Принципы социально-экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются первоочередными для современной национальной экономики. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КОРНЕЕВА (1).docx

— 73.77 Кб (Скачать файл)

Амплитуда неравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределения доходов  между домохозяйствами. Для этого  применяют прием ранжирования: семьи  распределяют в порядке возрастания  доходов, а затем делят на группы. При этом различают: а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пять подгрупп, каждая из которых включает 20 % всех семей. Первая квинтильная группа — составляет 20 % семей с наименьшим, а пятая — 20 % с небольшим уровнем доходов; б) децильные группы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых подгрупп (по 10 %).

Степень социального расслоения определяется посредством расчета  ряда коэффициентов.

Различают также децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

Более наглядно оценить степень  неравномерности распределения  доходов между гражданами (семьями) можно, в построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей.

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения  располагал 1 % доходов, 15 % населения  — 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала  бы с пунктирной прямой абсолютного  равенства ОЕ, имеющей угол наклона  к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца  отклоняется от линии абсолютного  равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяюся абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества.

В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается  в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини — 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана  проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Бедность представляет собой  глобальную проблему. Это многоаспектное социально-экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной реализации трудового потенциала.

Бедность может иметь  различные формы. В зависимости  от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

Объективная бедность — состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

Основным инструментом определения  численности бедных в стране является черта, или граница бедности — минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения и его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является ею в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

В Беларуси в качестве границы  бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным  потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских  бюджетов является система потребительских  корзин. Потребительская корзина — это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Дифференциация населения  на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

- бедные семьи, душевой  доход которых меньше бюджета  прожиточного минимума ему или  равен;

- малообеспеченные семьи,  душевой доход которых больше  прожиточного минимума, но меньше  минимального потребительского  бюджета;

- обеспеченные семьи,  душевой доход которых находится  в интервале между минимальным  и рациональным потребительскими  бюджетами;

- богатые семьи, в которых  душевой доход выше рационального  потребительского бюджета.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.

Для предотвращения такой  ситуации социальная политика любой  страны должна базироваться на ряде принципов — основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Важнейшим из которых является принцип социальной справедливости.

Дифференциация населения  по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества, стимулом для развития личности, ее потребностей и приоритетов. Она  обусловливает повышение экономической  эффективности, что, однако, уменьшает  шансы тех, кто по независящим  от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной  стороны, степень обоснованного  равенства, а с другой — сохраняющееся  неравенство. По этой причине государство  при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам  равенство стартовых условий  существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные, способные  и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать  максимум усилий для того, чтобы  самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство  должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.

Соблюдение принципа солидарности предполагает, что общество должно решать возникающие проблемы как  единая система, внутри которой через  механизм налогов и трансфертов  осуществляется перераспределение  финансовых ресурсов от более сильных  и обеспеченных к тем, кто в  силу объективных обстоятельств  не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные  для обеспечения основных потребностей.Реализация принципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социального обслуживания.

Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление  которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Осуществление социальной политики основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными  мероприятиями должны быть охвачены все члены общества, с учетом дифференцированного  к ним подхода.

Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Эту проблему можно рассматривать  с двух сторон: во-первых, должны быть созданы условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, обеспечивающие осуществление социальной политики. Вместе с тем, ресурсная база зависит  от уровня развития производительных сил и, в первую очередь, его главной  производительной силы — человека. Следовательно, во-вторых, необходимо проводить комплекс мер, обеспечивающих развитие работников через систему  образования, здравоохранения, повышение  квалификации при обеспечении социальной стабильности общества.

 

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В  ее рамках можно выделить ряд основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и  защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных групп  населения; экологическая, демографическая  и миграционная политика. К ним относят также социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику. Все вышеперечисленные направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики [10, c. 263].

Социальное страхование  – наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники  могут потерять (по ряду объективных  причин, например, из-за травмы) возможность  продолжать работу. При этом они  лишаются источника дохода. Для решения  возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности  существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь – социальное страхование.

Необходимо правильно  понимать смысл, значение социального  страхования - как основного механизма  социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать  реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это  свидетельствует о необходимости  восстановления страхового характера  данного вида социальной защиты. В  зависимости от соблюдения принципов  страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации  социального страхования:

1. В первой модели страховые  начала не развиты. Размер выдаваемых  социальных пособий и выплачиваемых  пенсий зависит от ряда второстепенных  внешних факторов, от служебного  положения. Недостаток денежных  средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить  лишь невысокие уровни защиты  и может существовать только  в условиях бездефицитного государственного  бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит  государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что  государство не сможет выполнить  своих обязательств.

2. Отличительная черта  второй модели - страхуемые и страхователи  делают взносы, однако расчеты  с ними не учитывают степени  вероятности наступления того  или иного страхового события,  т.е. социального риска. Страхование  фактически осуществляется в  пользу третьих лиц, и накопление  финансовых средств никак не  связано с ростом обязательств.

Информация о работе Принципы социально-экономической политики государства