Происхождение власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.Феномен власти.docx

— 66.27 Кб (Скачать файл)

Что касается новейших постструктуралистических (или неоструктуралистических) концепций «археологии и генеалогии власти» Фуко и «поля власти» Бурдье, от их объединяет не субстанционально-атрибутивное, а скорее реляционное видение власти как отношения и общения. Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, т.е. «отношение отношений», неперсонифицированное и неовеществлённое, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил. Бурдье обосновывает собственное понятие «символической власти», которое сводится им к совокупности «капиталов» (экономических, культурных и т.д.), распределяющихся между агентами в соответствии с их позициями в «политическом поле», т.е. в социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений.

 

2. Структура власти

 

Основными компонентами власти являются её субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все её элементы и характеризующиеся  механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает её активное направляющее начало. Им может быть отдельный  человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое  сообщество, объединённое в ООН.

Для возникновения властных отношений  необходимо, чтобы субъект обладал  рядом качеств. Прежде всего, это  желание властвовать, проявляющееся  в приказах или распоряжениях. Большинство  людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью, власть сама по себе не является для них ценностью, многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанных с ними психологической и социальной ответственностью, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и  готовности брать на себя связанную  с этим ответственность, субъект  власти должен быть компетентным, знать  суть дела, состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие наделены всеми  вышеперечисленными качествами в разной степени.

Субъекты политической власти имеют  сложный, многоуровневый характер: её первичными факторами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно  представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и  весь народ, - политические элиты и  лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко  отрываются от масс и даже от приведших  их к власти партий.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространённое отождествление власти с её носителем. Так, говорят о  решениях власти, о действиях властей  и т.п., подразумевая под властью  управленческие органы.

Субъект определяет содержание властного  отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые  влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. От приказа, характера  содержащихся в нём требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Власть никогда не является свойством  или отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без  подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект  обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но всё же выбор - погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло своё практическое политическое выражение  в акциях гражданского неповиновения, что широко используется во всём мире.

Масштабы отношения объекта  к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления  до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В принципе, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета.

Качества объекта властвования определяются его политической культурой. Наибольшую покорностью обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в  обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твёрдой руки», является благоприятной  питательной средой авторитарных и  тоталитарных режимов.

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении  в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении  и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти.

Сила власти, основанная на страхе, прямо пропорциональна тяжести  наказания и обратно пропорциональна, вероятности избежать его в случае неповиновения. Такая власть имеет  тенденцию к ослаблению.

Сравнительно безболезненно принимается  людьми власть, основанная на привычке, обычае повиноваться. Она была присуща  государству в традиционных обществах. Она - надёжный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то она быстро разрушается, как только люди замечают, что она изжила себя, и её представители  недостойны повиновения.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному  выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей  других типов мотивации подчинения: на основе убеждённости, авторитета и  идентификации. Такое подчинение связано  с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоёв сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок. Убеждённость людей в необходимости  подчиняться государству или  другому носителю власти ради высоких  целей - важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных для  власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности, подчинённых в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без угрозы санкций или убеждения. Авторитет основывается на согласии, он означает уважение к руководящей личности (институту), доверие к ней.

Авторитет может быть истинным, когда  руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчинённые, и ложным, основанным на заблуждениях. В зависимости от тех  качеств, которые лежат в его  основе, авторитет бывает:

  • научным (качество учёности);
  • деловым (компетентность, навыки и опыт);
  • моральным (высокие нравственные качества);
  • религиозным (святость) и т.д.

Без авторитета власть не может быть прочной и эффективной.

Власть, основанная на интересах, убеждённости и авторитете, часто перерастает  в идентификацию подчинённого с  руководителем. В этом случае достигается  максимальная сила власти, и субъект  воспринимается объектом как свой представитель  и защитник. Субъективная идентификация  исполнителей с руководителем может  объясняться двумя причинами:

  1. быть следствием реального двойственного положения людей в отношении власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти (выбирают и контролируют руководство) и её объектом (исполняют решения руководящих инстанций). В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;
  2. выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организацией или группой.

Субъект и объект характеризуют  крайние полюса, активные начала структуры  власти. Причём, само деление людей  на субъектов и объектов, начальников  и подчинённых во многом релятивно: в одном отношении человек  выступает начальником, а в другом - подчинённым. Применительно к власти взаимодействие её агентов опосредуется целым комплексом средств или  ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, регулирующего процесс властвования. Что же представляют собой эти  компоненты власти?

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное  распределение ресурсов власти. Сам  этот термин употребляется как в  широком, так и в узком смыслах. В широком смысле ресурсы власти представляют собой всё то, что  индивид или группа могут использовать для влияния на других. Такое понимание  власти достаточно общо и не позволяет  дифференцировать различные элементы власти: её субъект, объект, средства, поскольку  в этом случае ресурсы власти включают все факторы, которые так или  иначе способны повлиять на власть:

  • собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.)
  • некоторые свойства объекта (например, его политическую доверчивость, привычку подчиняться и др.)
  • благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъём, раздоры в оппозиции, международную обстановку и т.п.)
  • материальные и иные средства воздействия.

При столь широком понимании  ресурсов утрачивается их специфика  как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего  взаимодействие агентов власти и  служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства.

Поэтому для изучения ресурсов власти и её структуры предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов власти, их понимание как всех тех  средств, использование которых  обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается  жизнь (оружие, карательные органы в  целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и  объектом, выступают одним из важнейших  оснований власти, хотя иногда ресурсы  и основания власти отождествляют. Они могут использоваться для  поощрения, наказания или убеждения.

Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в  теории «социального обмена». Согласно этой теории в основе власти лежит  неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, которые не имеют  ресурсов, получают их в обмен на исполнения распоряжений обладателей  ресурсов. Тем самым они попадают в зависимость от других, подчиняются  им.

Ресурсы используются в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они  трансформируются во власть, которая  и представляет собой способность  превращать определённые ресурсы во влияние в системе взаимосвязанных  агентов. Ресурсы власти также разнообразны, как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов  людей. Существует несколько классификаций  ресурсов. Некоторые учёные разделяют  их на утилитарные, принудительные и  нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным).

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчинённых в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий вид ресурсов с влиянием непосредственно на сознание человека.

Достаточно распространённым и  плодотворным для понимания специфики  различных видов власти является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности  на экономические, социальные, политико-силовые  и культурно-информационные.

Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги как всеобщий эквивалент стоимости на средства производства, плодородные земли, продукты питания и т.д.

Информация о работе Происхождение власти