Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:38, курсовая работа
Термин «психологическая технология» носит обобщающий характер. Заметим, что большинство психологических технологий направлены на развитие личности, поэтому их часто называют гуманистическими. Психологические технологии, применяемые при создании политических имиджей, являются во многих случаях по сути манипулятивными. Но их объединяет одно: они базируются на свойствах имиджа как психического образа. Эскизно они были описаны ранее. Конкретизируем их:
• имидж, как психический образ, является объектом идеальным, он «продукт сознания людей»;
• как психический образ, он неустойчив, склонен к изменениям, поэтому его необходимо постоянно и целенаправленно подкреплять специально организованной информацией;
• имидж должен быть эмоционально окрашенным, «серые» личности в памяти не запечатлеваются;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
Политический имидж…………………………………………
Понятие и сущность политического имиджа…………….
Требования к политическому имиджу…………………….
Формирование политического имиджа……………………
Психологические технологии создания эффективного политического имиджа………………………………………….
Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата……………………………………..…..
Формирование «событийного ряда»…………………….
Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия»…………………………………
Использование вербальных и лингвистических приемов………………………………………………........
Должностной и личностный авторитет политика………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет __________________________
Кафедра __________________
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Управление общественными отношениями»
«Психологические технологии создания эффективного политического имиджа»
Научный
руководитель: ______________________________
(уч. степень, уч. звание или должность)
______________________________
(ФИО)
г. Нижний Новгород
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Политический имидж изучает политическая имиджелогия.
компоненты содержания имиджа политика: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. Эти компоненты очень важны, т.к. их заполнение делает имидж политического деятеля более живым и приближает его к «населению». «Их заполнение может служить также и для подержания символьной нагрузки имиджа. Следует отметить, что при отсутствии информации о «простых человеческих слабостях», они заполняются массовым сознанием произвольно»
Относительно самого термина «психологические технологии» сейчас возникает немало споров, так как многие привыкли слово «технология» отождествлять с производственными процессами. Психологическую технологию мы рассматриваем как совокупность психологических методов, позволяющих изменять у человека его психические свойства.
Термин «психологическая технология» носит обобщающий характер. Заметим, что большинство психологических технологий направлены на развитие личности, поэтому их часто называют гуманистическими. Психологические технологии, применяемые при создании политических имиджей, являются во многих случаях по сути манипулятивными. Но их объединяет одно: они базируются на свойствах имиджа как психического образа. Эскизно они были описаны ранее. Конкретизируем их:
• имидж, как психический образ, является объектом идеальным, он «продукт сознания людей»;
• как психический образ, он неустойчив, склонен к изменениям, поэтому его необходимо постоянно и целенаправленно подкреплять специально организованной информацией;
• имидж должен быть эмоционально окрашенным, «серые» личности в памяти не запечатлеваются;
• необходимо, чтобы имидж был реалистичным, вера в «чудо-богатырей» прошла, сильные качества личности в нем, несомненно, должны представляться, но не фантастические;
• имидж следует в большинстве случаев создавать прагматичный, то есть под конкретную задачу (хотя можно действовать с «запасом», с перспективой);
• эффективный имидж — целостный, в нем не должно быть противоречивых качеств или неравномерно выраженных;
• эффективный имидж всегда простой, набор положительных характеристик в нем не должен быть большим, личность целостной представляться не будет.
Что же представляют собой психологические технологии, связанные с созданием эффективного имиджа? Хотелось бы отметить, что они носят выраженный манипулятивный характер, ведь по сути дела часто идет обман избирателей: рассчитанный с определенными целями образ выдается за истинные качества. Поэтому считаем своим долгом описать эти технологии. В процессе анализа многих политических кампаний, литературных источников, общения с отечественными имиджмейкерами были выявлены и описаны важнейшие из них. Рассмотрим их.
Можно сделать вывод о том, что, как самостоятельное направление исследование политического имиджа является следствием демократизации политических процессов в мире, а также созданием и широким распространением новых технологий в области внедрения имиджевых характеристик в массовое сознание.
Как свидетельствует ход событий политической истории, имидж (как идеализированный образ чего или кого-либо) не является сегодняшним изобретением. Эта проблематика затрагивалась и в более ранние времена.
Определений понятия «Политический имидж» достаточно много, как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Такие определения понятию «Политический имидж» дает кандидат психологических наук, доцент Карабалина А.А. Актюбинского государственного университета им.К.Жубанова.
Политический имидж - особый вид имиджа, включающий в себя общие политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа.
Говоря о политическом имидже, специалисты нередко определяют его как целенаправленно формируемый и пропагандируемый образ кандидата, партии, общественного или политического движения, забывая о том, что имидж в политической сфере существует как феномен массового сознания вне зависимости от реализации (а иногда вопреки) предвыборных технологий.
Политический имидж - сложный, многофакторный феномен, его специфика связана с особенностью политики как вида деятельности, ее местом в жизни людей и характером деятельности политического лидера или организации. Роль эффективного политического имиджа проявляется как в высоком рейтинге популярности его носителя, так и в возможностях влияния на формирование общественного мнения, действенного формирования политической деятельности государства в целом.1
Достаточно, краткое и понятное определение дает Потемкина О.Ф. в своей книге «Имидж политического лидера»: Политический имидж — понятие, сложившееся в массовом сознании и имеющее характер стереотипа. А это значит: сложился, и может уже не поменяться.2
Проблема политического имиджа в настоящее время привлекает большое внимание исследователей и политиков, что нашло отражение в различных публикациях об имидже политических лидеров на Западе, а в последнее время и в нашей стране .3
Если проанализировать публикации по проблеме политического имиджа, то можно сделать выводы о том, что имидж рассматривается как эмоционально окрашенный психический образ – представление, имеющий характер стереотипа, наделяющий объект путем ассоциаций дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.) необязательно имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающих такой образ.
Кандидат психологических наук, доцент Карабалина А.А. выделяет три точки зрения-мнения на природу сущности политического имиджа. Первая состоит в том, что имидж может быть вообще не связан с реальными характеристиками субъекта, которому он принадлежит. Вторая - имидж является определенным отражением сущности личности. Третья точка зрения признает двойную детерминацию сущности имиджа: зависимость как от реальности, так и от целенаправленного формирования.
Каждый политический имидж для
того, чтобы стать позитивным, обязан
удовлетворять нескольким общим требованиям. Данные требования описаны в
книге Богданова, Е.Н. и В.Г. Зазыкина «Психологические
основы "Паблик рилейшнз": Учебное пособие для студентов
вузов, обучающихся по направлению и специальностям
психологии/.- 2-е издание. - СПб.: Питер,
2003.- 208 с.»
Первое требование. В политическом имидже необходимо
присутствие черт победителя. Такие черты могут проявляться,
прежде всего, в оценках личности, ее деяниях.
Личность надо соединять с характером
предшествующей деятельности — «достижения»,
«победы», «лидерства». Но только упоминания
достижений для формирования отличительных
особенностей лидера не достаточно. Для
создания более полного образа необходима
его героизация. В данном случае возможно
использование приемов мифологизации
героя. Это может быть описание биографии
и героических подвигов, деяний. Либо же
наоборот, должна присутствовать какая-то
загадка, недосказанность, чтобы заинтересовать
целевую аудиторию. Так же возможно наличие
чего-то особенного, не присущего «простым
смертным» (сильная воля, целеустремленность,
уверенность и пр.).
К тому же, черты победителя и героя активно использовались при формировании политического имиджа В.В.Путина. Он выбрал имидж спасителя. Разрушенная страна после Б.Н. Ельцина, неуверенность в завтрашнем дне – такой принял Путин Россию
Он построил свой политический имидж на противопоставлении имиджу Б.Н. Ельцина.
Вторым требованием является необходимость, чтобы в политическом имидже
присутствовали «черты отца». Данное требование является
отражением фрейдистских взглядов на
проблему лидерства, которые трудно опровергнуть.
По 3. Фрейду, «масса просто нуждается в
лидере, как семейство нуждается в авторитетном
отце»4. «Отец
— гарантия защиты, стабильности. Он может
взять на себя ответственность. Он не даст
в обиду. Он строг, может наказать, но защитит»
— логика рассуждений примерно такова.
У нашего народа всегда была вера в то,
что придет новый «хороший царь» (генсек,
президент, губернатор и пр.) — и станет
лучше. Он, как отец, защитит, заступится,
прогонит «плохих бояр», «коррумпированных
чиновников», наведет порядок и т.п. Данные
устойчивые социальные ожидания и стали
основой этого важного требования к имиджу.
^ Третье требование. Стереотипная
многоплановость имиджа. Мы говорили о том, что
имидж не должен быть сложным, его сила
— в стереотипности. Но данная стереотипность
должна быть вариабельной и многоплановой,
то есть направленной на отдельные социальные
группы или страны, так как у них свои специфические
стереотипы. Поэтому данное требование
непротиворечиво. Необходимо знать, каковы
устойчивые стереотипы у отдельных социальных
групп, и под них «подстраивать» имидж.
Характерный
и очень показательный пример. Имидж Гитлера,
создаваемый Геббельсом, не ограничивался
лишь его героизацией. Портрет фюрера
его работы представлял собой продуманное
сочетание разной информации. Студентам
и интеллектуалам он представлял Гитлера
как художника и архитектора, оторванного
от учебы в 1914 году необходимостью служить
нации. Для особ сентиментальных — у Геббельса
имелся Гитлер, который обожал детей. Рабочим
он подавал Гитлера как человека труда.
Перед ветеранами Гитлер представал в
образе неизвестного солдата Первой мировой
войны.5
^ Четвертое требование. Открытость (видимая
доступность). Это требование можно считать
следствием второго и третьего. Избиратели
доверяют тому, кто, по их мнению, способен
решить их проблемы, а для этого он должен
быть доступен, то есть к нему можно обратиться,
написать, рассказать о своих проблемах,
чаяниях. Заметим, и реакция со стороны
претендента должна быть однозначной
— выслушал, помог, решил, посодействовал...
Не всем, конечно, но некоторым — и это
обычно подается через СМИ с большим размахом.
Открытость
воспринимается как эффективная обратная
связь населения с лидером. Многие склонны
считать, что только это помогает политику
верно ориентироваться в ситуации. К тому
же люди склонны верить, «что они напишут...
и им помогут, или многое изменится».
^ Пятое требование. Эффективные
коммуникации. Имидж транслируется в процессе
многочисленных политических коммуникаций.
Это публичные выступления политика, его
дебаты, интервью, встречи с избирателями,
освещение его деятельности в СМИ, политическая
реклама и т. п. Отсюда — особая роль принадлежит
коммуникативным умениям политика. О них
речь должна идти особо. Но, предваряя
этот разговор, хотелось бы подчеркнуть,
что в процессе различных форм общения
особое внимание уделяется проявлению
ума и доброжелательности. Опытные политики
в большинстве случаев придерживаются
этого правила и выигрывают. Пренебрежение
этим требованием формирует негативное
отношение избирателей. Злобность и агрессивность
в процессе общения не прощаются.
^ Шестое требование. Окружение. Существует
крылатое высказывание: «Короля делает
его свита». Оно полностью справедливо
и в случае формирования политического
имиджа, особенно во время избирательных
кампаний. Если рядом с кандидатом на высокую
выборную должность постоянно находятся
хорошо известные и узнаваемые личности
—
положительное
отношение к ним переносится и на самого
кандидата. Срабатывает психологический
феномен межличностных отношений, который
сводится к другому крылатому выражению:
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу —
кто ты». Обычно политики склонны привлекать
в свое окружение популярных артистов,
спортсменов.
Информация о работе Психологические технологии создания эффективного политического имиджа