Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:04, реферат
Структура и состояние экономики Великобритании наряду с тенденциями в мировой экономике и прогнозами глобального социально-демографического развития определяют стратегию промышленной политики страны.
ВВП Британии по состоянию на 2013 год составляет 1,2-1,3 трлн ф.ст. (2,35 трлн долл. США). Доли различных секторов экономики в ВВП Британии неравномерны: доля сферы услуг превышает 75% (а до кризиса 40% в ней приходилось на сектор финансовых услуг). Доля промышленности составляет лишь 13% ВВП (в США – 19%, в Германии – 23%), а в абсолютных цифрах – около 150 млрд ф.ст., остальное приходится на строительство, сельское хозяйство (примерно 1%) и др. Трудоспособное население составляет 37 млн человек (из них 29 млн занято).
Введение 3
1.Основы конкурентоспособности Британии в мировой экономике 4
2. Государственная стратегия в области промышленного
производства 7
3. Доступ на мировые рынки 19
Заключение 21
Список литературы:
Правительство в целях создания новых источников конку-рентоспособности страны считает целесообразным:
– способствовать укреплению конкурентоспособности Бри-тании в критически важных областях инноваций, профессио-нальных навыков, финансовой сфере, инфраструктуре и досту-пу на мировые рынки;
– оказывать стратегическое воздействие на рынки;
– использовать новый подход к целевым интервенциям ра-ди развития преимуществ Британии в высокотехнологичных и наиболее быстрорастущих областях мировой экономики.
Правительство намерено действовать по семи направлени-ям:
1. макроэкономическая
2. поддержка частных инвестиций в основные фонды и пе-редовые технологии, переподготовку профессиональных кад-ров, НИОКР;
3. обеспечить смычку научно-
4. распространение методик «
5. поддержка профессионального обучения и повышения квалификации, обеспечение гибкости рынка труда;
6. создание современной
7. обеспечение благоприятного
1. Макроэкономическая
Британия определила стратегические приоритеты, чтобы биз-нес мог принимать долгосрочные инвестиционные решения, особенно по начальным капиталовложениям. В этом отношении важное значение имеет государственное регулирование, обеспе-чивающее долгосрочную макроэкономическую стабильность (постоянство регламентации, налогообложения), особенно в сфе-рах масштабных технологических и отраслевых преобразований (технологии возобновляемой энергии – низкоуглеродные двигатели, энергия ветра и приливов, атомная энергия).
В 2009 г. в поддержку Стратегии «Новая индустрия, новые рабочие места» создан Фонд стратегических инвестиций (Stra-tegic Investment Fund) на общую сумму в 1 млрд ф.ст. для фи-нансирования ведущих отраслей, которым государственная поддержка позволит раскрыть нереализованный потенциал.
В 2006 г. свыше 25% новых предприятий, желавших полу-чить кредит, сталкивались с трудностями из-за отсутствия бан-ковской кредитной истории или недостаточного залога. Государство решает проблему с помощью программы «Схема фи-нансовых гарантий для предприятия» (the Enterprise Finance Gua-rantee Scheme). По программе кредитования «Стартовые инвес-тиции» (Repayable Launch Investment) для гражданского самолё-тостроения за последнее десятилетие государство инвестировало около 1 млрд ф.ст., например, в Аэробусы от 320 до 380 модели.
В дополнение «Фонд капитала для предприятий» (Enterpri-se Capital Funds) предоставляет малые суммы венчурного капитала для фирм высоких технологий и быстро растущих предприятий от 250 тыс. до 2 млн ф.ст. (банкам невыгодно их предо-ставлять из-за относительных издержек малых инвестиций и за-труднительности оценки риска). Государство намерено изучить, в каких формах следует предоставлять долгосрочные кре-диты малому и среднему бизнесу (одна из них – государственно-частное партнёрство «Public-Private Partnership»), чтобы частный бизнес мог восполнить недостаток рискового капитала. В 2008 г. на Соединённое Королевство приходилось более 10% всех венчурных инвестиций среди стран ОЭСР, или второе ме-сто после США (49%). В настоящее время существует 8 «Фондов капитала для предприятий», частично финансируемых госу-дарством, а в январе 2009 г. создан ещё один Фонд «Капитал для предприятий» (Capital for Enterprise Fund), чтобы увеличить доступность рискового капитала инновационным предприяти-ям в период спада экономики. Гранты по программе «Избирательное финансирование инвестиций» с 2004 по 2007 г. составили 191 млн ф.ст. (75% предоставлены промышленности).
2. Поддержка частных инвестиций в основные фонды и передовые технологии, переподготовку профессиональных кадров, НИОКР
Исходя из тенденций глобального развития, Британия сосре-дотачивается на низкоуглеродных технологиях, энергоэффек-тивности, и в целом на формировании экономики, неподвер-женной воздействию климатических изменений, что потребует крупной структурной перестройки производства и потребления энергии. Правительству отводится ключевая роль в выработке энергетической политики и создании стимулов к структурной перестройке промышленности. Речь идёт не столько об эколо-гическом императиве, сколько об огромных возможностях для бизнеса по мере роста спроса на низкоуглеродные товары и ус-луги, энерго- и ресурсоэффективность. К приоритетным пра-вительство относит цифровые коммуникации, низкоуглеродные технологии, новые производственные процессы и материалы в химической, автомобильной, аэрокосмической и др. отраслях. В этих отраслях предприятия не смогут самостоятельно обеспе-чить себе финансирование и программы развития на долгосроч-ный период, требуемый для получения коммерческой отдачи от внедрения новых технологий.
Государство намерено поддерживать:
– новые низкоуглеродные технологии в аэрокосмической области, дизайне и производстве двигателей и крыльев;
– переход с металлических на композитные материалы, что обеспечит огромные коммерческие возможности, а их примене-ние коснётся автомобильной, судостроительной, аэрокосмической, отрасли, строительства, нефтегазовой отрасли, производ-ства медицинского оборудования, оборудования для использо-вания энергии ветра и приливов;
– в биотехнологиях
переход химического
– технологии пластиковой электроники, которая позволит удешевить печать электронных цепей на гибких поверхностях, что невозможно при традиционных кремниевых полупровод-никах.
3. Совместные
проекты научно-
С целью ускорить внедрение новых технологий TSB через программы «Партнёрство по передаче знаний» и «Сеть передачи знаний» (Knowledge Transfer Partnerships, Knowledge Transfer Networks) финансирует новые технологии и инновации для последующего применения бизнесом. Одна из его важнейших функций – координация НИОКР, а также госзакупки, поощряю-щие инновации. С 2004 г. Совет инвестировал 1 млрд ф.ст. в совместные проекты частных предприятий и совместные проек-ты частных предприятий и научно-исследовательских центров, преимущественно промышленные. В том же направлении раб-тают Фонд инноваций в сфере высшего образования (Higher Education Innovation Fund) и Фонд внедрения научных исследований в государственном секторе (Public Sector Research Exploi-tation Fund), поощряя сотрудничество научно-исследователь-ских центров в университетах с бизнесом.
Специализация предполагает
использование результатов
4. Распространение методик «бережливого производства»
В 2004 г. правительство
расширило функции Консультаци-
5. Поддержка профессионального
обучения и повыше-ния
Британия намерена создать систему подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики. В настоящее время 15% работодателей испытывают нехватку подготовленных кад-ров, по этой причине 20% предпринимателей обанкротились или перешли на другие виды деятельности, каждый шестой отложил производство нового продукта или услуги, у 25% повысились операционные расходы.
Подготовка кадров предусматривает и обучение специаль-ностям, которые будут востребованы в будущем: в низкоугле-родной экономике, биотехнологиях, а также в сферах, которые ждёт расширение в силу демографических тенденций (уход, здравоохранение, досуг). Прежде всего, правительство считает необходимым сосредоточить усилия на поддержании высокой квалификации рабочей силы и творческого потенциала работ-ников. «Британия есть и будет экономикой, основанной на креа-тивности и эксплуатации знания». За последние 15 лет вклад предприятий и услуг высоких технологий в добавленную стои-мость увеличивался и превысил 40%. Отсюда, правительство считает, что любое сдерживание британских предприятий использовать сравнительные преимущества на основе высокой квалификации или знания следует расценивать как серьёзное препятствие к экономическому успеху Британии.
Предполагается создать систему сбора, обработки и распро-странения информации о потребности ключевых секторов эко-номики в рабочей силе и квалификационных требованиях к ней, больше учитывать мнение предпринимателей на местах через Советы по занятости и профподготовке, не упуская из виду на-циональные и региональные приоритеты; создать Агентство по финансированию профподготовки для оперативной поддержки функционирования и будущего развития стратегически важных отраслей экономики; повышать степень интеграции политики в области занятости и профподготовки с учётом будущих потреб-ностей передовых отраслей; стимулировать вузы к оперативной поддержке областей потенциального экономического роста, в том числе изменив модель финансирования; обеспечить вклад надзирающих и регулятивных органов в повышение профквали-фикации.
В этих целях государство ставит задачу максимально рас-ширять сеть образовательных учреждений, обеспечивать доступ-ность образования для всех, целенаправленно «производить» талантливых, профессионально подготовленных и способных к обучению работников. Например, предполагается повысить воз-растной порог, ограничивающий доступ к образованию, чтобы поощрить получение рабочими средней квалификации и расши-рить когорту абитуриентов.
Государственные ассигнования на преподавание школьных дисциплин в области науки, технологий, инженерии и математики, найм и обучение преподавателей этих дисциплин с 2008 по 2011 г. составит 140 млн ф.ст.
С 1997 г. численность обучающихся в ПТУ возросла вдвое (с 75 тыс. до 184 тыс. человек), преимущественно по рабочим и инженерным специальностям. Государство направило с 2008 по 2010 г. 5 млрд ф.ст. на колледжи профтехобразования.
Государство способствует повышению квалификации без отрыва от производства и под нужды бизнеса. По государствен-ной программе «Обучить, чтобы выиграть» (Train to Gain) к 2010-2011 г. на поддержку таких курсов будет направлен 1 млрд ф.ст.
Новая Комиссия по занятости и профобучению, в которую входят работодатели (UK Commission for Employment and Skills), консультирует правительство по стратегии профобучения на перспективу до 2020 г.
Правительство инициировало создание Национальных академий профессиональных навыков (National Skills Academies) в различных отраслях экономики. На 2008 г. курсы окончили 10 тыс. специалистов из сферы промышленности. Национальная академия профессиональных навыков для промышленности бы-ла создана совместно с государством компаниями «Нисан», «Тойота», «Роллс-Ройс», «Катепиллер», «Форд», «Эйрбус» и др. В автомобилестроении совместно с Обществом производителей двигателей и торговцев (Society of Motor Manufacturers & Trad-ers), тремя японскими компаниями-производителями двигателей («Хонда», «Нисан», «Тойота») и другими поставщиками разра-батывается программа подготовки специалистов для различных компаний по всей производственной цепочке, чтобы повысить конкурентоспособность цепочки поставок из Британии.
Что касается высшего образования, то по государственно-частной программе «Высшее образование на службу производ-ству» (Higher Education at Work – High Skills: High Value) финансируются дополнительные места для студентов.
Государство рассматривает меры по повышению престижа карьеры в промышленности, поскольку менее половины вы-пускников со специальностью инженера остаются работать по специальности.
Стратегия в области
оборонной промышленности была раз-работана
в 2005 г. Она позволила повысить взаимодействие
государства и оборонной
6. Создание современной
транспортной и коммуника-
Современная инфраструктура – от энергетики и коммуника-ций до транспорта и аэропортов – основа конкурентоспособ-ности британского бизнеса, считает правительство. В предстоя-щие десятилетия финансировать и реконструировать инфраст-руктуру будет частный сектор, хотя независимые регулирую-щие органы будет определять условия финансирования проектов, создавая благоприятный инвестиционный климат для свое-временности инвестиций без проволочек в планировании.
В целях совершенствования планирования инфраструктур-ных проектов общенационального значения правительство про-ведёт консультации по первым семи уже принятым им «Заявле-ниям о национальной политике» (National Policy Statements) в области энергетики, речных и морских портов (в 2010 г. после-дуют сточные воды, автомобильные и железные дороги, опас-ные и вредные отходы, водохранилища, в 2011 г. – аэропорты).