Проблема политического лидерства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Все темы, составляющие курс политологии, связаны с проблемами политической власти. Но для одних из них эта связь очень тесная и непосредственная, а для других она имеет опосредованный характер. Политическое лидерство относится к первой группе. Его изучение конкретизирует и углубляет наши знания о политической власти. По своей сущности и по форме проявления политическое лидерство это проявление власти и властных отношений. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами – политическими лидерами.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Концептуальные аспекты проблемы политического лидерства на современном этапе в России 7
1.1. Понятие и сущность политического лидерства. Типы современных лидеров и их функции 7
1.2. Характеристика политических элит в обществе. Политическая элита в России 12
Глава 2. Актуальные проблемы политического лидерства в России 17
2.1. Особенности формирования новой постсоветской политической элиты 17
2.2. Особенности эволюции политической элиты «путинского» периода 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 33

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы политического лидерства в России.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

В этом ключе особенно интересен проект Медведева по формированию кадрового резерва - списка из 1000 человек, которые в будущем будут учитываться при распределении постов в верхушке госаппарата. Очевидно, что это шаг преследует не только официальную цель обновления и омоложения правящей элиты страны. Гораздо более важным является то, что с помощью этого списка Медведев сможет продвигать по карьерной лестнице людей, которые своим восхождением будут обязаны лично ему. Первые шаги в этом направлении российский глава предпринял уже в конце февраля этого года, назначив новых губернаторов и других чиновников в государственных структурах. При этом Медведев остановился на кандидатах, необязательно отвечавших критериям путинской кадровой политики. Станет ли это первым шагом к формированию новой политики президента, пока можно только предполагать.

Медведев сейчас пытается частично исправить те перекосы, которые в последнее время сложились в российской политической системе. В условиях кризиса стала очевидно, что только за счет прокремлевской партии «Единая Россия» нельзя предотвратить возможные социальные и политические изменения, если ситуация будет ухудшаться. Здесь необходим политический консенсус, и власть его пока пытается найти в рамках все той же самой контролируемой демократии. Идея проста: чтобы оппозиция была не против власти, а оппозиция была конструктивной и подконтрольной власти, — тем самым обеспечивается политическая стабильность[12].

Очевидно ещё и то, что В.Путин, отказавшись от третьего срока разрушил консенсус элит и  создал предпосылки для «гражданской войны элит». Еще в период предвыборной компании в политической элите началось «брожение умов». Раньше они рассуждали о том, что Путину удалось сделать главное – консолидировать элиты и общество, добившись политической стабильности. Они с жаром доказывали, что темпы нашего движения вперед поразительны, что страна богатеет с каждым днем и в этом заслуга только одного человека – Путина.

Теперь эти же люди говорили о том, что обогащение России произошло только за счет высоких  цен на энергоносители. Мы не движемся вперед, на самом деле страна в своем развитии чудовищно отстала от цивилизованного мира, и Медведеву (конечно, вместе с Путиным) надо начинать практически с нуля.

Честнее всех выразился  Александр Проханов: «Надо прекратить разговоры о стабильности. Надо говорить о развитии страны. Развитие Путин не запустил. Либо не смог, либо не захотел. Теперь мы ждем развития России от Медведева».

При всей ее неструктурированности, в политической элите выделяется ряд новых секторов, таких как  партийный, думский, топливно-энергетический, аграрный, промышленный, предпринимательский, административный, финансово-биржевой и другие, оказывающих определенное влияние на принятие политических решений и лоббирующих своих представителей в высшие эшелоны власти. При этом возникает тенденция к активному включению различных секторов и групп в политику, которые не ограничиваются специфическими для них сферами деятельности.

Практически все элитарные группы и секторы  стремятся к созданию собственных  политических партий и движений для  продвижения и защиты своих интересов в законодательных органах. Это, в свою очередь, способствовало образованию центров консолидации элитных центров и формированию парламентской системы оппозиции, как правило, отражающей взгляды той же элиты.

В условиях тесного сращивания интересов экономической и политической элит, основанного на тесных социальных связях между административным, предпринимательским и хозяйственным секторами элит, заметно все более активное выдвижение в первый эшелон административного сектора политической элиты, прежде всего на федеральном уровне.

В то же время криминализация экономической  жизни общества позволяет сделать  вывод о ее связях с процессом  приватизации собственности в интересах  политических элитных групп. Существует мнение, что в последние годы сращивание элит политико-административной, экономической, мафиозной происходит благодаря криминализации определенной части политической и экономической элит.

В РФ проблема формирования политической элиты усложнена наличием властных структур на федеральном и региональном уровнях. Механизм отбора и назначения в узкий круг руководителей страны, численный состав которого постоянно колеблется, здесь весьма своеобразен.

В современный период новая политическая элита решительно рвет прежние исторические корни своего вызревания, опираясь скорее на возникающие новые политические реальности. В этой связи чрезвычайно интересен анализ политической ситуации выборов2004 в Государственную Думу и президента страны, когда официальная пропаганда безапелляционно отстаивает тезис о безальтернативности как исторического процесса, так и, тем более, политического руководителя. Насколько глубоко и ответственно может быть поставлен вопрос об альтернативах развития нашего общества? В ближайшее время, возможно, мы можем стать свидетелями того, насколько может измениться содержание власти в России и насколько верно утверждение о том, что верховную власть в ней выдвигает и снимает элита, а не общественное мнение или выборы.

 

Заключение

 

Политическое лидерство  – важный компонент политического процесса. Существование феномена политического лидерства определяется объективными потребностями организации и регулирования общественно-политической жизни. В этих потребностях, в особенностях социальной и политической организации общества следует искать объяснения характера лидерства.

Лидерство в  политике обладает рядом специфических  особенностей: между общенациональным лидером и обществом не существует, как правило, прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, СМИ; лидерство носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, он вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности; политическое лидерство корпоративно. За решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера; политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

Формирование и развитие политической элиты является прямым следствием политического лидерства. Существует множество концепций политических элит и подходов к определению данного понятия в современной политологической науке. На основе их можно определить политическую элиту следующим образом. политическая элита — это относительно самостоятельная, привилегированная группа политических деятелей и высших руководителей государства и общества, обладающих выдающимися профессиональными, социальными и психолого-личностными качествами, обеспечивающими возможность реализации принципиальных кардинальных решений.

Политическая элита  имеет сложную структуру и  отличается типологическим многообразием.

В современном обществе она выполняет следующие функции: стратегическую, организаторскую, интегративную и коммуникативную.

Особенности эволюции политической элиты современного российского  общества обусловлены переходом  нашей страны от командно-административной экономике к рыночной.

Исследователи выделяют два этапа в развитии современной политической элиты: «ельцинский» и «путинский».

Итогом первого этапа  стало, то что Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной.

«Путинский» этап характеризовался устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. В.Путин создал некую «монархическую систему», политико-идеологическое единомыслие, убрал из политики авантюрных пассионарных представителей.

Но отказавшись от третьего срока, В.Путин разрушил консенсус  элит и создал предпосылки для  «гражданской войны элит».

Д.Медведев еще только делает попытки создать собственное  окружение и исправить те перекосы, которые в последнее время сложились в российской политической системе. Сегодня очевидна ситуация, что в условиях кризиса, что только за счет прокремлевской партии «Единая Россия» нельзя предотвратить возможные социальные и политические изменения. Здесь необходим политический консенсус, и власть его пока пытается найти в рамках все той же самой контролируемой демократии.

 

Список использованной литературы

  1. Агеев Г. Особенности современного этапа трансформации политической системы России // Власть. 2007. № 4. С. 9 – 11.
  2. Амелина Е. М. Природа власти и назначение государства в русской философии всеединства конца XIX – начала ХХ вв. // Социология власти. 2008. № 4. С. 18 – 19.
  3. Ашин Г.К. Политическое лидерство: оптимальный стиль// Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 12–21.
  4. Блондель Ж. Политическое лидерство. М.: Владос, 2008. 342 с.
  5. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. – М.: Университетская книга, Логос, 2006. – 468 с.
  6. Гаман-Голутвина О. В. Политическая элита – определение основных понятий // Полис.  2005.  № 3. с. 21 – 24.
  7. Гржейщак С. Е. Личностный фактор политического лидерства // Социс.  2008.  № 9. С. 14 – 16.
  8. Гржейщак С. Е. Региональное политическое лидерство в современной России // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 28–39.
  9. Менегетти А. Психология лидера.  М.: Белые Альвы, 2006. 225 с.
  10. Политология: учебник / А.Г. Грязнова и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009. – 396 с.
  11. Политология: Учебник /под ред. Ачкасова В.А., Гуторовваа В.А. - М.: ЮРАЙТ, 2006. – 697 с.
  12. Понеделков А. В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России.  Ростов н/Д., 2010.  520 с.

 

Приложение

Характеристика структуры  политической элиты «среднестатистического региона» РФ

Группа

Удельный вес в структуре

Средний ранг

Уровень влияния по 5-балльной шкале

Индекс влиятельности

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)=(2)*(4)

Глава региона

0.03

1.64

4.44

0.14

Администрация региона

0.18

15.13

3.33

0.59

Глава регионального центра

0.02

8.42

3.67

0.09

Администрация регионального центра

0.02

17.14

3.24

0.06

Законодательное собрание региона

0.19

16.05

3.28

0.63

Законодательное собрание регионального  центра

0.02

17.09

3.21

0.05

Крупный бизнес

0.14

17.05

3.25

0.46

Политические партии

0.06

16.32

3.19

0.20

Общественные объединения

0.01

19.58

3.10

0.04

Силовые структуры

0.03

15.92

3.29

0.11

Ректорат

0.02

16.34

3.27

0.07

СМИ

0.02

16.06

3.24

0.07

Главы конфессий

0.01

11.07

3.63

0.02

Судебная власть

0.02

18.51

3.19

0.08

Районные администрации

0.05

16.22

3.28

0.18

Депутаты ГД

0.07

16.52

3.24

0.23

Представители региона в СФ

0.04

17.41

3.22

0.11

Федеральные контролирующие органы

0.03

13.83

3.41

0.11

Другое

0.02

17.54

3.22

0.07

Общий итог

1.00

15.56

3.32

3.32


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема политического лидерства в России