Процесс принятия политического решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:38, реферат

Краткое описание

Политические решения занимают особое место как в текущей политической практике, так и в политической науке. Не случайно их значимость выделяется многими известными политическими мыслителями. Например, американский политолог Р. Макридис считал, что принятие решений – «наиболее важная социальная функция политики», а его коллега Д. Истон даже определял политическую науку как «исследование способов, которыми принимаются решения для общества». Предметом политологии, конечно, не может быть исключительно эта область, но ее важность, тем не менее, очевидна.

Содержание

Введение

Основы исследования процесса принятия политических решений.
Политическое решение в политической деятельности: понятие, сущность.
Классификация политических решений.

Процесс принятия и реализации политический решений.

2.1 Этапы принятия политических решений.

2.2 Стили принятия решений политическими руководителями.

Оптимизация процесса принятия политических решений.

3.1 Правовое регулирование принятия политических решений.

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.docx

— 49.19 Кб (Скачать файл)

Второй подход является самым продуктивным. Он позволяет  политическому лидеру иметь наиболее объемный образ проблемной ситуации или же какого-либо объекта. Такой  образ может максимально приблизить политического лидера к реальности. Противоречащая его позиции информация еще раз заставит проанализировать ситуацию, скорректировать собственную  точку зрения. Кроме того, такой  информационный подход дает политическому  лидеру возможность не быть полностью  зависимым от своих экспертов-советников и при совместной выработке решений нередко быть с ними на равных.

Третий тип  информационного подхода является весьма распространенным, но не слишком  продуктивным для политического  лидера. Подобный подход встречается  у людей, привыкших к взаимодействию с пирамидой бюрократического аппарата, доверяющего людям, профильтровывающим информацию на нижних уровнях.

В оценке стиля  принятия решения политическим лидером  очень важным критерием является когнитивная сложность, то есть уровень  дифференциации и интеграции, который  характеризует информационный процесс  политического лидера. Она проявляется  в письменных и речевых текстах.

Когнитивная сложность имеет два взаимосвязанных  аспекта: концептуальную сложность  и интегративную сложность.

Концептуальная  сложность представляет собой степень  дифференциации, которую политический лидер демонстрирует при описании или обсуждении других людей, политики, идей или вещей. Чем более концептуально  прост политический лидер, тем сильнее  у него тенденция классифицировать объекты и идеи с помощью двумерных  измерений, хорошо-плохо, черное-белое, или-или; тем сильнее его нежелание видеть двойственность в окружении и реагировать скорее однообразно на объекты и идеи.

Интегративная сложность означает способность  соотносить различные элементы и  измерения проблемы или ситуации путем созданий комбинаций, синтеза, интеграции. Различные уровни дифференциации и интеграции в информационном процессе имеют результатом различные  стратегии решения.

Характеристики  мышления политического лидера могут  быть paccмотрены как собирательное понятие. Здесь, скорее, надо говорить о конкретных свойствах мышления: гибкости, продуктивности, скорости, аналитичности.

Гибкость  мышления политического лидера тесно  связана с его подходом к получению  информации. Если он получает широкую  и разностороннюю информацию, то он оперирует более адекватными  объемными образами, позволяющими мыслить  большим набором категорий. В  то же время жесткость мышления нередко  определяется большим количеством  политических стереотипов, однако стереотипность мышления не может рассматриваться  однозначно как препятствие к  изменению политического курса, повороту его в иное русло. Стереотипность суживает эту способность, но все  же политик, оперирующий в основном в своем мышлении политическими  стереотипами, может трансформировать свое поведение в мире, придать  ему другую направленность.

Продуктивность  мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных  реальностью политических идей. Политический лидер весьма часто стоит перед  задачей быстрого решения, принципиально  нового подхода к проблеме, без  опоры на советников и экспертов. В таких ситуациях непродуктивность мышления может привести политического лидера к серьезным затруднениям и даже кризисам.

Скорость  мышления политического лидера очень  существенная характеристика как для  выживания его государства в  момент военно-политического кризиса, так и его самого в качестве главы правительства. Считается, что  у политического лидера скорость мышления должна быть достаточно высокой, но все же некоторые политические лидеры демонстрируют особо быстрое  мышление. Обычно это описывают как  скорость мыслительной реакции в  ответ на проблемную ситуацию. Такой  политик реагирует быстро выдавая оценку событию с точки зрения его причин и последствий, оставляя за собой право переоценить его в случае дополнительной информации.

Аналитичность мышления лидера существенно влияет как на формирование долгосрочной политической стратегии, так и на принятие экстренных решений в острых политических и международных кризисах. Способность выявить все составные элементы ситуации, их взаимосвязь, структуру в целом позволяет лидеру увидеть причинно-следственные связи в политических явлениях.

Стиль принятия политических решений индивидуален для каждого политического лидера. Он может быт :

    • гибким со склонностью к риску;
    • гибким со склонностью к осторожности;
    • жестким со склонностью к риску;
    • жестким со склонностью к осторожности.

Политический  лидер с гибким стилем принятия решений  и со склонностью к риску тщательно  взвешивает аргументы «за» и «против» той или иной альтернативы. При  этом риск не является сдерживающим фактором, что может привести в случае неблагоприятного исхода к отрицательным последствиям.

Гибкий и  со склонностью к осторожности стиль  принятия политических решений является наиболее предпочтительным для лидера. Принятие смелых политических решений  сопровождается обстоятельным анализом их последствий.

Политический  лидер с жестким стилем принятия политических решений и ее склонностью  к риску, как правило, не рассматривает  аргументы, которые не совпадают  с его мнением и не пересматривает решения даже под воздействием новой  существенной информации.

Политический  лидер с жестким стилем принятия политических решений и со склонностью  к осторожности менее опасен и  для собственной страны, и на международной  арене.

На принимаемое  политическим лидером решение оказывает  влияние большое количество факторов: от предпочтения определенной степени  риска до когнитивной сложности. Все это предполагает наличие  определенной модели поведения, в случае с политическими решениями, стиля его принятия и дальнейшей реализации.

Но не только психологический фактор оказывает  большое влияние на принимаемое  лидером решение. Ключевую роль все  же играет правовое регулирование, которое  в данном контексте стоит определять как конституционно-правовую ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оптимизация процесса принятия  политических решений

 

    1. Правовое регулирование принятия политических решений

 

Все виды юридической  ответственности имеют в принципе общие объективные и субъективные основания, которыми являются закрепленные в законе противоправность деяния, причинная связь между ним  и наступившим вредным результатом, вина нарушителя.

Специфической чертой конституционно-правовой ответственности  является то, что она применяется  не только в тех случаях, когда  имеются четко выраженные критерии для оценки поведения субъектов  конституционно-правового отношения  как нарушающего закон, но и в  тех случаях, когда формально  такие критерии отсутствуют, однако тем не менее поведение субъекта конституционно-правового отношения дает основание говорить о том, что оно противоречит целям и принципам действующего законодательства. В этих случаях в качестве оснований ответственности могут рассматриваться недостижение необходимого результата, нецелесообразность действия, нежелательное поведение субъекта и т.д.

Многие субъекты конституционно-правовой ответственности  являются органами и лицами, которые  полномочны принимать решения, затрагивающие интересы всего государства или региона. Несвоевременное принятие решений или принятие законных, но неэффективных решений способно нанести громадный ущерб государству и населению. Такой ущерб возможен и в случае неспособности должностных лиц или органов справиться с возложенными на них обязанностями, выбрать правильный курс политики, отвечающей интересам общества и государства. В таких случаях можно считать вполне оправданным применение конституционно-правовой ответственности к органам и лицам даже при отсутствии с их стороны формальных правонарушений.

Назначение  конституционно-правовой ответственности  не сводится к наказанию. Ее главная  задача – стимулировать позитивную деятельность потенциального субъекта, а если эта деятельность на практике таковой не является, то использовать такие присущие ей меры, как, например, смена персонального состава  органа, замена руководящего должностного лица и т.д.

В самых общих  чертах структура конституционно-правового  регулирования ответственности  выглядит следующим образом .

Во-первых, имеются  правовые нормы, определяющие возможное  и должное поведение. Эти нормы  устанавливают границы правомерного поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Они непосредственно  в нормативный механизм ответственности  не входят. Однако их нарушение служит основанием возникновения ответственности.

Во-вторых, нормы  конституционного права определяют фактическое основание ответственности  – состав конституционно-правового  правонарушения.

В-третьих, в  нормах конституционного права устанавливаются  меры государственного принуждения, которые  должны быть известны субъектам ответственности.

В-четвертых, нормы конституционного права устанавливают  порядок привлечения к конституционно-правовой ответственности, назначения мер наказания, исполнения ответственности, а также  основания освобождения от исполнения мер государственного принуждения.

Надо сказать, что некоторые совершаемые субъектом  конституционно-правовой ответственности  деяния, которые признаются законом  противоправными, вообще не влекут вредных  последствий, а содержат лишь возможность  их наступления. Однако всякое конституционно-правовое нарушение, в том числе и то, которое не повлекло за собой реальных вредных последствий, нарушает установленный  в Российской Федерации правопорядок, мешает нормальному осуществлению  отдельных функций государственной  власти, посягает на интересы граждан  и государства. Поэтому противоправность нарушения отдельных норм конституционного права является юридическим выражением его вредности.

Объектом  конституционно-правового нарушения  являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Они  существенным образом отличаются от общественных отношений, которые являются объектами правонарушений в других отраслях права .

Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых  основано устройство государства и  общества. В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, допускаемые и охраняемые государством формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, охраны труда, система обеспечения социальных потребностей членов общества в различных сферах общественной жизни и т.п. Таким образом, эти нормы регулируют общие основы функционирования всей политической и экономической жизни общества, всего конституционного строя страны.

Нормы конституционного права закрепляют основы взаимоотношений  человека с государством, т. е. главные  принципы, характеризующие положение  человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности  человека и гражданина. Неправомерное  поведение субъектов конституционного права может нанести существенный вред этим связям, привести к нарушениям прав и свобод российских граждан, создавать  известные трудности, препятствующие нормальному исполнению государством своей обязанности, связанной с  признанием, соблюдением и защитой  прав и свобод человека и гражданина.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной  власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной  власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, используемых в процессе реализации властных функций по управлению обществом.

Таким образом, особенностью конституционно-правовых правонарушений является то, что их объект находится в сфере реализации тех общественных отношений, которые  являются базовыми, основополагающими  в каждой из областей жизни страны, причем зачастую часть из них составляют властеотношения.

Особенно  распространено на практике прямое нарушение  конституционно-правовых норм, которое  выражается в издании неправомерных  актов, в несвоевременном приведении изданных ранее актов в соответствие с действующим законодательством, принятии решений, противоречащих закону.

Субъекты  конституционного права могут нести  ответственность и за нецелесообразность избранного ими поведения, и за неудачный  стиль руководства, т. е. за недобросовестное, недолжное отношение к реализации своего статуса.

Изложенное  позволяет сделать вывод о  том, что основанием применения конституционно-правовой ответственности является действие или бездействие, которые причинили  или могли причинить ущерб  обществу или государству, независимо от того, были нарушены нормы конституционного права или нет. При этом предполагается, что в результате упомянутых действий или бездействия нанесен экономический ущерб, ущерб обороноспособности страны, ее достоинству и авторитету, доверию народа к органам государственной власти и т. д.

Информация о работе Процесс принятия политического решения