Правоотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные и т. д. Лишь некоторые из них в силу своей социальной значимости требуют правовой регламентации. Подвергнувшись властному юридическому воздействию, эти общественные отношения приобретают правовую форму, становятся правоотношениями.
Общественные отношения — это связи, которые возникают между людьми и социальными группами в процессе их деятельности.
Правовые отношения (правоотношения) — те из них, которые регулируются нормами права. С точки зрения права каждый участник правоотношений обладает набором определенных прав и обязанностей, поэтому правовые отношения можно определить как общественные отношения, возникающие на основе взаимных прав и обязанностей участвующих в них лиц.

Содержание

Глава 1 Правоотношение.

Понятие «Правоотношение». Основания возникновения.
3
Структура правоотношений
6
Глава 2 Юридические лица

2.1 Юридические лица, понятия, признаки
10
2.2 Основы административно-правового статуса юридических лиц
13
Задача
24
Список литературы
27

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 50.82 Кб (Скачать файл)

В негосударственных коммерческих организациях устанавливается и  действует система органов внутреннего  управления и контроля. Так, например, согласно ст. 103 ГК РФ высшим органом  в акционерном обществе является общее собрание акционеров. К его исключительной компетенции относится: изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала; избрание совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий (если уставом решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров); утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков; принятие решения о реорганизации или ликвидации общества.

Статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к  компетенции общего собрания акционеров отнесено более 20 вопросов. Для общего руководства деятельностью общества и для решения вопросов, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, создается коллегиальный орган. Это совет директоров (наблюдательный совет). Руководство текущей деятельностью общества или кооператива осуществляет как единоличный исполнительный орган, так и совместно с ним коллегиальный исполнительный орган. Предусмотрено участие (по договору) управляющей организации или управляющего.

Одним из каналов управления компаниями является участие представителей государства в акционерных обществах, акции которых находятся в  федеральной собственности. Отраслевые федеральные органы исполнительной власти представляют кандидатуры для  назначения их представителями государства. Правительство РФ назначает представителей государства в акционерных обществах  из числа руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, крупных хозяйственных  структур и др. Обеспечивается в  установленном порядке избрание этих лиц в совет директоров акционерного общества. В отдельных случаях  предусматривается введение института  арбитражного управляющего (в условиях банкротства) и временной администрации  для кредитных организаций.

На каждом предприятии  есть система структурных подразделений, предназначенных для выполнения организационно-управленческих и нормативно-информационных функций. Это различные службы, управления, отделы. Организация управления предприятием предполагает четкую схему действий всех его работников. Разрабатываемые  в организации должностные инструкции и характеристики, регламенты заседаний, нормативные документы, определяющие распорядок работы, порядок подготовки передачи информации, принятия решений  и др., служат достижению этой цели.

Коммерческие организации  наделяются широкими правами для  осуществления своей деятельности и могут принимать не противоречащие законодательству решения по всем экономическим, производственным и социальным вопросам. Задачи, возникающие в процессе реализации функций организации, разрешаются  путем подготовки, принятия и исполнения локальных актов. В каждой коммерческой организации принимается несколько видов локальных актов. Их использование предопределяется статусом организации и ее внутренней структурой. Не случайно локальные акты нередко характеризуются в законодательстве как внутренние документы. Но при этом должна обеспечиваться своеобразная иерархия локальных актов, основным среди которых является устав коммерческой организации.

В уставе определяются цели и предмет деятельности коммерческой организации; ее структура, компетенция, организация управления; порядок  реорганизации и ликвидации и  многое другое. В уставе, в частности, закрепляются виды локальных актов, издаваемых организацией, основания  их принятия и круг разрешаемых вопросов, органы или должностные лица, принимающие  акты.

Традиционно для решения  задач, стоящих перед предприятием, принимаются следующие виды локальных  актов:

комплексные акты по основным вопросам (целевые комплексные программы  и т. п.);

положения;

инструкции;

приказы директора (иного  руководителя) предприятия;

указания директора (иного  руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;

распоряжения директора (иного руководителя) предприятия, его  заместителей, главного инженера;

указания и распоряжения руководителей структурных подразделений  предприятия;

приказы, указания и распоряжения директоров (иных руководителей) заводов-филиалов;

совместные решения администраций  и общественных организаций;

протоколы совета бригадиров предприятия;

протоколы совета мастеров предприятия;

указания начальников  отделов и служб предприятия;

распоряжения начальников  цехов;

решения административно-общественных комиссий;

документы, принятые на собрании трудового коллектива;

решения совета трудового  коллектива;

договоры (хозяйственные  договоры) и др.

Учреждение -- это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, -- аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.

В зависимости от вида выполняемой  ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:

здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские  консультации и др.);

образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);

культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);

науки (научно-исследовательские  институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные  полигоны, опытные производства, научные  станции и др.);

иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;

другие виды учреждений.

Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид  некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества  и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера  или осуществляют управленческие функции. В реальной действительности такое  разделение достаточно условно, так  как нередко деятельности предприятий  сопутствует выполнение отдельных  функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют  работу, свойственную предприятиям.

Эти обстоятельства делают во многом похожими административно-правовые статусы предприятий и учреждений. Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение. Так же, как и предприятие, учреждение подлежит государственной регистрации, а на осуществление некоторых  видов деятельности необходимо получение  лицензии (например, на образовательную, медицинскую и др.).

Однако в отличие от предприятий некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Например, образовательные  учреждения проходят аттестацию один раз в пять лет. Для того чтобы  образовательное учреждение имело  право выдавать своим выпускникам  документы государственного образца  о соответствующем образовании, оно должно иметь от государства (в данном случае от Федерального агентства  по образованию) свидетельство о  государственной аккредитации. Государственная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственного стандарта.

Государственные учреждения имеют большую зависимость от государства, чем негосударственные. На работу учреждений, в том числе  и негосударственных, влияние государства  сильнее, чем на деятельность предприятий. Государство обеспечивает проведение единой политики во всех учреждениях, относящихся к той или иной сфере, например в области образования, медицины, культуры и др.

В учреждениях, как правило, издаются следующие акты:

положения;

инструкции;

приказы директора (иного  руководителя) учреждения;

указания директора (иного  руководителя) учреждения, его заместителей;

распоряжения директора (иного руководителя) учреждения, его  заместителей;

указания и распоряжения руководителей структурных подразделений  учреждения;

приказы, указания и распоряжения руководителей филиалов учреждения;

совместные решения администрации  и общественных организаций;

документы, принятые на собрании трудового коллектива;

решения совета трудового  коллектива;

договоры (хозяйственные  договоры и др.).

 

Задача.

По заключенному договору поставки Поставщик передал Покупателю (магазину) товары, предназначенные  для реализации в розницу. Один из указанных товаров, оказавшийся  ненадлежащего качества, был возвращен  потребителем в магазин. В связи  с этим, Покупатель потребовал от Поставщика замены указанного товара и обосновал, что недостаток товара возник до заключения договора поставки.

Поскольку, Поставщик в  удовлетворении требований Покупателя отказал, сославшись на отсутствие в  договоре поставки условия о гарантийном  сроке, Покупатель обратился в арбитражный  суд с иском о понуждении Поставщика заменить товар надлежащего качества.

Контрольные вопросы:

  1. Как действующее законодательство регулирует вопросы защиты покупателя при продаже товаров ненадлежащего качества?

Пoтpeбитeль в случае обнаружения в тoвape нeдocтаткoв, если они не были оговорены продавцом, по своему выбоpу вправе:

потребовать зaмeны на тoвap этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать зaмeны на такой же тoвap другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного  безвозмездного устранения нeдocтaткoв тoвapa или возмещения расходов на их исправление пoтpeбитeлeм или третьим лицом;

отказаться от исполнения дoгoвopa купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за тoвap суммы. По требованию продавца и за его счет пoтpeбитeль должен возвратить тoвap с нeдocтaткaми.

    При этом пoтpeбитeль вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи тoвapa нeнaдлeжaщeгo кaчecтвa. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований пoтpeбитeля.

 

    В отношении  тexничecки cлoжнoгo тoвapa пoтpeбитeль в случае обнаружения в нем нeдocтaткoв вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать вoзвpaтa уплаченной за такой тoвap суммы либо предъявить требование о его замене на тoвap этой же марки (модели, артикула) или на такой же тoвap другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого тoвapa. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

 

обнаружение существенного  нeдocтaткa тoвapa;

нарушение установленных  настоящим Законом сроков устранения нeдocтaткoв тoвapa;

невозможность использования  тoвapa в тeчeниe каждого гoдa гapaнтийнoгo cpoкa в совокупности более чем тридцать днeй вследствие неоднократного устранения его различных нeдocтaткoв.

    Пeрeчeнь тexничecки cлoжныx тoвapoв утвeрждается Правительством Российской Федерации.

 

   Пepeчeнь указанных тoвapoв утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575

  1. Оцените доводы сторон.

Покупатель требует замену указанного товара, ссылаясь на то, что  недостаток товара возник до заключения договора поставки. Поставщик, в свою очередь, отказал, ссылаясь на отсутствие в договоре поставки условия о  гарантийном сроке.

  1. Какое решение примет суд по данному делу?

Согласно Статье 18 Закона о защите прав потребителей, суд  примет решение в пользу Покупателя.

Список литературы

 

  1. Конституция РФ
  2. Закон о защите прав потребителей
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  4. Административное право России / Под ред. П. Кононова, В. Кикотя. М.: Закон и право, 2010. 688 с.
  5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Часть 1. М.: Зерцало-М, 2011. 520 с.
  6. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., Эксмо, 2010. 608 с.
  7. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации. М.: Феникс, 2010. 464 с.
  8. Елагин Р. И. Административное право России. М.: Книжный мир, 2011. 384 с.

 

 

 

Информация о работе Правоотношение