Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:45, контрольная работа
Краткое описание
Процесс перераспределения властных полномочий в пользу регионов привел к дезинтеграции конституционно-правовой системы России; параллельное и часто взаимоисключающее нормотворчество Федерации и субъектов перестало поддаваться контролю и систематизации, не говоря уже о том, что властные полномочия зачастую перераспределяются способами, которые нельзя рассматривать в рамках правового поля. Нормой стало принятие конституций и уставов субъектов Российской Федерации, противоречащих федеральной Конституции, вытеснение и подмена конституционных норм нормами договорного характера.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2 Принципы федеративной государственности…………………………………………………..4 Основные проблемы федерализма в России Проблема противоречия Конституции Р.Ф. и федеративных договоров с республиками в составе Р.Ф……………………………………………13 Проблема взаимоотношения и равноправия субъектов Р.Ф………...…18 Заключение……………………………………………………………………………………………………….23 Список используемой литературы…………………………………………………………………..26
Список используемой
литературы…………………………………………………………………..26
Введение
Федерализм как форма решения вопроса
о территориально-политической организации
общества и государства вызывает особый
интерес в силу той роли, которую играют
федеративные государства в современном
мире.
Выбор федеративной формы государственного
устройства в современной России - это
предпочтение пути развития, который в
состоянии обеспечить целостность и стабильность,
мир и согласие в государстве, демократическое
развитие общества. Однако реализация
идей федерализма идет в России сложнейшими
путями; ошибки в федеративном строительстве
подчас существенно меняют смысл и основные
задачи федерализма, какими они должны
быть в демократическом обществе.
С принятием в 1993 г. новой российской
Конституции удалось несколько приблизиться
к такой конституционной модели российского
федерализма, которая отвечала бы современным
требованиям демократии, позволяла бы
рационализировать осуществление государственной
власти, снять противоречия между различными
вариантами видения сущности федеративного
устройства и его предназначения.
Анализ же реалий федеративного строительства
свидетельствует о нарушении многих его
устоев. Попираются государственный суверенитет
Российской Федерации, верховенство федеральной
Конституции и законодательства, единство
государственной власти, равноправие
субъектов РФ, многие демократические
ценности, игнорируются права и свободы
человека и гражданина. Однако, подобное
положение дел можно поставить в вину
не только тем, кто практически претворяет
в жизнь конституционные нормы, но также
и авторам последних - Конституция Российской
Федерации в отношении федеративного
устройства оказалась документом половинчатым
и противоречивым, воплотившим в себе
все качества конституции переходного
периода.
Процесс перераспределения властных
полномочий в пользу регионов привел к
дезинтеграции конституционно-правовой
системы России; параллельное и часто
взаимоисключающее нормотворчество Федерации
и субъектов перестало поддаваться контролю
и систематизации, не говоря уже о том,
что властные полномочия зачастую перераспределяются
способами, которые нельзя рассматривать
в рамках правового поля. Нормой стало
принятие конституций и уставов субъектов
Российской Федерации, противоречащих
федеральной Конституции, вытеснение
и подмена конституционных норм нормами
договорного характера.
Решение проблемы совершенствования
и обеспечения реализации идей федерализма
в России - это, прежде всего, выяснение
его сути, а затем - практическое формирование
демократической федеративной системы
управления государством.
В федерализме диссертанту видится модель
устройства государства, способная стать
определяющей развитие целого ряда государств,
включая Россию, на довольно длительный
срок. Именно этим обусловлен выбор объекта
исследования - проблем и перспектив российского
федерализма.
ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Федеративное
устройство России базируется на принципах,
закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч.
3) в числе основ конституционного строя.
– первым
Конституция РФ называет государственную
целостность, которая лежит в основе устройства
Российской Федерации. Государственная
целостность означает, что Российская
Федерация — цельное, единое и нераздельное,
хотя и федеративное, государство, включающее
другие государства и государственные
образования. Они не имеют права выхода
из состава Федерации, что соответствует
международным стандартам и мировому
опыту федеративного строительства. Целостность
— естественная черта независимых государств.
Современная
Российская Федерация — государственное
по своей природе объединение всех субъектов
федерации, а не аморфный, слабый их союз,
не конфедерация. Российское государство
возникло и развивалось как единое централизованное,
имеет многовековую историю. В течение
длительного периода оно было многонациональным.
Автономные образования в составе Российской
Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались
центральной властью, высшими органами
государства. РФ возникла не как договорная
федерация, не в результате объединения
своих субъектов. Напротив, они были образованы
ею самой в составе единого государства.
В преамбуле
нынешней Конституции РФ подчеркивается,
что многонациональный народ Российской
Федерации сохраняет исторически сложившееся
государственное единство. Российская
Федерация имеет все признаки государства,
выступает субъектом международного права.
Она имеет общую, единую территорию, охватывающую
территории всех субъектов, осуществляет,
будучи суверенным государством, территориальное
верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность.
В Российской Федерации единая правовая
система, в ней гарантируется единство
экономического пространства, свободное
перемещение людей, товаров, услуг и финансовых
средств; она сама устанавливает правовые
основы единого рынка. В Конституции РФ
предусмотрены гарантии государственной
целостности РФ. Большую роль здесь играет
Президент РФ, на которого возложена обязанность
принимать меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности.
– единство
системы государственной власти тесно
связано с государственной целостностью
и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная,
государственная организация предполагает
единую систему власти. Она проявляется
в суверенитете РФ, наличии общефедеральных
органов государственной власти, чьи полномочия
распространяются на всю ее территорию,
верховенстве федеральных Конституции
и законов. Структура государственной
власти многосложна. Субъекты федерации
пользуются значительной самостоятельностью
в осуществлении государственной власти.
Вне пределов компетенции Российской
Федерации эти субъекты обладают всей
полнотой государственной власти. Однако
они должны признавать конституционное
разграничение компетенции между ними
и федерацией в целом, верховенство федеральных
конституций и законов и исполнять их.
Система
государственных органов субъектов федерации
устанавливается ими самостоятельно,
но в соответствии с основами конституционного
строя РФ и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов
государственной власти, в согласии с
федеральным законом. Это направлено на
обеспечение единства системы органов
Российского государства в целом. Особенно
большое значение для единства системы
государственной власти имеет то, что
федеральные органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти субъектов
федерации образуют единую систему исполнительной
власти во всей стране в пределах ведения
Российской Федерации и полномочий РФ
по предметам совместного ведения федерации
и ее субъектов. Для реализации компетенции
Российской Федерации (а значит, единого
государственного руководства в этих
пределах на территории всей страны) федеральные
органы исполнительной власти могут создавать
свои территориальные органы и назначать
соответствующих должностных лиц. Серьезная
гарантия единства системы государственной
власти, прав федерации состоит в том,
что Президент и Правительство РФ обеспечивают
осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории
страны.
– разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти се субъектов — еще один принцип
федеративного устройства России. Конституция
РФ определяет:
1. Перечень
вопросов ведения Российской
Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые
уполномочены решать только федеральные
органы государственной власти,
обладая для этого соответствующими
правами и обязанностями;
2. Предметы
совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов (ст.
72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые
акты последних должны соответствовать
федеральным законам по этим
вопросам. Иными словами, полномочия
РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по
вопросам, не входящим в первую группу)
федеральными законами уже в рамках предметов
совместного ведения;
3. Конституция
РФ закрепляет полноту власти
субъектов федерации по вопросам,
находящимся вне ведения РФ (т.е.
первой группы предметов ведения)
и вне пределов полномочий
федерации по второй группе
вопросов — предметам совместного
ведения.
Таким образом.
Оставшейся компетенцией обладают субъекты
федерации. Этот «остаток» федеральной
Конституцией не ограничивается и не конкретизируется
в полной мере.
В пределах
своей компетенции и федерация и субъекты
федерации принимают правовые акты, решают
вопросы государственной и общественной
жизни. По предметам ведения Российской
Федерации (первая группа вопросов) принимаются
федеральные законы, имеющие прямое действие
на всей ее территории. По предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов
(вторая группа вопросов) издаются федеральные
законы, в соответствии с которыми субъекты
федерации принимают уже свои законы и
иные нормативные акты.
Законы
и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам, регулирующим первые
две группы вопросов. В случае же противоречия
между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует
федеральный закон. Однако при противоречии
между федеральным законом и нормативным
правовым актом субъекта федерации, принятым
по вопросам, находящимся вне ведения
Российской Федерации и ее совместного
с субъектами ведения, действует нормативный
правовой акт субъекта федерации. Таким
образом, предметы ведения, полномочия
самой федерации и ее субъектов строго
разграничены, и эти границы не должны
ими нарушаться.
Споры о
компетенции между государственными органами
Российской Федерации и органами государственной
власти ее субъектов разрешаются Конституционным
Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности
федеральных законов, нормативных актов
Президента, Правительства РФ, палат Федерального
Собрания, а также нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной
власти РФ и ее совместному с субъектами
ведению.
Последнее
означает, что нормативные акты субъектов,
изданные вне этих двух групп вопросов,
не рассматриваются с точки зрения их
соответствия Конституции РФ Конституционным
Судом РФ, так как они вне пределов компетенции
федерации.
Разграничение
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
осуществляется не только Конституцией,
но и Федеративным договором (который
посвящен именно этому) и иными договорами
о разграничении предметов ведения и полномочий.
Эти договоры не должны противоречить
Конституции РФ, а в случае их несоответствия
ей, действуют конституционные нормы.
– в числе
принципов федеративного устройства России
— принципы равноправия и самоопределения
народов в Российской Федерации. Значение
их подчеркнуто в преамбуле Конституции
РФ. Россия является многонациональным
государством, и ее федеративное устройство
это отражает. Мировой опыт федерального
строительства свидетельствует, что в
некоторых случаях федеративная форма
государственного устройства может быть
обусловлена многонациональным составом
населения и служит государственно-правовой
формой, помогающей разрешать национальный
вопрос (например, бывшие СССР, Чехо-Словакия).
Однако
многие федерации построены не по национальному
принципу (например, США, Швейцария, Германия).
Российская федерация (а также бывший
СССР) рассматривались как государственно-правовые
формы разрешения национального вопроса,
как федерации, построенные по национально-территориальному
принципу.
Многочисленные
национальные государства и национально-государственные
образования в Российской Федерации рассматривались
как разнообразные формы национальной
государственности, как формы осуществления
права наций на самоопределение, воплощения
суверенитета наций.
Равноправие
народов проявляется в равных правах на
национальное развитие, развитие национальной
культуры, языка, на пользование им. Государство
гарантирует всем народам нашей страны
право на сохранение родного языка, создание
условий для его изучения и развития. Оно
гарантирует равенство прав и свобод человека
и гражданина, независимо от расы, национальности,
языка. Каждый человек имеет право на пользование
родным языком, на свободный выбор языка
обучения, воспитания, творчества. Государственным
языком Российской Федерации на всей ее
территории остается русский язык, но
республики вправе устанавливать свои
государственные языки. Они употребляются
наряду с русским языком в органах государственной
власти, органах местного самоуправления,
государственных учреждениях республик.