Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа
Актуальность проблемы. Все темы, составляющие курс политологии, связаны с проблемами политической власти. Но для одних из них эта связь очень тесная и непосредственная, а для других она имеет опосредованный характер. Политическое лидерство относится к первой группе. Его изучение конкретизирует и углубляет наши знания о политической власти. По своей сущности и по форме проявления политическое лидерство это проявление власти и властных отношений. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами – политическими лидерами.
Введение 4
Глава 1. Концептуальные аспекты проблемы политического лидерства на современном этапе в России 7
1.1. Понятие и сущность политического лидерства. Типы современных лидеров и их функции 7
1.2. Характеристика политических элит в обществе. Политическая элита в России 12
Глава 2. Актуальные проблемы политического лидерства в России 17
2.1. Особенности формирования новой постсоветской политической элиты 17
2.2. Особенности эволюции политической элиты «путинского» периода 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 33
Результатом такой переориентации Б.Ельцина стал «ГКЧП-3» – устранение «служебного» сегмента элиты из высшего эшелона власти, что знаменовало победу «олигархической» модели элитообразования над «служилой». Таким образом, президентские выборы 1996г. стали первыми в истории России, результат которых во многом был предрешен позицией крупнейших политико-финансовых групп.
Однако, как обоснованно отмечал А. Мигранян, одержанная таким образом победа на выборах для президента означала «поражение во власти», ибо степень участия и масштабы финансирования избирательной кампании Ельцина ведущими политико-финансовыми структурами определяли высокую степень зависимости президента от олигархов-спонсоров.
Свидетельством окончательной победы «олигархической» модели элитообразования стал состав сформированного летом 1996г. Правительства. Не случайно целый ряд «подписантов» «Письма тринадцати» занял весьма влиятельные государственные посты.
В.Потанин в качестве первого вице-премьера стал курировать экономический блок, Б.Березовский стал заместителем секретаря Совета безопасности РФ, М.Ходорковский был назначен членом коллегии Минтопэнерго, Н.Михайлов стал первым заместителем министра обороны, Л.Невзлин занял пост первого заместителя гендиректора ИТАР-ТАСС.
Особенностью постсоветской эволюции элит является то, что начиная с середины 1990-х гг. крупнейшие политико-финансовые кланы не просто делегировали представительство своих интересов группам давления, но и сами выступали ведущими авторами политического процесса. Подобное слияние власти и собственности и дает основание определить сложившуюся политическую систему как олигархическую. Ведущими элементами этой системы выступали высшая государственная бюрократия и крупнейшие корпоративные структуры.
Кризис 17 августа 1998г. представляется закономерным итогом господства олигархии. Ставшая его результатом тотальная дискредитация политического класса олигархической выпечки дала шанс для возвращения бюрократии на первые политические роли.
Приход на пост премьер-министра
Е.Примакова и активизация
Однако процесс
Таким образом, итогом избирательного
цикла 1999–2000 гг. стало политическое
поражение позднесоветской
О.Крыштановская отмечает, что «…за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента.
По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу» [12].
К концу 1999г. страна пребывала
в хаотическом состоянии, практически
на грани распада. Многие национальные
регионы ввели у себя собственные
законы, которые противоречили
Путин стал победителем конкурса претендентов в ходе операции «Преемник» по двум причинам: несомненная лояльность Президенту РФ (свидетельством чему была позиция Путина на посту главы ФСБ) и решимость в защите бывшего патрона А. Собчака, обвиненного в коррупции. Эти качества в восприятии Ельцина были критически важны, поскольку обеспечение безопасности и неприкосновенности (личной и ближайшего окружения) после отставки в связи с небезупречностью достояния уходившей эпохи было решающим критерием выбора.
С вступлением в должность нового энергичного президента, несмотря на ожидания широких слоев населения, быстрых и кардинальных перемен в высших правящих элитах не произошло [1, с. 11].
Если к сказанному добавить активное участие в подготовке и проведении избирательного цикла 1999–2000 гг. таких лиц, как Б. Березовский, то внешняя канва событий получится скучно-одноцветной: Путин как ставленник «ельцинской семьи».
В начальный период первого правления Владимира Путина высшая политэлита, казалось, оставалась прежней. Значительное время при новом президенте ключевые позиции все еще оставались в руках «старой» элиты, культивировавшей олигархат. Это, прежде всего, глава администрации Александр Волошин и премьер-министр Михаил Касьянов.
Но в политических недрах постепенно начиналась борьба между ельцинской элитой и новой, которая вошла в социологический и журналистский обиход как «питерская».
Прошло всего два месяца после президентских выборов в марте 2000г., как в офисе группы «Мост» начались первые обыски, а глава группы В.Гусинский оказался в Бутырской тюрьме. Дальнейшее – эмиграция Б.Березовского, В.Гусинского, Л.Невзлина, аресты П.Лебедева и М.Ходорковского. Концом ельцинской элиты, полагают эксперты, можно считать отставку Михаила Касьянова в 2003 г.
Стремление президента
деприватизировать
История отношений государства с крупным бизнесом при Путине включает два этапа.
На первом этапе положение крупного бизнеса не только не было ущемлено, но даже укрепилось. Разгром империй Гусинского и Березовского не был ущемлением позиций крупного бизнеса, а стал опалой наиболее одиозных олигархов ельцинской поры, демонстративно противопоставивших себя президенту и попытавшихся строить отношения с ним по законам ельцинского времени, грубо навязывая ему свою волю. Что касается крупного бизнеса в целом, то он в 2000–2002 гг. осуществил крупномасштабное перераспределение собственности за счет захвата не слишком крепких средних компаний и таким образом укрепил свои экономические позиции. Принципиальная новация Путина по сравнению с ельцинской моделью отношений с крупными собственниками заключалась в том, что если при Ельцине взаимодействие осуществлялось исключительно по неформальным каналам по формуле «приватизация власти», то Путин предпочел формулу «равноудаления» бизнеса от «вертикали власти» и сделал выбор в пользу институциональных форм взаимодействия с крупным бизнесом. Основными участниками взаимодействия с властью от большого бизнеса стали созданный в 2000г. Совет по предпринимательству при Правительстве РФ.
Однако идиллия длилась недолго, поскольку крупный бизнес, резко нарастив экономический потенциал, обрел также значительные политические амбиции и попытался вернуться к модели отношения с государством, характерной для ельцинской поры. Лидером этого движения стал М.Ходорковский, заявивший о своих президентских амбициях. Возникло «дело ЮКОСа», положившее начало новому этапу отношений бизнеса и власти.
Сложные перипетии отношений
государства с крупным бизнесом
нашли отражение в изменении
персонального состава
Произошел массовый приток в федеральную политическую элиту сослуживцев Путина по работе в КГБ и питерской мэрии. Именно эти обстоятельства определили наиболее заметную тенденцию обновления политической элиты при Путине – возрастание численности бывших и действующих сотрудников военных и специальных ведомств. За первые два года правления Путина удельный вес военных во всех элитных группах увеличился с 11,25% до 25,1% .
Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине – 52,5%, при В.Путине – 20,9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2,9% до 1,7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками».
Но экспансия «силовиков» – лишь внешняя сторона кадровой политики Путина, не вполне адекватно отражающая изменения в источниках рекрутирования элит. По оценке экспертов, темпы вхождения во власть представителей бизнеса заметно опережают аналогичные показатели военных. Так, за первые два года правления Путина удельный вес выходцев из бизнеса в составе политической элиты вырос в шесть раз и достиг 11,3% против 1,6% в 1993г. Таким образом, несмотря на более чем двукратное отставание от военных по удельному весу (соответственно, 11,3% и 25,1%), присутствие представителей деловых кругов в составе политико-управленческого корпуса страны стало достаточно заметным. Быстрый рост удельного веса предпринимателей, заметно опережающий приток бывших военных в состав элиты, определяет наиболее существенные тенденции эволюции персонального состава политической элиты в 2000–2005 гг.
Таким образом, наиболее значимыми социальными категориями рекрутирования элиты при Путине стали военные и предприниматели. И если в течение первого срока ключевые посты главы Администрации Президента РФ и главы Правительства РФ занимали ельцинские кадры, то команда второго срока Путина практически полностью состоит из его выдвиженцев.
После избрания В. Путина
Президентом РФ в этом поле произошли
существенные изменения. Ведущими субъектами
российской политики при Ельцине
обоснованно считались три
Абсолютно новая ситуация
в группах российских элит возникла
накануне выборов в пятую
«Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.
В.Путин создал некую «монархическую систему», политико-идеологическое единомыслие, убрал из политики авантюрных пассионарных представителей.
Отсюда приход Д.Медведева к власти состоялся в ситуации «дворцовой», при полном отсутствии элитной конкуренции. И новому президенту приходиться иметь дело с представителями политической и экономической элиты, которые ориентируются не на нового главу государства, а на могущественного премьер-министра и руководить государственным аппаратом, в котором доминируют преданные Путину люди, в число которых входит и сам Медведев. А в российской политике больше, чем в какой либо другой, действует железное правило: лишь тот, кто имеет «своих» людей на важных постах, может надеяться на проведение собственной политической линии. Поэтому бессмысленно при оценке первого года президентства Медведева указывать на то, что его действия не отвечают его либеральной риторике, и что он до сих пор мало что поменял в политическом устройстве страны.
Информация о работе Проблема политического лидерства в России