Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:04, реферат
Структура и состояние экономики Великобритании наряду с тенденциями в мировой экономике и прогнозами глобального социально-демографического развития определяют стратегию промышленной политики страны.
ВВП Британии по состоянию на 2013 год составляет 1,2-1,3 трлн ф.ст. (2,35 трлн долл. США). Доли различных секторов экономики в ВВП Британии неравномерны: доля сферы услуг превышает 75% (а до кризиса 40% в ней приходилось на сектор финансовых услуг). Доля промышленности составляет лишь 13% ВВП (в США – 19%, в Германии – 23%), а в абсолютных цифрах – около 150 млрд ф.ст., остальное приходится на строительство, сельское хозяйство (примерно 1%) и др. Трудоспособное население составляет 37 млн человек (из них 29 млн занято).
Введение 3
1.Основы конкурентоспособности Британии в мировой экономике 4
2. Государственная стратегия в области промышленного
производства 7
3. Доступ на мировые рынки 19
Заключение 21
Список литературы:
Содержание
Введение |
3 |
1.Основы |
4 |
2. Государственная
стратегия в области производства |
7 |
3. Доступ на мировые рынки |
19 |
Заключение |
21 |
Список литературы: |
22 |
Введение
Структура и состояние экономики
Великобритании наряду с тенденциями
в мировой экономике и
ВВП Британии по состоянию на 2013 год составляет 1,2-1,3 трлн ф.ст. (2,35 трлн долл. США). Доли различных секторов экономики в ВВП Британии неравномерны: доля сферы услуг превышает 75% (а до кризиса 40% в ней приходилось на сектор финансовых услуг). Доля промышленности составляет лишь 13% ВВП (в США – 19%, в Германии – 23%), а в абсолютных цифрах – около 150 млрд ф.ст., остальное приходится на строительство, сельское хозяйство (примерно 1%) и др. Трудоспособное население составляет 37 млн человек (из них 29 млн занято).
ВВП на душу населения рос высокими темпами в предкризисные годы, благодаря глобализации, что улучшало относительные экономические показатели Британии на фоне стран ОЭСР. Однако сверхзависимость, по терминологии исполнительного директора «Роллс-Ройса» сэра Джона Роуза, финансового сектора Британии от состояния финансового сектора США объясняет довольно серьёзный кризис в Британии и, возможно, сравнительно длительный период восстановления экономики до докризисного уровня (экспорт товаров и услуг снизился на 10,6%, а совокупный внутренний спрос на 5,5% по сравнению с 2008 г.). Сейчас ясно, что показатели Британии в некоторых областях следуют за кредитным циклом. По прогнозам ОЭСР, ВВП страны возрастёт в 2010 г. на 1%, в 2011 г. восстановление наберёт обороты. Всё же использование ресурсов останется низким, а безработица составит 9,5%, хотя уровень инфляции не превысит 2%. Антикризисные меры государства смягчили последствия кризиса, но для макроэкономической стабильности требуется жёсткая финансовая политика.
1.Основы
В Британии действуют жёсткие правила конкуренции, гарантирующие динамичность рынка. Гибкий рынок труда позволяет бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, обеспечивая, тем не менее, поддержку людям при смене работы. Данное преимущество позволило Британии привлечь иностранные инвестиции и сократить отставание в производительности труда от других ведущих экономик. По классификации Мирового банка, Британия занимает 6-ое место в мире по инвестиционному климату в стране.
Прямые иностранные инвестиции в промышленность Британии выше, чем в любой европейской стране (26 млрд ф.ст., во Франции – 15 млрд ф.ст., 3 млрд ф.ст. – в Германии), уступая лишь ПИИ в США. На Британию приходится самая крупная среди стран «Большой семёрки» доля ПИИ относительно ВВП. Приток ПИИ удвоился в первом квартале 2009 г., затем упал до докризисного уровня. В том же квартале приток ПИИ в другие страны «семёрки» упал на 63%.
В период 2002-2012 гг. производительность труда в Британии росла самыми высокими темпами (2,4% в год) среди стран «семёрки» и выше средних значений по еврозоне, приближаясь к показателям США. Однако сохраняется существенное отставание производительности труда по сравнению с ведущими стра-нами. Считается, что промышленное производство в Британии находится в упадке, однако реальность такова, что страна пере-ходит от традиционных отраслей к новым (низкоуглеродная экономика, дизайн силиконовых материалов, технология «блю-туф» (Bluetooth), дозаправка в воздухе, водородно-кислородные топливные элементы (fuel cells), пластиковая электроника (plastic electronics), а также к передовым технологиям в информати-ке и коммуникациях, биотехнологиям и нанотехнологиям).
Британия занимает 6 место в мире по объёму выпуска промышленной продукции, половину отправляя на экспорт, будучи при этом одним из ведущих экспортёров продукции высоких технологий: в 2006 г. она составляла 25% экспорта товаров (по сравнению с 22% – США, 15% – Франция, 11% – Германия). Многие британские фирмы представляют собой часть фрагментированных цепочек поставок по миру и производят полуфабрикаты, в то время как другие сочетают производство конечного продукта и предоставляют сервисное обслуживание (при том, что функции производства и обслуживания всё больше сливаются): аэрокосмическая отрасль, автомобилестроение, фармацевтика, производство напитков и продуктов питания, оборонная промышленность, телекоммуникации.
Точно также рабочая сила в промышленности диверсифицируется: повышается доля работников, занятых НИОКР, дизайном, продажами, сервисным обслуживанием, упаковкой наряду с работниками традиционных профессий в собственно производстве и инженерных разработках, что способствует конкурен-тоспособности Британии на глобальных рынках. В Британии гибкий рынок рабочей силы при растущей её квалификации и государственная социальная политика, направленная на поддержку экономической активности женщин, родителей, пенсионеров и инвалидов. С повышением доли женщин в рабочей силе государство намерено содействовать развитию детских учреждений и подготовке квалифицированных кадров для них, чтобы условия на рынке труда были более благоприятными для семейных работников.
Новые тенденции
развития мировой экономики благоприятст
Процессы глобализации сохранятся, что вызовет ещё большую стремительность движения капиталов, товаров и информации. ЕС и США останутся основными импортёрами британской продукции, но рост численности и доходов средних классов в густонаселённых странах с формирующейся экономикой по-высит возможности для британских фирм, поскольку новые потребители будут приобретать товары и услуги более высокого качества, причём отвечающие высоким экологическим стандартам, то есть с высокой добавленной стоимостью. Именно в их производстве британские предприятия отличаются, и растущие экспортные рынки откроют Британии огромные возможности.
Новые технологии в мировом промышленном производстве породят спрос потребителей и бизнеса, модифицируют продукцию и сформируют новые модели ведения бизнеса и услуг по доставке по всей цепочке поставок (например, под воздействием развития генетики, информационных технологий, которые изменят передачу, обработку и потребление огромных объёмов информации и, соответственно, бизнес, досуг и социальные услуги).
Комплексный характер стоимостных
цепочек, вызванный развитием
– дизайн, разработку брэндов и НИОКР;
– в человеческий капитал и профподготовку кадров.
2. Государственная стратегия в области промышленного производства
Обновлённая государственная политика в области промыш-ленного производства «Новая индустрия, новые рабочие места» (New Industry, New Jobs), принятая в 2009 г., лежит в русле об-щей стратегии правительства по выведению страны из кризиса «Созидая будущее Британии» (Building Britain’s Future). Впер-вые принята программа (январь 2010 г.) мер межведомственно-го взаимодействия по поддержке устойчивого экономического роста страны «За экономический рост: наше будущее процве-тание» (Going for Growth: Our Future Prosperity).
Стратегическое видение восстановления британской эконо-мики после экономического кризиса 2008-2009 гг. и обеспечение её конкурентоспособности на мировых рынках заключается в следующем: необходимо устранить барьеры для развития бизнеса, чтобы добиться скорейшего возвращения к докризисным темпам роста, что жизненно важно для ликвидации государственного долга, стремительно увеличившегося в результате помощи, предоставленной, прежде всего, банковскому сектору. Помимо помощи, оказанной бизнесу, увеличения пенсий и дет-ских пособий, не снизились и инвестиции в инфраструктуру Британии и социальную сферу (прежде всего, здравоохранение). Жизненно важным отраслям экономики была оказана помощь государства, чтобы они не понесли урон в квалифицированных кадрах и не утратили иные преимущества.
Правительство считает, что предпочтительнее инвестиро-вать в экономический рост и создание рабочих мест, чтобы ускорить восстановление экономики.
Экономика Британии в
ближайшем будущем примет иной облик
– государственные и
Правительство исходит из того, что рынок, предоставленный сам себе, может недофинансировать инфраструктуру, профпод-готовку или инновации. Однако правительство вовсе не собира-ется подменять рыночные отношения: метод правительства – государственную политику сопрягать со стратегическими по-требностями бизнеса, причём предпринимать меры долгосрочного характера, подкрепляя их конкретными действиями. По словам генерального директора Конфедерации британской про-мышленности (КБП) Р. Ламберта, необходимо, чтобы прави-тельство смотрело вперед на 10 лет и имело перечень конкретных мер, с помощью которых страна пройдёт от точки А до Я. Правительство считает необходимым поддерживать баланс ме-жду государством и рынком: рынок, где возможно, государство – где необходимо, то есть дополнять рынок, исправлять его ошибки, но не подменять его.
Возникли следующие проблемы:
– развитие бизнеса сдерживается слабой инфраструктурой и отсутствием профквалификации;
– финансирование
предпринимательства
– частный бизнес воздерживается от инвестиций в иннова-ции или в профобразование, поскольку из-за текучки кадров вы-игрывает не конкретная фирма, вложившая средства, а другие предприятия и экономика в целом;
– бизнес не располагает
необходимой информацией и экс-
Активная деятельность государства – не самоцель, а должна быть направлена на конкурентоспособность Британии на миро-вых рынках. Необходимо сохранить диверсифицированную структуру экономики на основе высокооплачиваемой рабочей силы, не закрывая рынки Британии и на отказываясь от выгод свободного предпринимательства.
В зависимости
от действий или бездействия правительства
Межведомственное взаимодействие (как горизонтальное, так и вертикальное – на национальном, региональном и мест-ном уровне) необходимо, так как разнообразные сферы деятель-ности государства влияют на создание благоприятной среды для развития экономики и конкурентоспособности бизнеса. Слишком много зависит не столько от функционирования собственно экономики, сколько от организованной деятельности государст-ва. Чёткие стимулы государства по производству и использованию возобновляемых источников энергии вывели Данию и Германию в лидеры по ряду технологий в области возобновляе-мой энергии.
Никто не в состоянии точно предсказать, как изменится эко-номика, какие товары и услуги будут востребованы в будущем, поэтому можно установить лишь довольно широкие области, в которых британские фирмы будут обладать сравнительными конкурентными преимуществами. Несмотря на преобладание финансового сектора, Британия остаётся ведущим экспортёром в шести отраслях промышленности. Целевая поддержка госу-дарства должна направляться на проекты, с которыми частный сектор не справится самостоятельно. Целевое финансирование какого-либо сектора не должно означать, что государство отда-ёт приоритет именно ему: это означает лишь, что сектор облада-ет потенциалом, нереализованным в силу рыночных барьеров.