Происхождение власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.Феномен власти.docx

— 66.27 Кб (Скачать файл)

Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они часто совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус - социальный ресурс. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и проч. Как считает американский социолог О. Тофлер, в конце XX - начале XXI веков именно знания и информация станут важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах знания, в силу своих преимуществ (бесконечности, общедоступности, демократичности) подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти. В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти как сила и богатство утрачивают своё влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Конечно, далеко не во всех странах они имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти проявляется в современном мире достаточно отчётливо.

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция (милиция), спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Различные ресурсы власти применяются  её субъектами обычно в комплексе, особенно крупными политическими субъектами, например, государством, которое использует в большей или меньшей степени  все названные выше ресурсы.

Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который создаёт другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и членов партий (политико-силовые ресурсы), получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из многочисленных измерений - будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и её субъект и объект.

Таким образом, мы рассмотрели: во-первых, взгляды философов, социологов и  политологов на генезис власти; этот анализ позволяет нам сделать  выводы о том, что на развитие учения о власти и его представление  влияют, прежде всего, объективные процессы общественного развития, а затем  субъективные представления авторов; во-вторых, основные источники и  элементы власти.

 

3. Способы и механизм  функционирования власти

 

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который  характеризуется, прежде всего, способами  и механизмами властвования.

Способы властвования могут быть различными: демократическими (власть осуществляется при участии исполнителей её решений), авторитарными (единоличное правление  с ограниченным контролем над  подданными), тоталитарным (всеобъемлющий  контроль субъекта над объектом), конституционным (правление в рамках закона), деспотическим (всевластие, произвол и опора на насилие), либеральным (уважение свободы  личности, её фундаментальных прав) и другими.

Процесс властвования упорядочивается  и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций  и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают  государственные органы, право, политическая система в целом.

Особенности различных элементов  власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве основания её типологии.

Существует несколько классификаций  власти в зависимости оттого, что  считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект  власти, режим правления и т.д.

  • По области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);
  • по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;
  • по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;
  • по режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;
  • по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций  власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого  слова, хотя это не совсем точно) и  политическую в широком, собственном  значении этого слова.

Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития, экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль - это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это контроль над средствами достижения наших целей» 1.

С экономической властью тесно  связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти.

Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении  собственника права принимать и  увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других государственных и общественных учреждений.

Духовно-информационная власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Принудительная власть определяется тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с властью политической. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами рабами, между деспотом - главой семьи и её членами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения выделяется мегауровень - международные организации, макроуровень - центральные органы государства, мезоуровень - подчинённые  центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

Возможна классификация власти по функциям её органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по способам воздействия на субъект  и объект власти - демократическая, авторитарная и т.д.

Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают важнейшей  среди всех властей экономическую  власть, власть собственников средства производства и других общественных богатств. В рыночном обществе, где  почти всё имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство  СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.

Политическая власть, испытывая  сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять  её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может  оказывать власть информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах  и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность  экономической и иной политики.

Во взаимодействии различных властей  в обществе имеет место так  называемый кумулятивный эффект - усиливающееся  накопление власти. Он проявляется  в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность  способствует накоплению богатства, доступа  к знаниям и информационного  влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения  дохода.

Разделение властей и разграничение  их компетенции в различных странах  имеют свою специфику. Однако общим  для всех демократических государств является правило, согласно которому три  ветви власти не должны быть полностью  разобщены, или, напротив, соединены  под единым началом.

Поэтому в рамках единой целостности  власти государства необходимо разграничение  властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта  позволяют охарактеризовать общее  назначение и место каждой ветви  власти.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными.

В демократических государствах носителем  законодательной власти выступает  парламент, эффективность деятельности которого во многом зависит от проверенных  опытом государственного строительства  структур. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные, чаще однопалатные. В ряде стран действует так  называемая простая двухпалатная парламентская  система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе территориальной  пропорциональности.

Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что при  всём желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как исполнение законов и право  применение. В круто меняющейся обстановке она должна оперативно принимать  меры по своему усмотрению. Отличительная  черта её состоит в том, что  она осуществляет свою деятельность преимущественно «за закрытыми  дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает  под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить  этого, нужны особые меры.

Информация о работе Происхождение власти