Психологические технологии создания эффективного политического имиджа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Термин «психологическая технология» носит обобщающий характер. Заметим, что большинство психологических технологий направлены на развитие личности, поэтому их часто называют гуманистическими. Психологические технологии, применяемые при создании политических имиджей, являются во многих случаях по сути манипулятивными. Но их объединяет одно: они базируются на свойствах имиджа как психического образа. Эскизно они были описаны ранее. Конкретизируем их:
• имидж, как психический образ, является объектом идеальным, он «продукт сознания людей»;
• как психический образ, он неустойчив, склонен к изменениям, поэтому его необходимо постоянно и целенаправленно подкреплять специально организованной информацией;
• имидж должен быть эмоционально окрашенным, «серые» личности в памяти не запечатлеваются;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

Политический имидж…………………………………………
Понятие и сущность политического имиджа…………….
Требования к политическому имиджу…………………….
Формирование политического имиджа……………………
Психологические технологии создания эффективного политического имиджа………………………………………….
Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата……………………………………..…..
Формирование «событийного ряда»…………………….
Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия»…………………………………
Использование вербальных и лингвистических приемов………………………………………………........
Должностной и личностный авторитет политика………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 57.69 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Формирование политического имиджа

Формирование политического имиджа один из наиболее важных аспектов в деятельности политических деятелей или политических партий. От того как сложится политический имидж во многом зависит будущая политическая карьера.

Формирование эффективного политического имиджа является достаточно сложным и длительным процессом, он зависит от многих факторов. Можно выделить три основных фактора формирования политического имиджа. Первый фактор – это реальные особенности личности: внешние данные, привлекательность, возраст, здоровье, манера одеваться, жесты, мимика, наличие или отсутствие харизмы, темперамент, характер, способности, а также особенности мотивации участия в политической деятельности. Не менее важны политическая позиции (принадлежность к той иной партии, движению), предвыборная программа и деятельность политика.6

Вторым фактором становится способ и формы получения информации о деятельности и личности политика. Важно соотношение информации и ее непротиворечивость при поступлении по каналам межличностного взаимодействия, получения от PR-воздействий и от независимых СМИ, а также расхожих суждений, слухов и сплетен различного рода.

Третий фактор — особенности электората в конкретной социальной ситуации развития общества. В данном случае значимыми являются особенности менталитета в целом, текущие социальные ожидания, преобладающие настроения. Важным является идеализированное представление о подходящем на определенную должность кандидате, соотношение с ним формируемого образа может, как увеличить, так и уменьшить привлекательность и повысить шансы на успех кандидата. Но не стоит забывать, что результаты выбора определяются не только качествами имиджа конкретного деятеля, но и его местом в общем поле политических имиджей.

Следует рассказать и об особенностях формирования политического имиджа. Формирование политического имиджа связано со спецификой политики - с ситуацией «дефицита информации» о политике-человеке, которая не дает возможности реально отличить «хорошего» политика от «плохого». Сведения, получаемые через разные информационные каналы, в большинстве случаев противоречат друг другу и не подлежат проверке. Этот факт дает возможность формировать у людей заранее спрогнозированное мнение о каком-либо событии или человеке.

Информация о политическом лидере или политическом движении, партии должна быть получена, воспринята и усвоена будущими избирателями. Очень важно, чтобы масштабы распространения информации соответствовали масштабам целевой аудитории.

В сфере политики широко применяются различные виды дезинформации, к которой прибегают конкуренты. Поэтому политикам очень важно знать о реальном положением вещей, самому не оказаться «жертвой» профессионально сформированного имиджа конкурента. От компетентности политика порой зависит многое не только в его жизни, но и в жизни страны.

Сформировавшийся позитивный и авторитетный имидж требует поддержки в дальнейшей деятельности политика и политической организации. Имидж, существуя самостоятельно, начинает воздействовать на поведение участников политических процессов.

Различные политические имиджи тесно взаимодействуют между собой. Большое влияние на имидж и предвыборную кампанию политика оказывает и партия, в которой он находится. Если имидж партии позитивный, то даже плохой лидер сможет одержать победу, а при плохом имидже партии, даже хороший имидж лидера не сможет принести ему победу. Таким образом, можно сделать вывод о том, что имидж партии влияет на имидж лидера, и это влияние может или увеличить популярность политика, или не уменьшить или даже свести к нулю. Поэтому необходимо вместе с формированием положительного политического имиджа, создавать и хороший имидж партии.

 

  1. Психологические технологии создания эффективного политического имиджа
    1. Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата.

Данная психологическая технология базируется на углубленном изучении социальных ожиданий масс. Проблема стоит буквально так: лидера с какими качествами и характеристиками они хотели бы видеть во главе города, региона, страны?

С помощью социологических опросов и специальных социально-психологических исследований выявляются желаемые качества и черты неперсонифицированного лидера, то есть определяется так называемый «идеальный образ». Желательно выявить как можно больше черт, чтобы этот образ отражал важнейшие характеристики «идеала» как реально существующего человека: пол, возраст, образование, особенности интеллекта, нравственные качества, направленность личности, ценностные ориентации и многое другое. Далее подбирается кандидат, который в целом больше других напоминает или походит на этот идеал.

Затем методом парных сравнений с помощью экспертных оценок определяется степень совпадения его личностных качеств с характеристиками «идеального образа». Это и есть основа имиджа. После этого начинается конкретная работа: какие-то качества с помощью специальных тренингов развиваются, какие-то таковыми должны восприниматься за счет рекомендованных форм поведения и общения, «вычисляются» необходимые действия, акции, которые должны были быть присущи действиям выявленного идеала. Деятельность, поступки, суждения и оценки данного кандидата широко освещаются в СМИ, в результате избиратели начинают осознавать — «Это он!», «Именно такой нам сейчас и нужен!», «Про такого мы говорили!» С помощью различных обратных связей производится коррекция имиджа. Как говорится, «процесс пошел»...

 

    1. Формирование «событийного ряда»

Когда имеются отчетливые представления об «идеальном образе» лидера, можно приступать к написанию сценария его «раскрутки», продвижения, то есть обоснованию конкретных действий, акций и высказываний на период избирательной кампании. Иногда это называют формированием «событийного ряда». Участие политика в планируемых событиях должно сформировать его имидж, рассчитанный ранее. Собственно, сами события планируются таким образом, чтобы политик проявил свои сильные стороны, чтобы о нем заговорили, сформировалось благоприятное мнение. Это в основном искусственно создаваемые ситуации или умелое использование имеющих место быть для наглядного проявления и демонстрации сильных сторон личности. Социально-значимая результативность его деятельности — вот главное содержание событийного ряда.

Прежде всего — это реальная действенная помощь в решении острых проблем своего избирательного округа и «живое участие», т. е. демонстрация эмоционального отношения. Формирование данного «событийного ряда» должно быть глубоко продуманным и соответствовать имиджу политика, стратегии его избирательной кампании и специфике избирательного округа. Этот «ряд» должен быть органичным, естественным, а для этого необходима серьезная аналитическая работа советников и консультантов. Обычно основные моменты «ряда» определяются в процессе анализа экономической, социально-демографической, социологической информации. Большую пользу может принести и мониторинг «психологического пространства» округа, то есть отслеживание на отрезке времени в несколько месяцев социальных настроений населения, источников их тревог и страхов, симпатий и антипатий, надежд, установок, стереотипов. Этот мониторинг позволит лучше рассчитать эмоциональные реакции населения на те или иные акции и действия кандидата, предусмотренные сценарием. Естественно, акции «событийного ряда» должны отражаться в СМИ. Это освещение должно полностью работать на имидж кандидата.

 

    1. Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия»

Контраст и подобие суть проявления сознательного противопоставления или стремления быть обязательно хоть в чем-то похожим. Применение данных психологических феноменов при формировании привлекательного имиджа основывается на особенностях предвыборной ситуации и, часто, отношении к формальному лидеру, занимающему выборную должность. Особенности такого отношения следующие.

Во-первых, у большинства людей отношение к лидеру, занимающему высокий пост, весьма своеобразное: если дела идут хорошо, то все успехи связывает главным образом с ним, если же нет, то именно он в сознании людей во всем виноват, даже в том, к чему вообще не имеет непосредственного отношения. С использованием социально-психологического феномена «.контраста» в свое время строился информационный образ противоборства кандидатов в президенты 1996 и 2000 годов. Примерно по этой же схеме применяется технология, основанная на социально-психологическом эффекте «подобия».

Социально-психологический эффект «контраста» может быть применен и по-другому, без непосредственного сравнения, которое может вызвать нежелательную конфронтацию. В этом случае о непопулярном лидере дается огромная, избыточная информация. Освещается буквально каждый его шаг, комментируется каждое высказывание, осуществляется подробнейший показ его деятельности и взаимодействий. Это очень хитрый психологический ход. Он основан на известном в социальной перцепции парадоксе: чем больше люди знают о ком-либо, тем больше предъявляют к нему требований и претензий.

Сейчас имидж, построенный на эффекте «контраста», может быть очень сильным, так как в настоящее время сложилось положение явно не в пользу президента: жизненный уровень подавляющей части населения неуклонно падает, сворачивается производство, месяцами не выплачивается заработная плата, цены намного опережают рост доходов населения, люди лишаются того, что является не только привычным, но и жизненно необходимым: нормального медицинского обслуживания, защиты от преступности, отдыха в летний период, системы дошкольного воспитания и многого другого. В высших эшелонах власти идет постоянная кадровая чехарда, инициируемая по труднообъяснимым причинам самим президентом. Данная технология эффективна на федеральном уровне. В регионах ситуация совсем иная, поэтому применение «черно-белого» подхода неперспективно. В имидже кандидатов должны быть как очевидные отличия от действующего лидера, так и некоторое сходство, это позволит увеличить свой электорат.

 

    1. Использование вербальных и лингвистических приемов

Они не столь действенны, как отмеченные выше, и скорее всего не имеют самостоятельного психологического значения. Но их применение может существенно усилить результативность существующих технологий. Нередко данные приемы представляются как НЛП-технологии (нейро-лингвистическое программирование), т. е. воздействующие непосредственно на подсознательный уровень восприятия, программирующий заранее заданное отношение к кандидату.

Эффективность их определить практически невозможно, но и отрицать программирующие поведение возможности было бы неверным. Такие приемы рекомендуют применять в тех случаях, когда явно недостаточно убедительных фактов, свидетельствующих о сильных сторонах личности кандидата или его явных преимуществах. Позитивное отношение достигается без какой-либо аргументации, только за счет эффекта психологического воздействия, возникающего вследствие их применения. Отметим некоторые из них.

а) Применение номинализаций (отглагольных существительных). В результате создается эффект завершенного действия, а следовательно, программируется впечатление о достижении результата. Например, «выдвижение на политическую арену генерала N» воспринимается не как его включение в политическую деятельность или избирательные списки, а как завоевание позиций. Такой феномен восприятия имеет исторические корни: если раньше о ком-то много писали, что он выдвинут на соискание Ленинской или Государственной премии, то со стопроцентной вероятностью можно было сказать, что этот человек ее получит.

б) Проекция информации. В качестве примера рассмотрим такие расхожие выражения: «Он с детства был очень любопытен...» или «Жизнь его не баловала...» и т. д. В них заложен бессодержательный и никак не аргументированный, но в то же время позитивный посыл на формирование положительного отношения к кандидату. Но, если разобраться, они не несут никакой смысловой нагрузки. Скажем, «любопытство» — это качество, которое само по себе не может быть плохим или хорошим, но будет таковым в зависимости от его направленности. Однако в обыденном сознании любопытство часто отождествляется познавательной потребностью, которая, в свою очередь, рассматривается как проявление конструктивности интеллекта, а это уже позитивная черта имиджа. Что же касается «жизни, которая не баловала», то с кем сравнивать? Согласно буддийской философии, вся человеческая жизнь — это цепь непрерывных страданий и многое зависит от установок на негативные события. Но, конечно, жизненный путь у людей разный, и если уж говорить о том, что «жизнь не баловала», надо аргументировать сказанное. Однако, прием этот, что называется, работающий, формирующий положительное отношение.

в) Использование неопределенности как фактора, характеризующего понимание сущности, заинтересованность. Например, высказывание типа «вижу, здесь есть проблема...», обычно воспринимается как стремление ее решить, а на самом деле является констатацией факта понимания существования самой проблемы. Обыденное сознание нацелено только на такое восприятие, этим и пользуются. Заметим, что это один из излюбленных приемов при гадании, когда неопределенную информацию каждый воспринимает сквозь призму своих актуальных проблем и отношений.

Информация о работе Психологические технологии создания эффективного политического имиджа