Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа
Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются первоочередными для современной национальной экономики. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
ВВЕДЕНИЕ
1СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная политика является
одной из наиболее важных составляющих
деятельности общества и находится
в сфере его насущных интересов.
Проблемы, связанные с повышением
уровня и совершенствованием качества
жизни, обеспечением и поддержанием
экономической стабильности, реализацией
принципов социальной справедливости,
являются первоочередными для
Вместе с тем улучшение
социального обеспечения, совершенствование
системы здравоохранения и
Поэтому актуальной представляется цель данной курсовой работы – анализ особенностей, основных принципов и форм реализации социальной политики государства (на примере Республики Беларусь), а также выявление направлений и методов ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность понятия социальной политики страны;
- рассмотреть принципы, формы и механизмы ее реализации;
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ
Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъекты социальной политики
— те, кто активно взаимодействует
в социальной сфере, определяет цели,
задачи, приоритеты и нормативно-правовую
базу социальной политики и осуществляют
действия по ее реализации. К ним
относятся государственные
В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для их трудовой и предпринимательской деятельности. Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики — стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствованию отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.
Однако существуют и социально
уязвимые слои населения. К ним относятся
граждане, в силу объективных причин
не имеющие возможности
Взаимодействие указанных
функций предполагает необходимость
постоянного поддержания их баланса.
Ослабление стимулирующей функции
ведет к снижению ресурсного обеспечения
социальной политики, уменьшению возможностей
для финансирования социальных программ.
Нарушение стабилизирующей
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
- микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
- макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
- интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.
С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.
Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, единым кадровым и информационным обеспечением для всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.
Региональная социальная
политика учитывает особенности
этнического, культурного и исторического
характера региона потребности
его жителей. На этом уровне здесь
разрабатываются и реализуются
региональные законы, различные социальные
программы. Вместе с тем данный уровень
социальной политики не всегда может
учитывать запросы и нужды
отдельных людей, для этого нужны
специальные меры и технологии, которые
присущи муниципальной
Одной из важнейших характеристик
эффективности социальной политики
является величина доходов населения,
поэтому представляется необходимым
рассмотреть это явление более
подробно. Произведенный в экономике
совокупный доход общества распределяется
в соответствии с вкладом в
его выработку всех факторов производства:
труда, земли, капитала и предпринимательской
способности. Такое распределение
называется первичным (функциональным).
Результатом его выступают
Предельная производительность не является единственным критерием распределения в экономике, поскольку оставляет «за бортом» тех индивидов, которые не владеют ни одним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики.
Источниками доходов может также быть прибыль от личного подсобного хозяйства, участия в теневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и др. Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько источников.
Итак, доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы — это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.
Денежные доходы населения — это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена больше, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых.
Для оценки уровня доходов
применяют понятия
Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.
Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары.
В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы подразделяются на получаемые: 1) до участия в трудовой деятельности (до лостижения трудоспособного возраста); 2) от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности; 3) временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.); 4) после завершения трудовой деятельности (пенсионерами) [4, c. 255].
С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности; укрываемые от налогообложения или имеющие криминальное происхождение и т.п.
В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств; данные деклараций физических лиц о их доходах, подаваемых в налоговые органы; показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в Системе Национальных счетов (СНС). В Республике Беларусь изучается доходы с опорой на Баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств.
Процесс реформирования белорусской экономики охарактеризуют существенные колебания реальных доходов населения в разные годы. В первой половине 90-х гг. XX в. они неуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62 % от показателей 1990 г. Начиная с 1996 г. падение доходов было приостановлено, а затем начался их рост. Эта тенденция особенно ярко проявляется начиная с 2000 г. Рост реального ВВП, затухание инфляционных процессов, форсирование темпов роста заработной платы с целью достижения ее уровня в 100 дол. США обусловили повышение реальных денежных доходов населения, которые, согласно Балансу доходов и расходов, устойчиво превышают уровень 1990 г.
Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.
Как было сказано выше, на
величину доходов оказывает влияние
множество разнообразных
В странах, на чьих территориях
имеют место различные
Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов.
Говоря о дифференциации
доходов, следует учитывать и
такие важные аспекты, как врожденные
способности людей, которые могут
различаться в довольно значительной
степени. Не обделенные в этом плане
природой индивиды, обладая более
высокой производительностью, получают
и более высокие доходы. Кроме
того, некоторые из них обладают
уникальными способностями, что
дает им возможность извлекать «
Известно, что величина доходов
зависит от различий во владении собственностью,
однако последняя может достаться
индивидам по наследство, вследствие
чего неравенство доходов
Информация о работе Принципы социально-экономической политики государства