том числе представления
о правовом государстве, в качестве идеальных,
единственно правильных и справедливых.
В каждой современного государства свой
путь построения правовой государственности
и свои отличительные закономерности
построения правового государства с учетом
исторических традиций, с учетом культурного
уровня, менталитета народа, географического
и социально-экономического положения
[6].
ГОСУДАРСТВО
ПРАВОВОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ
В современной юридической науке
существуют терминологические выражения
и словосочетания, с помощью которых
описываются разные стороны современного
государства - правовое государство,
социальное правовое государство,
государство социальная и эффективная.
Каждое из этих слово сочетаний
и выражений означает отдельные стороны
государства, подчеркивает те свойства,
которые характеризуют современное государство.
Отдельные элементы теории социальной
государственности начали активно разрабатываться
в конце ХIХ-начале ХХ в. Это было обусловлено
развитием в тогдашних государств активной
социальной деятельности. Функционирование
государств на принципах либерализма,
когда государства не высказывали вмешательства
в экономические и социальные процессы,
быстро привело к тому, что в обществе
накопилось очень много социальных противоречий,
вызвавших нежелательные социальные катаклизмы
и взрывы. Активное вмешательство государства
в распределение и перераспределение
материально-финансовых ценностей сопровождалось
разработкой социальной политики и всесторонним
развитием социальной функции. Особенно
бурное и широкое развитие социальная
деятельность государства приобрела в
Германии времен Бисмарка. Именно в то
время начали складываться и развиваться
основные составные части социальной
функции, которая получила бурное развитие
в современной Федеративной Республике
Германии. Международное сотрудничество
государств в социальной сфере, которое
было закономерным результатом разработки
и реализации внутригосударственной социальной
политики, привело к появлению международно-правовых
документов (пактов и деклараций), в которых
на международном уровне закреплялись
разнообразные социальные,гражданские
и культурные права и свободы. Так появились
международно-правовые пакты и права человека
и личности первого и второго поколений.
Развитие социальной функции всегда сопровождается
значительным вмешательством государства
в процессы распределения и перераспределения
материальных ценностей, ростом бюджета
государства и особенно той его части,
которая направлена на осуществление
разнообразных социальных программ. Кроме
этого, современное государство активно
вмешивается в производственные процессы,
в экономическую сферу существования
общества. Все это, безусловно, способствует
росту благосостояния людей, способствует
развитию человека и личности, но одновременно
сопровождается и ростом иждивенческих
настроений и иждивенческой психологии
в обществе. Поэтому закономерно встает
вопрос о границах и объемах социальной
деятельности государства, возникает
проблема эффективности средств, выделяемых
государством на осуществление экономической
и социальной деятельности. Такой ракурс
рассмотрения вопросов экономической
и социальной деятельности в сочетании
с развитием разнообразных государственных
программ и планов примерно в середине
70-х годов прошлого века обусловил появление
в западноевропейской политико-правовой
литературе понятия эффективного государства.
Понятия и термины правовой, социальной
и эффективной государственности отражают
разные стороны государства. Это не особые
этапы ее развития, не отдельные фазы и
тем более типы, это отдельные понятия
и термины, с помощью которых обозначаются
и характеризуются отдельные свойства
и качества современного государства[6].
ОПЫТ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Проблемы становления и развития
социального правового государства
остаются самыми актуальными
для стран молодой демократии.
Недостаточно закрепить в конституции
то или иное понятие, даже
имеющее базовый, фундаментальный
характер, необходимо осуществлять
эффективные меры для достижения
поставленных целей, в том числе
и с использованием правовых
средств.
Особенностью развития конституционного
права является его динамизм,
широкое обновление и развитие
составляющих его правовых норм.
В этой связи очень важно,
чтобы конституционное право
адекватно отражало потребности
развития общества, более того, содействовало
его прогрессу, имело научную
основу своего развития.
Беларусь, как закреплено в Конституции,
является государством социальным.
Эта норма обязывает властные
структуры проводить активную
социальную политику, а в области
экономики — направленную на
её стабилизацию. Тем более, что в
ст. 2 Основного закона Беларуси записано,
что "человек, его права, свободы и гарантии
их реализации являются высшей ценностью
и целью общества и государства". Для
социального государства в том виде, в
каком пытаются его построить в Беларуси,
в отличие от государства социалистического
характерно следующее: оно ответственно
за существование общества; в нём индивид
имеет обязанности перед иными лицами
и обществом в целом; это такое государство,
которое помогает человеку, обеспечивает
его достойное существование. Социальное
государство — это не только пенсии и
пособия, что, безусловно, очень важно.
Выполнение государством функций социальной
защиты не должно носить стихийный, хаотичный,
вспомогательный характер. Большое значение
имеет прежде всего реализация определённых
принципов экономической свободы человека
и права предпринимателей, лиц наёмного
труда, ответственность государства за
выработку и соблюдение правил деятельности
на рынке, за создание соответствующих
условий для упорядочения экономической
и социальной жизни, обеспечение принципа
равенства всех форм собственности. Важен
принцип помощи нетрудоспособным, а не
тем, кто не желает работать.Говоря о правах,
не следует забывать об обязанностях,
об ответственности, которую индивид несёт
перед обществом, что является составляющей
гарантий прав и свобод каждого гражданина.
Анализируя нынешнее состояние
социальной защиты наших граждан,
можно говорить о недостатках
процесса приватизации, отсутствии
экономических расчётов при разработке
ряда законодательных актов, которые
регулировали бы экономические
реформы, что обусловило их
декларативность и оторванность
от реальной жизни общества. Не
были разработаны механизмы экономической
и правовой защиты граждан
от социальных потрясений, резкого
снижения уровня доходов. Широкое
распространение получили чрезмерная
концентрация собственности у
узкого круга людей, коррупция,
обогащение одних за счёт других.
Это означает широкомасштабные
нарушения социально-экономических
прав граждан, а государство
должно устранять несправедливость,
издержки перехода к рыночным
отношениям. Ни одному современному
государству не уйти от решения
вопросов, связанных с социальной
защитой его граждан. Не пожелают
это сделать само государство
и его институты — заставят
его это сделать сами граждане,
общественные объединения. Для
преодоления негативных явлений,
порождённых развитием рыночных
отношений, — эгоизм, индивидуальная
замкнутость, снижение планки
духовных ценностей — социальное
государство представляет целый
ряд гарантий и уровней защиты
своих граждан. Среди них: обеспечение
прожиточного минимума; сохранение
здоровья граждан и экологии;
закрепление права на труд;
определение собственности как
источника существования, защита
права собственности; решение
проблемы социального неравенства,
особенно остро стоящей в постсоветских
государствах; забота государства
о детях, семье и материнстве.
Одна из основных характеристик
социального государства — гарантированность
каждому человеку достойного
прожиточного минимума. Конституция
Республики Беларусь заверяет
право каждого на "достойный
уровень жизни, включая достаточное
питание, одежду, жильё и постоянное
улучшение необходимых для этого
условий" (ст. 21). Безусловно, речь
идёт о "каждом", кто не
в силах самостоятельно поддерживать
своё существование. В законодательстве
Германии предусмотрено, что только
тот, кто не может самостоятельно
добыть себе средства к существованию
и не получает при этом никакой
посторонней помощи, имеет право
на личную и материальную поддержку
со стороны государства. Эта
помощь соответствует его специфическим
потребностям, побуждает к самопомощи,
стимулирует участие в общественной
жизни и гарантирует достойное
человека существование (параграф
9 Общей части Кодекса социальных
законов ФРГ). Таким образом достигается
сбалансированный подход государства
и отдельного индивида к решению вопроса
об обеспечении достойного существования,
устанавливается грань, за пределами которой
начинается иждивенчество; первичная
активность самого человека и только затем
уже возможна помощь государства, задача
которого — создать такую нормативную
базу, которая будет способствовать развитию
личности, использованию ею своих возможностей
на практике. Развитие личности, безусловно,
возможно, когда государство уделяет внимание
таким важнейшим социально-экономическим
правам, как право на образование, на охрану
здоровья, на безопасный труд и т.п. На
государстве лежит обязанность устранять,
насколько это возможно, причины ухудшения
здоровья граждан. Для их преодоления
должны создаваться общедоступная и широкая
система здравоохранения, предусматривающая
оказание медицинской помощи всему населению,
специальную защиту здоровья детей, матерей
и лиц преклонного возраста, предотвращение
загрязнения окружающей Среды и т.д. Основным
источником существования является труд.
В ст. 41 Конституции Республики Беларусь
труд провозглашён "как наиболее достойный
способ самоутверждения человека".
Подобная формулировка в сочетании с другими
нормами Конституции косвенно предоставляет
право не заниматься трудовой деятельностью:
незанятость не может служить основанием
для привлечения гражданина к какой-либо
юридической ответственности (административной,
уголовной или иной). по существу, мы можемможеи
говорить о свободе труда. В ст. 41 Конституции
Беларуси установлен запрет на принудительныйпринудительынй
труд, "кроме работы или службы, определяемой
приговором суда, или в соответствии с
законом о чрезвычайном или военном положении".
С учётом данной нормы, а также содержания
ст. 8 Международного пакта о гражданских
и политических правах нельзя оценивать
как неконституционные положения уголовного
или административного законодательства
о применении такой меры наказания, как
исправительные работы. Желательно, чтобы
распределение молодых специалистов по
окончании государственных учебных заведений
основывалось не на акте правительства,
а на законе. Следовало бы расширить права
и выпускников учебных заведений. В своё
время мы высказывали в белорусской прессе
идею о том, что при отказе от работы по
распределению они имеют право и обязанность
компенсировать затраты государства на
их обучение. Это предложение нашло своё
развитие в текущем законодательстве.
Как известно, собственность также может
служить источником существования. Государство
гарантирует каждому право собственности
и содействует её приобретению. Право
собственности бессрочно. Принудительное
отчуждение имущества допускается лишь
в двух случаях: 1) по мотивам общественной
необходимости при соблюдении условий
и порядка, определённых законом, со своевременным
и полным компенсированием стоимости
отчуждаемого имущества; 2) согласно решению
суда. В первом случае в качестве примера
можно привести снос домов, находящихся
в собственности граждан, для строительства
объектов общего пользования (например,
дорог). По решению суда имущество гражданина
может быть конфисковано (то есть изъято
безвозмездно) в связи с совершением им
уголовно наказуемого деяния. Конфискация
имущества как вид уголовного наказания
может быть назначена в случаях, предусмотренных
Уголовным кодексом Республики Беларусь.
Для социального государства характерна
политика, предполагающая обеспечение
социального равенства. В этих целях используются
различные средства — правовые, экономические,
организационные и др. Так, провозглашается
равенство всех перед законом и право
без всякой дискриминации на равную защиту
прав и законных интересов (ст. 22), закрепляется
установление партнёрских отношений и
взаимодействия между государством, предпринимателями
и профсоюзами (ст. ст. 13, 14, 41); предусматривается
оказание помощи ветеранам, молодёжи,
семьям, имеющим детей (ст. ст. 32, 47), и др.
Важнейшим средством, сглаживающим социальное
неравенство, служит система социального
обеспечения, в том числе выплата пенсий
и пособий, медицинское обслуживание,
однако, как видим, суть социального государства
не может сводиться только к этому. В то
же время в социальном государстве должна
быть сбалансированная система льгот
и преимуществ, в ином случае это может
привести к ущемлению прав граждан, за
счёт которых оно формируется. Особо хотелось
бы остановиться на таком важнейшем направлении
деятельности государства, как забота
о детях, семье, материнстве. В Республике
Беларусь проживает 2,6 млн. детей, или каждый
четвёртый житель республики — несовершеннолетний.
Забота государства о детях была и остаётся
основной частью государственной политики
президента, правительства, местных органов
власти. Однако сегодняшнее положение
детей не может в полной мере удовлетворить
государство и общество. Не снижаются
неблагополучные тенденции, влияющие
на уровень обеспеченности прав и свобод
детей. В последние годы появились нищие,
малолетние наркоманы, беспризорники.
Корни многих проблем кроются в морально-психологическом
климате семьи. Рост бедности, увеличение
количества неполных семей, алкоголизм,
снижение духовных ценностей ведут к тому,
что многие родители не хотят воспитывать
детей в соответствии с правовыми и моральными
нормами. Однако концентрирование внимания
прежде всего на проблемах, которые существуют
в этой области, не означает, что в государстве
не созданы необходимые правовые, социальные,
материальные условия для защиты прав
детей. Один из позитивных аспектов государственной
политики — стремление государственных
институтов (президент, парламент, правительство,
суды, правоохранительные органы) обеспечить
всестороннюю гарантированную защиту
детства, семьи, материнства. Конституция
в целом, законодательство, практика их
применения должны быть направлены на
поддержание физического и нравственного
здоровья ребёнка. Заботясь о детях, общество
думает о своём будущем. Конституционные
нормы не исключают, а наоборот, предполагают,
как справедливо отмечается в литературе,
следующую концепцию необходимой системы:
ребёнок, семья, общество, государство.
Уровень развития социального государства
зависит от экономического развития. Согласно
ст. 2 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах, каждое
участвующее в настоящем Пакте государство
обязуется в индивидуальном порядке и
в порядке международной помощи и сотрудничества,
в частности в экономической и технической
областях, принять в максимальных пределах
имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы
постепенно полностью осуществить всеми
надлежащими способами, включая принятие
законодательных мер, признаваемые в настоящем
Пакте права. Таким образом, государство
может распоряжаться только имеющимися
ресурсами. Их размер зависит от многих
факторов, например от собираемости налогов,
системы налогообложения, насколько она
эффективна и в какой степени стимулирует
рост производства, совершенствование
экономических отношений. Опыт свидетельствует,
что социальное государство и рынок (рыночные
отношения) — явления совместимые. Более
того, государства, основанные на рыночной
экономике, добились больших успехов в
социальной защите своих граждан, чем
государства, в которых доминировала плановая
экономика с главенствующей государственной
собственностью. На определённом этапе
перехода к рыночным отношениям их развитие
иногда воспринималось как отрешённость
государства от забот людей, безразличие
к их нуждам. Это привело к ослаблению
функций государства по социальной защите
граждан. Однако государственное регулирование
не должно сводиться к сужению сферы предпринимательства,
частной инициативы, ограничению права
частной собственности. Наоборот, для
социального государства характерен баланс
интересов человека, общества и государства,
в том числе возможность их обеспечения
не только нормами права, но и другими
социальными регуляторами. Хотелось бы
остановиться на некоторых аспектах развития
правового государства. Эффективность
права в обеспечении развития личности
зависит от многих факторов. Актуальными
являются следующие: адекватность правового
регулирования потребностям общественного
развития, предсказуемость развития права,
равенство всех перед законом и судом,
гарантированность правосудия (право
на объективный, беспристрастный и независимый
суд), право на квалифицированную юридическую
помощь, на презумпцию невиновности и
др. Наиболее существенными, на наш взгляд,
представляются три момента: 1) использование
во внутреннем праве международных стандартов;
2) использование судебных прецедентов
в качестве источника права; 3) проблема
обеспечения конституционного права на
судебную защиту. Важной и необходимой
предпосылкой для установления благоприятных
для развития личности условий является
использование во внутреннем (национальном)
праве сформированных международных стандартов.
По уровню их реализации можно судить
о том, насколько государство приблизилось
к идеалу правового, демократического,
социального государства. Наличие конституционной
нормы о приоритете общепризнанных принципов
свидетельствует о стремлении законодателя
строить независимое государство на правовых,
демократических началах. В этом случае
имеется несколько немаловажных аспектов.
Признание приоритета общепризнанных
принципов международного права означает
не что иное, как определение вектора развития
всей правовой системы. В этом смысле общепризнанные
принципы находятся как бы над конституцией,
они предопределяют понимание конституционных
норм. Норма, запрещающая заключать международные
договоры, противоречащие конституции,
является гарантией государственного
суверенитета Республики Беларусь, которая
самостоятельна в проведении своей внутренней
и внешней политики. Представляется, что
осуществить на практике это правовое
предписание не просто, но необходимо
в силу того, что на международном уровне
вырабатываются стандарты взаимоотношений
государства и человека, статуса человека
и гражданина, и к ним необходимо приближать
национальное законодательство, правовую
систему новых государств. Если практика
будет формироваться с учётом исполнения
этой нормы, то выиграют от этого и государство
и граждане. Договоры должны иметь прямое,
непосредственное действие. Мы считаем,
что давно назрела необходимость в подготовке
комментария к двум важнейшим Международным
пактам — о гражданских и политических
правах и об экономических, социальных
и культурных правах. Это будет реальным
вкладом учёных и специалистов в становление
правового государства, в утверждение
прав и свобод каждого человека и гражданина,
отвечающих международным стандартам.
Анализ практики применения ратифицированных
международных договоров на пленумах
высших судебных инстанций также видится
позитивной мерой. Пока эта проблема остаётся
вне их постоянного внимания. В процессе
решения задач конституционного строительства
необходимо уяснить значение и объём каждого
права. Содержание прав и свобод становится
нередко предметом ожесточённых дискуссий,
отличающихся высокой степенью конфронтации,
а нередко и спекуляций, полярностью мнений.
Этому иногда способствует деятельность
государственных органов (парламент, суды),
непосредственно их интерпретирующих.
С нашей точки зрения, содержащиеся в Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод нормы могут уже сейчас стать ориентиром
для правоприменительной практики. Важным
шагом на пути утверждения института конституционного
контроля, свободного от политических
пристрастий и служащего только интересам
правосудия, может быть использование
решений Европейского Суда по правам человека
(его правовых позиций) для подготовки
заключений Конституционного Суда по
вопросам, являющимся предметом его рассмотрения.
Каждая система имеет свои особенности,
присущие ей источники права. Принято
рассматривать в качестве источников
права лишь нормативные акты, но не судебные
прецеденты и обычаи. Представляется,
что эти взгляды следует изменить. Судебный
прецедент и в нашей правовой системе
может и должен рассматриваться в качестве
источников права. Право на правосудие
иногда понимается слишком упрощённо
— как недопустимость ограничений на
обращение в суд. Конституционный Суд
Республики Беларусь много сделал для
обеспечения конституционного права на
судебную защиту. Оно не исключает предварительного
порядка рассмотрения споров (например,
в КТС), альтернативного порядка (обращение
в вышестоящий или иной орган, что не должно
лишать права на обращение в суд). В то
же время правосудие предполагает независимость,
беспристрастность и компетентность суда.
Конституционное право — это фундаментальная
отрасль права. в силу своей природы оно
более всего подвержено политическому
влиянию. В то же время научные исследования
в области конституционного права позволяют
находить оптимальное решение как в правотворческой
сфере, так и в практике исполнения законодательства.
Так, согласно ст. 104 Конституции Беларуси
закон не имеет обратной силы, за исключением
случаев, когда он смягчает или отменяет
ответственность граждан. Этот конституционный
принцип, как нам кажется, необходимо распространять
и на действие всех подконституционных
нормативных актов, а не только законов.
Аналогичный подход должен быть не только
при решении вопроса о возложении юридической
ответственности, но и в случае такого
изменения законодательства, в результате
которого ухудшается положение граждан,
юридических лиц, в том числе осуществляющих
хозяйственную деятельность. Например,
недопустимо придавать обратную силу
актам, предусматривающим дополнительные
налоговые нагрузки на субъекты хозяйствования.
С этой проблемой непосредственно связано
своевременное опубликование нормативных
актов, затрагивающих права и свободы
гражданина. Если законы, декреты, указы,
постановления правительства обычно публикуются
и таким образом доводятся до сведения
населения, то этого нельзя сказать о нормативных
актах министерств и ведомств, местных
Советов, исполнительных и распорядительных
органов. Также целесообразно остановиться
на проблемах, связанных с практическим
применением конституционных норм. Это
— толкование конституции и закона, нарушение
конституции, адекватность текущего законодательства
конституционным нормам. На практике возникают
вопросы соотношения нормативного и казуального
толкования конституции и других актов.
Согласно Основному закону Республики
Беларусь правом официального нормативного
толкования конституции обладает парламент
на основе соответствующего предложения
президента. К сожалению, Конституционный
Суд непосредственно таким правом не обладает,
однако он может проверить конституционность
такого закона, по всей форма являющегося
конституционным, и принять соответствующее
решение. Таким образом, акт Конституционного
Суда обладает большей юридической силой,
чем акт парламента о толковании конституции.
Что же касается аутентичного нормативного
толкования, даваемого судами (общими,
хозяйственными), то подход к определению
их соотношения должен быть иной: аутентичное
нормативное толкование обладает верховенством.
Проблема соотношения конституции и закона
иногда возникает в связи с необходимостью
расширения конституционных полномочий
государственных органов. Наряду с правами
и обязанностями государственного органа,
которые закреплены в конституции, в ней
прямо указано: компетенция Конституционного
Суда определяется законом. Думается,
что конституционные положения могут
быть дополнены (но не ограничены) законом.
Говоря об институте конституционной
ответственности, необходимо сказать,
что он должен получить дальнейшее развитие.
Его нельзя сводить только к ответственности
президента, парламента, правительства,
некоторых должностных лиц. Нужны подробная
регламентация случаев нарушения конституции
и ответственность в каждом случае. В рамках
этого института следовало бы, в частности,
различать: явное нарушение конституции;
умышленное её нарушение; случаи принятия
неконституционных актов в силу недостатков
самого конституционного текста (например,
неудачной, нечёткой редакции). Следует
устранить дисбаланс, который порой существует
в текущем законодательстве, неадекватно
выражающем сущность конституционных
норм. Например, в ст. 61 Конституции Республики
Беларусь говорится о возможности взыскания
гражданином морального вреда в соответствии
с законом. На практике получается следующее:
если нарушены права потребителей, то
этот вред взыскать можно, если же человек
незаконно уволен с работы или против
него совершено преступление, которое
не повлекло повреждения его физического
здоровья, то возможности взыскания морального
вреда отсутствуют. Необходимо активизировать
процесс принятия законов, ссылки на которые
есть в конституции (например, об альтернативной
воинской службе), осуществить пересмотр
действующей системы прописки. Даже теперь,
в период существования рыночных отношений,
в регионах республики действуют акты
местных органов власти, ограничивающие
право гражданина встать на учёт для получения
жилья. Недавно Конституционный Суд Республики
Беларусь признал неконституционной норму
Кодекса об административной ответственности,
предусматривавшую ответственность за
приём на работу граждан Республики Беларусь
без прописки. Право является важнейшим
социальным регулятором общественных
отношений. В этой связи очень важно определить
объём правового регулирования с тем,
чтобы оно (правовое регулирование) было
оптимальным, не сдерживало общественное
развитие, не было его тормозом, а, наоборот,
содействовало прогрессу [7].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Нерсесянц
В. С. Общая теория права и государства.
Учебник для
юридических
вузов и факультетов — М.: Издательская
группа НОРМА—
ИНФРА М,
1999 — 552 с.
2. Покровский
И.А. Указ. соч. С. 198.
3. Локк Д.
Избранные философские произведения.
Т. И. М., 1960. С. 116.
4. Монтескье
Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955.
С. 290–291.
5. Кант И.
Соч. Т. 4, ч. II. С. 233
6. Общая
теория права:УЧЭБ.-МЕТОД. КОМПЛЕКС
/ Н.В.СИЛЬЧЕНКО.
– ГРОДНО
: ГрГУ, 2008. – 712 С.
7. Г.A. Василевич.
Конституционные основы формирования
социального
правового
государства в Республике Беларусь.
"ПРАВО И ПОЛИТИКА"
№6,2000