Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.
I. Введение………………………………………………………………..3-5
II. Основная часть
2.1 Президент – как глава государства…………………........................6-8
2.2 Выборы Президента………………………………………………...9-12
2.3 Полномочия Президента………………………………………….12-19
2.4 Разрешение Президентом спорных вопросов…………………...19-21
2.5 Президент – Верховный Главнокомандующий…………………21-22
2.6Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения………………………………………………………………………..22
2.7 Полномочия Президента по вопросам гражданства…………….23-24
2.8 Полномочия Президента на издание правовых актов…………..24-25
2.9 Неприкосновенность Президента………………………………........25
2.10 Процедура отрешения Президента от власти…………………..25-27
III. Заключение………………………………………………………...28-29
IV. Список используемой литературы……………………………….30-31
Президент Российской Федерации представляет свою страну как глава государства во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами России, а также выступает от имени Российской Федерации в международных отношениях. Заявления Президента не нуждаются, в каком либо утверждении, он действует как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписывать международные договоры Российской Федерации, участвовать в переговорах от имени России или поручать это уполномоченным им лицам.
Президент
Российской Федерации избирается непосредственно
народом. В его выборе участвую граждане
России на основе всеобщего равного
права при тайном голосовании. Назначаются
выборы Президента России Советом Федерации.
Ныне действующая Конституция
Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин России, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Это вполне объяснимо:
Во-первых, лицо, претендующее на самый высокий пост в государстве должно иметь определенный жизненный опыт и в то же время быть достаточно молодым. Максимальный возраст по Конституции 1993 года не устанавливается;
Во-вторых, требование постоянного проживания в течении 10 лет на территории России обусловлено необходимостью знать и понимать специфику условий жизни в нашей стране.
В Конституции содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Данное ограничение направлено против установления власти одного человека на продолжительный срок, т.е. против авторитарного режима. Но в то же время Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом – после пребывания на данном посту два срока подряд.
Порядок избрания президента детально изложен в федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995г., который содержит общие положения проведения избирательной компании, вопросы предвыборной агитации, финансирования выборов, порядок вступления в должность Президента Российской Федерации.
«Президент РФ при вступлении в должность приносит народу следующую присягу:
Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».5
2.3 Полномочия Президента.
В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента Российской Федерации, ряд других его прав и обязанностей указаны в ст. 85-90 настоящей главы. В статье 83 определены полномочия Президента по отношению к Правительству:
Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;
Президент
имеет право
Президенту
принадлежит право принятия решения
об отставке Правительства в случаях:
подачи Правительством заявления об
отставке, выражения недоверия
При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение обязанностей. «… одним из наиболее важных результатов принятия в 1993 г. КРФ стало формирование новой системы высших органов государственной власти в нашей стране. При этом в ст.11 КРФ закреплено, что гос. власть в РФ осуществляет Президент РФ и Правительство РФ; тем самым, опровергая так называемую американскую модель президентской республики, при которой Президент является и главой государства, и главой правительства, что исключает наличие поста премьер-министра. В России же выбор сделан в пользу разграничения функций и полномочий между главой государства, т.е. Президентом и главой Правительства, т.е. Премьер-министром. Такое разделение можно назвать атрибутом так называемой французской модели, получившей свое воплощение в Конституции Пятой Республики во Франции. Но означает ли это, что современная политическая система РФ развивается по французскому пути? Или же Президент России, невзирая на наличие должности премьера, фактически сосредоточил в своих руках все основные полномочия исполнительной власти?... Часто обвиняют Б.Н.Ельцина в том, что он подмял под себя Правительство и фактически стал верховным правителем всей страны. С этих позиций многие депутаты в Гос. Думе Федерального Собрания РФ настаивают на необходимости ограничения полномочий Президента и расширение полномочий Правительства. Кроме того, к ныне действующей Конституции нередко предъявляются претензии на том основании, что она выводит Президента за рамки системы Разделения властей и тем самым придает легитимность его всевластию. При этом утверждается, что конституционный статус Президента позволяет ему возвышаться над всеми ветвями Гос. власти».6
Президенту дано право не согласиться с решением Государственной Думы о выражении недоверия Правительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверии Государственной Думы Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу;
В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:
назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Центрального банка Российской Федерации, членов Совета директоров Центробанка производится Государственной Думой.
При этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается по представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на должность Председателя Центрального банка, Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз;
назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, хотя эти лица и назначаются по предложению Председателя Правительства, но Президент оставил за собой все права персонального назначения лиц, входящих в состав Правительства.
Президент
представляет Совету Федерации кандидатуры
на должность судей
Президент
формирует администрацию
в соответствии
с Конституцией Президент назначает
и освобождает от должности полномочных
представителей Президента, которые
представляют интересы Президента в
федеральных органах
Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);
Президенту
дано конституционное право
Одной из
главных задач Президента нашей
страны является охрана суверенитета
Российской Федерации, ее целостности
и независимости. При выполнении
своих полномочий в решении этих
вопросов Президент опирается на
Совет Безопасности, статус которого
определен Федеральным законом (Закон
«Закон о безопасности» от 5 марта
1992г.). Совет Безопасности осуществляет
подготовку решений Президента в
области обеспечения
Военная
доктрина определяет военно-политическую
деятельность нашего государства. Основные
положения военной доктрины Российской
Федерации представляют совокупность
официальных взглядов по военным
вопросам, в том числе по вопросам
предотвращения войн, военных конфликтов,
защиты жизненно важных интересов нашего
государства. Предложения по военной
доктрине разрабатываются Генеральным
Штабом Вооруженных Сил. Основные положения
военной доктрины гарантируют неукоснительное
соблюдение Россией Устава ООН, международных
норм, принципов и имеют
Статья
84 устанавливает полномочия Президента,
которые относятся к его
Президент
Российской Федерации как глава
государства с целью
Президент Российской Федерации назначает выборы депутатов Государственной Думы лишь в случаях, определенных самой Конституцией в статьях 111 и 117. Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты – Совета Федерации – Конституцией вообще не предусмотрен.
Весьма
сложной и ответственной
В полномочия Президента входит и назначение референдума, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положения проведения референдума, порядок его назначения, процедуры голосования и другие вопросы определяются федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.7
Президент
обладает правом законодательной инициативы,
ему принадлежит право вносить
законопроекты в
Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.
На Президента
возложена обязанность