Развитие избирательного права за рубежом к началу XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:58, доклад

Краткое описание

Прежде чем перейти к обзору важнейших особенностей имперского законодательства о выборах в Государственную Думу, следует напомнить, что к моменту ее учреждения существовавшие в мире избирательные системы можно условно разделить на две основные группы. В первую, крайне немногочисленную, группу входили государства, в которых уже существовали основы всеобщего избирательного права (США, Французская Республика, Германская Империя и др.). Вторую группу составляли такие государства, как Великобритания, скандинавские королевства, Япония и проч. Их избирательное право основывалось на системе цензов (прежде всего имущественных, но нередко также и/или сословных).

Вложенные файлы: 1 файл

Парламентаризм.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

3. В съезде уполномоченных  от волостей принимали участие  выборные от волостных сходов  уезда, по два от каждого  схода. Выборные подлежали избранию  волостными сходами из числа  крестьян, принадлежавших «к составу  сельских обществ данной волости», если Положение не исключило  их из числа лиц, имевших  право на участие в выборах.

Съезды избирателей созывались под председательством уездного предводителя дворянства либо лица, его  заменяющего (съезды уездных землевладельцев  и уполномоченных от волостей) и  городского головы уездного или губернского  города либо лица, его заменяющего (съезды городских избирателей).

Положение учитывало особенности  социальной структуры и административного  устройства. Так, в Архангельской  губернии съезды уездных землевладельцев  «не образуются», а лица, имевшие  право на участие в них, подлежали  причислению в каждом уезде губернии к съезду городских избирателей. В тех уездах Ставропольской губернии, где отсутствовали городские поселения, лица, уплачивавшие в пределах уезда основной промысловый налог на личные промысловые занятия, а также лица, владевшие в уезде торгово-промышленным предприятием, причислялись к местному съезду уездных землевладельцев, который и избирал такое количество выборщиков, которое установлено соответствующим «росписанием» от этого съезда и съезда городских избирателей. В Астраханской губернии помимо съездов уполномоченных от волостей образовывался один общий съезд уполномоченных от станиц Астраханского казачьего войска, «расположенных в пределах как Астраханской, так и Самарской и Саратовской губерний». Съезд подлежал созыву в Астрахани под председательством лица, назначаемого наказным атаманом, и избирал положенное по «росписанию» число выборщиков в Астраханское губернское избирательное собрание. В области войска Донского и в Оренбургской губернии в каждом уезде помимо съезда уполномоченных от волостей «на одинаковых с ним основаниях» подлежал образованию съезд уполномоченных от станиц. Уполномоченные от станиц Астраханского, Донского и Оренбургского казачьих войск подлежали избранию станичными сборами из числа членов станичных обществ войскового сословия, в числе двух от каждой станицы. В Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях уполномоченные от волостей избирались на общем волостном сходе из числа входивших в их состав. В Измаильском уезде Бессарабской губернии вместо съезда уполномоченных от волостей подлежал образованию съезд уполномоченных от сельских общин — по одному от каждой общины. Уполномоченные избирались в каждой общине общим собранием надельной земли, созываемым под председательством примара общины.

Порядок выборов по городам. Избрание членов Государственной Думы от указанных выше городов производилось избирательным собранием, которое формировалось «под председательством городского головы или лица, его заменяющего», из выборщиков, избираемых: в столицах — в числе ста шестидесяти, в остальных городах — в числе восьмидесяти.

В указанных городах в  избрании выборщиков в городское  избирательное собрание принимали  участие:

 а) лица, владевшие в  пределах города на праве собственности  или пожизненного владения недвижимым  имуществом, оцененным для обложения  городским сбором (в столицах  — в сумме не менее 3000 руб., в остальных городах — в  сумме не менее 1500 руб.);

б) лица, владевшие в пределах города требующим выборки промыслового свидетельства торгово-промышленным предприятием (в столицах — торговым предприятием первого разряда, промышленным — одного из первых трех разрядов или  пароходным, с которого уплачивалось основного промыслового налога не менее 50 руб. в год);

в) лица, уплачивавшие и пределах города основной промысловый налог на личные промысловые занятия по первому разряду;

г) лица, уплачивавшие в пределах города государственный квартирный налог начиная с десятого разряда  и выше.

Предоставление сведений о лицах, уплачивающих промысловый  или государственный квартирный налог, вменялось в обязанность  местных податных инспекторов и  казенных палат (ст. 3 Правил).

Для избрания выборщиков в  городское избирательное собрание город разбивался на избирательные  участки, соответствовавшие делению  его на полицейские части. Распределение  между участками подлежавших  избранию выборщиков производилось  городской управой или заменявшим ее учреждением соответственно общей  численности населения в каждом из участков и утверждалось губернатором (либо градоначальником). В каждом избирательном  участке образовывались избирательные  комиссии в составе председателя и двух членов, «приглашаемых городскою головою или лицом, его заменяющим, из числа лиц, имеющих право участия в выборах».

Для уездов указанных выше городов «образуются в сих  городах отдельные съезды городских  избирателей уезда, под председательством  местного городского головы». В тех  уездах, которые включали в себя несколько городских поселений, с разрешения министра внутренних дел, которому предоставлялось право  «распределять подлежащих избранию выборщиком между отдельными городскими поселениями», могло быть образовано несколько отдельных съездов городских избирателей (ст. 11).

Лица, участвующие в выборах. К участию в выборах допускались подданные Российской Империи мужского пола, достигшие возраста 25 лет, отвечавшие требованиям определенного имущественного ценза или ценза оседлости и не ограниченные в избирательных правах в силу указанных выше обстоятельств. При этом на каждом избирательном участке, съезде или собрании никто не мог иметь более одного голоса (ст. 22 Положения).

Не участвовали в выборах:

а) лица женского пола;

б) лица моложе 25 лет;

в) лица, обучающиеся в  учебных заведениях;

в) воинские чины армии и  флота, состоящие на действительной военной службе;

д) «бродячие инородцы»;

е) иностранные подданные (ст. 6 Положения).

Также из числа участвующих  в выборах исключались:

а) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение  или ограничение прав состояния  либо исключение из службы, а равно  за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или «полученного чрез обман» имущества и ростовщичество, «когда они судебными приговорами  не оправданы, хотя бы после состоявшегося  осуждения они были освобождены  от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления», либо состоящие под следствием или судом по обвинению в указанных преступных деяниях или деяниях, влекущих за собой отрешение от должности;

б) отрешенные от должности  по приговору суда — в течение 3 лет со времени отрешения, «хотя  бы они и были освобождены от сего наказания» на указанных выше основаниях;

в) «подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее»;

г) несостоятельные, «о которых  дела сего рода приведены уже к  окончанию, кроме тех, несостоятельность  коих признана несчастною»;

д) лишенные духовного сана или звания за пороки или же «исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат»;

е) осужденные за уклонение  от воинской повинности (ст. 7).

Кроме того, в выборах не могли принимать участие губернаторы  и вице-губернаторы, а равно градоначальники  и их помощники — в пределах подведомственных им местностей, а  также лица, занимавшие полицейские  должности в губернии или городе, «по которым производятся выборы» (ст. 8).

Помимо указанных от участия  в выборах отстранялись лица, не внесенные в избирательные списки или до начала выборов утратившие избирательный ценз (ст. 37).

Вместе с тем Положение  устанавливало важные привилегии для  собственников недвижимого имущества  и позволяло им существенно корректировать свой публично-правовой статус по основаниям частноправового характера. Лишив  женщин избирательных прав, закон  сделал изъятие из общего правила  для тех из них, кто являлся  собственником цензовой недвижимости. Последним даровалась возможность  «предоставлять свои цензы по недвижимому  имуществу для участия в выборах  своим мужьям и сыновьям» (ст. 9 Положения), которые в этом случае подлежали  внесению в избирательные списки (ст. 8 Правил). «Предоставление» имущественного ценза оформлялось соответствующей  доверенностью.

В соответствии со ст. 10 Положения  сыновья могли «участвовать в  выборах, вместо своих отцов, по недвижимому  их имуществу и по их уполномочию». В частности, воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе, при наличии у них недвижимого имущества, дающего по своему размеру право на участие в выборах, могли по такому недвижимому имуществу уполномочивать на участие в выборах своих сыновей (ст. 9 Правил), которые в этом случае подлежали внесению в избирательный список «с соответственною о том отметкою» (ст. 10 Правил). Доверенность или предоставление полномочий для участия в выборах могли быть «засвидетельствованы не только порядком нотариальным, но также начальством уполномочивающих лиц или же полициею, мировым либо городским судьею или земским начальником» (ст. 12 Правил).

Вместе с тем доверенности на «предоставление» имущественного ценза  или полномочий для участия в  выборах в любом случае не выдавались лицам, которые не допускались к  участию в выборах (ст. И Правил). В течение двух недель после опубликования  избирательных списков мужья (или  сыновья) собственниц(ков) цензовой недвижимости предоставляли свои доверенности и полномочия в комиссию по делам о выборах для внесения их в списки в порядке исправления последних (ст. 13 Правил). Если правом собственности на недвижимое имущество обладало несколько лиц, то каждый из них считался владельцем причитавшейся на его долю части имущества и, соответственно, пользовался правом голоса на выборах (ст. 21 Положения). Однако правом голоса пользовался и подлежал внесению в избирательный список лишь тот владелец, на долю которого причиталась часть имущества, соответствовавшая по размерам установленному законом цензу (ст. 16 Правил).

Несмотря на сохранявшееся  в Российской Империи антисемитское  законодательство, следует особо  подчеркнуть, что избирательных  прав не были лишены евреи. Попытку закрепить соответствующую норму в проекте Положения в ходе Петергофского совещания успешно пресекли С. Ю. Витте и В. Н. Коковцов. [28] В результате, например, в I Государственную Думу прошли несколько евреев, в том числе видные общественные деятели М. Я. Герценштейн и Г. Б. Иллос. [29] После роспуска Думы оба поплатились жизнью за активную политическую деятельность, но сам факт их избрания (причем принявший православие Герценштейн, несмотря на нападки антисемитов, был избран от Москвы!)30 крайне показателен.

Организации выборов и надзор за их проведением. «Для поверки правильности выборов и рассмотрения заявлений и жалоб по делам о выборах» учреждались губернские и уездные по делам о выборах комиссии.

Губернские комиссии создавались  под председательством председателя окружного суда в составе управляющего казенной палатой, предводителя дворянства уезда губернского города, председателя губернской земской или по делам земского хозяйства управы, городского головы губернского города или лица, его заменяющего, одного из членов окружного суда, «по назначению общего его собрания», и одного из «непременных членов губернского присутствия или губернского по крестьянским делам присутствия», по назначению губернатора.

Уездные по делам о выборах  комиссии образовывались «под председательством  члена окружного суда, по назначению общего его собрания», из уездного предводителя дворянства, мирового или городского судьи («по назначению съезда мировых  судей или общего собрания окружного  суда, по принадлежности»), председателя уездной земской или по делам  земского хозяйства управы, городского головы уездного города, податного  инспектора и одного из земских начальников, по назначению уездного съезда. Губернские и уездные по делам о выборах комиссии образовывались согласованными распоряжениями министров внутренних дел и юстиции сразу после издания Высочайшего указа о производстве выборов в Государственную Думу (ст. 1 Правил).

Общий надзор за правильным производством выборов возлагался — «под руководством министра внутренних дел» — на губернаторов и градоначальников, «по принадлежности». Им предоставлялось  право «требовать от подлежащих мест и лиц сведения о ходе и порядке  выборов, а равно обозревать выборные производства и давать указания к  обеспечению правильного хода выборов».

Лица, имевшие право на участие в выборах, а также  выборщики, избранные избирательными съездами или в избирательных  участках, были вправе «образовывать  в городских поселениях особые подготовительные собрания для совещания о достойных  быть избранными лицах», причем в этих собраниях могли присутствовать лишь избиратели и выборщики, а также  «председатели подлежащих избирательных  съездов и собраний, хотя бы они  и не имели права на участие в выборах». О времени и месте подготовительных собраний избиратели должны были заявить начальнику местной полиции не позднее чем за 24 часа до собрания и приложить именные списки устроителей. Начальнику местной полиции при этом предоставлялось право назначать «одного из подведомственных ему чинов» для присутствия в собрании избирателей или выборщиков, по требованию которого собрание могло быть «немедленно закрыто» (ст. 24 — 26 Правил).

Особо подчеркивается, что  при производстве выборов в избирательных  участках, съездах и собраниях  кроме председателей и членов избирательных комиссий «могут присутствовать исключительно лица, имеющие право  участия в выборах», а при производстве выборов на волостных сходах и  станичных сборах — «исключительно лица, входящие в состав сих сходов и сборов» (ст. 27 Правил).

Как указывается в Положении  о выборах, «подача заявлений  и жалоб по делам о выборах  не останавливает выборного производства». При исчислении сроков на подачу жалоб  и заявлений, относящихся к производству выборов, началом срока признавался  день, следующий за совершением действия или объявления решения, на которые  приносится жалоба. Если последний  день срока приходился «на день неприсутственный», то моментом окончания срока признавался  первый «следующий затем присутственный день». Должностные лица, входившие  в состав уездной или губернской по делам о выборах комиссии, не могли принимать участия в  разрешении жалоб «на личные их действия» (ст. 42 — 43 Правил).

Информация о работе Развитие избирательного права за рубежом к началу XX в