Правоотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные и т. д. Лишь некоторые из них в силу своей социальной значимости требуют правовой регламентации. Подвергнувшись властному юридическому воздействию, эти общественные отношения приобретают правовую форму, становятся правоотношениями.
Общественные отношения — это связи, которые возникают между людьми и социальными группами в процессе их деятельности.
Правовые отношения (правоотношения) — те из них, которые регулируются нормами права. С точки зрения права каждый участник правоотношений обладает набором определенных прав и обязанностей, поэтому правовые отношения можно определить как общественные отношения, возникающие на основе взаимных прав и обязанностей участвующих в них лиц.

Содержание

Глава 1 Правоотношение.

Понятие «Правоотношение». Основания возникновения.
3
Структура правоотношений
6
Глава 2 Юридические лица

2.1 Юридические лица, понятия, признаки
10
2.2 Основы административно-правового статуса юридических лиц
13
Задача
24
Список литературы
27

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 50.82 Кб (Скачать файл)

Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ - юридическое лицо - организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам эти имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суду, иметь самостоятельный баланс или смету. Можно выделить следующие моменты, характеризующие юридическое лицо:

а) фирменные наименования;

б) определенная организационная  структура;

в) регистрация в государственном  реестре юридических лиц;

г) гражданские права (соответствующие  целям деятельности, декларированным  в учредительных документах) и  ответственность по своим обязательствам;

д) наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления  определенных видов деятельности;

е) самостоятельный баланс;

ж) наличие счета в банке;

з) юридический адрес.

Российское гражданское  законодательство закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям  обладающей такими признаками организации  ставить перед государством вопрос о признании ее самостоятельным  субъектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся (п. 1 ст. 48 ГК):

1) организационное единство;

2) имущественная обособленность;

3) самостоятельная имущественная  ответственность по своим обязательствам;

4) выступление в гражданском  обороте и при разрешении споров  в судах от собственного имени.

Организационное единство характеризует  всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные (в данном случае - гражданско-правовые, имущественные) задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру  организации, выражающуюся в наличии  у нее органов управления, а  при необходимости - и соответствующих  подразделений для выполнения установленных  для нее задач.

Как задачи (функции) организации, так и ее структура закрепляются в ее учредительных документах - уставе, учредительном договоре - либо в общем положении об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК). В них  обязательно определяется наименование и место нахождения юридического лица, порядок управления его деятельностью (органы управления, их компетенция  и т.д.), в большинстве случаев - предмет и цели этой деятельности, а также иные сведения, предусмотренные  законом для соответствующих  разновидностей юридических лиц.

Наличие такого рода документов и является формальным выражением организационного единства как признака юридического лица. В большинстве случаев учредительным документом организации является ее устав, но в некоторых случаях эту роль выполняют два учредительных документа - устав и учредительный договор (в обществах с ограниченной и с дополнительной ответственностью, в ассоциациях и союзах), а иногда - только учредительный договор (в полных и в коммандитных товариществах). Для некоторых организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью, например для отдельных видов государственных и муниципальных учреждений, допускается наличие только общего (типового) положения об организациях данного вида (в этом случае роль индивидуального учредительного документа, содержащего необходимые сведения о конкретной организации, выполняет решение о создании такой организации).

2.2 Основы административно-правового статуса юридических лиц

Предприятие- это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой форме и по отраслевой производственно-технологической специализации.

По организационно-правовой форме различаются:

полное товарищество;

товарищество на вере;

общество с ограниченной ответственностью;

общество с дополнительной ответственностью;

акционерное общество;

производственный кооператив;

потребительский кооператив;

унитарные предприятия и  др.

По отраслевой производственно-технологической  специализации принято выделять:

промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты  и др.);

сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы  и артели, рыболовецкие артели, предприятия  переработки сельскохозяйственной продукции и др.);

строительные предприятия (строительные и строительно-монтажные  объединения, например строительные управления; строительные предприятия, в том  числе строительные комбинаты; строительные кооперативы; дорожно-строительные предприятия; мостостроительные поезда и др.);

транспортные предприятия (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты, ремонтные  предприятия водного транспорта; объединения гражданской авиации, аэропорты, авиационные отряды, ремонтные  и другие предприятия гражданской  авиации; автотранспортные объединения, автопредприятия, автокомбинаты, авторемонтные  предприятия; объединения и предприятия  трубопроводного транспорта и др.);

предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовые отделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции, компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компании и др.);

предприятия торговли (универмаги, гастрономы, универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные  базы, хладокомбинаты и др.);

предприятия общественного  питания (столовые, кафе, рестораны, закусочные, буфеты, бары и др.);

жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксплуатационные предприятия, дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др.);

другие виды предприятий.

По общему правилу предприятия  не входят в систему каких-либо отраслевых органов исполнительной власти в  качестве их составных элементов. Исключения составляют предприятия отдельных  отраслей, органично связанные между  собой технологически в едином производственном процессе. Например, отдельные предприятия  железнодорожного транспорта находятся  в иерархическом подчинении органов  системы Федерального агентства  железнодорожного транспорта, осуществляющих по определенным вопросам оперативное  руководство этими предприятиями  Черканов Д.И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2002. N 6. - С. 14.

В соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческим организациям разрешается  по договору между собой создавать  объединения в форме союзов пли ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями. Союзы и ассоциации создаются в целях координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Более четкой структурированной формой объединения юридических лиц и управления ими являются финансово-промышленные группы. Их статус регулируется Федеральным законом «О финансово-промышленных группах». Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Предприятия независимо от видов собственности и организационно-правовых форм обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное  законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и  требования по защите здоровья работников предприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т. д. Уполномоченные государственные  органы осуществляют контроль за соблюдением этого законодательства и при наличии соответствующих нарушений могут вмешиваться в деятельность организаций, применять необходимые меры административного принуждения.

Предприятие создается его  собственником. Учредительным документом предприятия является устав или  учредительный договор. Предприятие  считается созданным с момента  его государственной регистрации  в качестве юридического лица. Для  осуществления отдельных видов  деятельности предприятию необходимо получение специального разрешения государства -- лицензии. Ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа; по истечении срока, на который оно было создано; по решению суда (в случае признания его банкротом, деятельности, запрещенной законом, недействительной регистрации и др.)- Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий осуществляет специальный государственный орган -- Федеральная антимонопольная служба.

Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права. И с этих позиций, в частности, имеются существенные различия в административно-правовом статусе государственных и негосударственных  предприятий. Государственные предприятия  являются собственностью государства, поэтому и влияние государства  на их деятельность больше, чем на негосударственные  предприятия. Так, соответствующие  государственные органы выступают  учредителями государственного предприятия; определяют предмет и цели его  деятельности; утверждают устав; управляют  госпредприятием; назначают на должность  и освобождают от должности их руководителей; в установленных  случаях доводят государственные  заказы; реорганизуют и ликвидируют  государственные предприятия. Некоторые виды деятельности разрешены только государственным предприятиям, например производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ Габричидзе Б.Н. Административное право. - М.: Дело, 2008. -С. 52.

По смыслу ГК РФ государственное  предприятие является унитарным. Государство  передает государственным предприятиям свою собственность: на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. При этом государственные  предприятия второго типа, так  называемые казенные предприятия (фабрики, хозяйства), обладают меньшей степенью хозяйственной самостоятельности  по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве  хозяйственного ведения.

Собственник имущества унитарного предприятия:

принимает решение о создании унитарного предприятия;

определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

определяет порядок составления, утверждения и установления показателей  планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

принимает решение о реорганизации  или ликвидации унитарного предприятия;

формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает  с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

утверждает бухгалтерскую  отчетность и отчеты унитарного предприятия;

осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Собственник имущества казенного  предприятия помимо этого вправе:

изымать у казенного предприятия  излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного  предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов  и расходов казенного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный  директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель действует от имени предприятия  без доверенности, представляет его  интересы, совершает сделки от имени  унитарного предприятия, утверждает его  структуру и штаты, осуществляет прием на работу сотрудников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы  и др.

Административно-правовой статус негосударственных предприятий  также имеет свои особенности. Такие  предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий  независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению  к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные.

Роль государства заключается  в создании административно-правового  режима, связанного с регистрацией, лицензированием, налогообложением, и  контроле за соблюдением этого режима. В вопросы направления работы предприятия (его профиля), организации управления, персонального состава руководителей и во многие другие проблемы деятельности предприятия государство не вмешивается (за исключением особых случаев, установленных законодательством). По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.

Информация о работе Правоотношение