Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:11, контрольная работа
В своей контрольной работе мы рассмотрим три вопроса касающиеся развития политической мысли:
- Политическая мысль Древнего мира и Античности;
- Политическая мысль Средневековья (V-XI вв). Возрождение и Реформация (XIII-XVII вв.).
- Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени / Макиавелли. Боден. Гоббс. Локк. Монтескье
Введение 2
1. Политическая мысль Древнего мира и Античности 3
2. Политическая мысль Средневековья (V-XI вв). Возрождение и Реформация (XIII-XVII вв.). 7
3. Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени / Макиавелли. Боден. Гоббс. Локк. Монтескье 12
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Формы
правления различаются
Другой
средневековой мыслитель-
Христианство пыталось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии, навязывало теоретическое понимание государства и власти как элементов божественной деятельности и подконтрольности.
В
социально-экономической жизни
В политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти.
Наиболее ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения был Н.Макиавелли (1469 -1527 гг.), которого считают основателем политической науки. Этот факт является признанием его заслуг в развитии политической мысли. В работах «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия», Н. Макиавелли излагает основные положения нового, рационалистического подхода к проблемам политической науки6. В соответствии с ними политика рассматривалась как самостоятельная сфера деятельности, свободная от религии, относительно автономная от других областей жизни общества. Власть во всех ее проявлениях является сердцевиной политики, и, следовательно, составляет главный предмет политической науки, утверждал Н. Макиавелли.
Научные принципы политического искусства Н.Макиавелли выводил на основе исследования реальных качеств человеческой природы, расстановки и движения борющихся в обществе сил, интересов и страстей. Задачу политической науки Н.Макиавелли видит в том, чтобы объяснять действительное положение вещей, отправляться от фактического материала, на основе исторического опыта, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Не действительность подгонять под канонизированные схемы,а, наоборот, на основе познания реальной действительности выводить работающие политические принципы и в соответствии с ними творить политическую историю. В этом заключается глубоко прогрессивный характер методологии Н.Макиавелли.
Государство в теории Н.Макиавелли означает политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, наличие юстиции, учреждений, законов. Он рассматривает государство не как застывшую, неподвижную структуру, а в движении, как изменчивое состояние, зависящее от соотношения борющихся сил.
При анализе политических форм Н.Макиавелли обращается к самым различным факторам, влияющим на их становление и изменение: экономическим, военным, территориальным, географическим, демографическим, этническим. Особое внимание он уделяет психологическим аспектам политики. Н.Макиавелли уловил взаимосвязь нравственного и психологического состояния общества с политическими формами и с этой точки зрения явился одним из пионеров политической психологии.
В работе «Государь»7 Н.Макиавелли яркими красками рисует образ властителя, который попирает моральные каноны и по трупам своих родных, близких, друзей и подданных идет к вершинам славы и могущества государства. Таким образом, о правилах политического искусства Н.Макиавелли рассуждает не с точки зрения справедливости, морали и т.п., а с позиций политической цели, при достижении которой моральные критерии являются чем-то второстепенным и подчиненным и без колебаний должны быть отброшены для успеха дела. Цель оправдывает средства.
С тех пор политические действия, пренебрегающие нормами морали, стали называться «макиавеллизмом». Исторический опыт показывает, что использование безнравственных аморальных средств для достижения политических целей, в конечном счете, приводило к обесцениванию самой цели. Пример проявления макивеаллизма - применение в СССР во времена сталинизма антигуманных, а порой и бесчеловечных средств во имя достижения прекрасных по существу и содержанию идеалов.
Противопоставив политику общепризнанным нормам морали, Н.Макиавелли стал спорной фигурой в истории политической науки. Но он же, применив принцип рационализма к анализу политики, по праву считается родоначальником современной политологии, и его исследования политики имеют непреходящее значение.
В
Х V I - Х VI I вв. политическая мысль освобождается
от религиозной концепции и
Государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми (Макиавелли).
Государство возникает в результате общественного договора. Заключив договор, люди добровольно ограничили свою свободу в обмен на закон и порядок (Гоббс, Локк).
Впервые были разграничены такие понятия как личность, общество и государство и личность была поставлена выше, чем общество и государство. Таким образом, возник основополагающий принцип либерализма (Локк).
Политическая власть в обществе должна быть разделена на три основные вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли сдерживать друг друга (Монтескье).
Гражданская концепция
- Введение антимонопольных законов и увеличение налогов на сверхприбыль.
- Перераспределение доходов через государственные органы в пользу малоимущих.
- Эффективная социальная политика, обеспечивающая каждому гражданину достойную жизнь.
- Эффективный контроль за деятельностью властных структур.
Свидетельством стремительного развития политической науки является и учение другого выдающегося политического мыслителя Возрождения - Жана Бодена (1530-1596), а в более позднее время теория другого защитника монархической власти - Томаса Гоббса (1588-1679).
Будучи юристом по образованию, а во многом и по складу ума, Боден развивал свои политические идеи в теснейшей связи с анализом природы и содержания закона, примыкая к теоретикам естественного права. Боден отвергает идею, согласно которой универсальные принципы могут применяться непосредственно, составляя конкретную систему права. История учит тому, что нельзя забывать о различиях в ситуациях: различается не только образ жизни людей, но и окружающие их обстоятельства. В этом аспекте своей теории Боден является предшественником не только Монтескье и Берка, но и исторической школы права XIX в. Боден предвосхитил также многие идеи Монтескье о влиянии климата на государственное устройство у различных народов. Свои политические идеи он развил в работе «Шесть книг о государстве» (1577). Отвергая аристотелевскую концепцию возникновения государства путем перерастания семьи в селение и, наконец, в полис, Боден утверждает, что, при всем сходстве с семьей, государство, формируя обширное сообщество, основано не на инстинкте, а на силе. Оба объединения сходны в обладании авторитетом. В семье - это власть отца семейства, первоначально возникающая из почитания старших. В государстве авторитет называется суверенитетом, который является продуктом силы.8
Жан Боден сформулировал понятие суверенитета как существенного признака государства. Суверенитет государства он понимал как единственную, неделимую, свободную от ограничений и законов власть над гражданами и подданными. По Бодену, основными признаками суверенитета являются:
1)
самостоятельность власти, которая
внешне оказывается в
2) постоянство и непрерывность власти, которая во Франции, например, оказывалась в официальном сообщении о смерти одного короля и вступлении на престол другого (король умер, пусть живет король);
3) несвязанность законами, поскольку они являются распоряжениями той же суверенной власти (власть может быть связана правом как проявлением общей справедливости);
4) неотчужденность и неделимость власти.
Суверенная власть, по мнению Ж. Бодена, имеет право издавать законы, объявлять войну и мир, назначать чиновников, совершать высший суд, миловать, чеканить монету и устанавливать меру и вес, собирать налоги.9
Гоббс в политическом трактате «Левиафан» (1651) выступил как защитник чистого принципа абсолютности единоличной власти, отождествляющей себя с государством. Свои идеи он обосновывал, прибегая к математическим понятиям, и в некотором смысле стал предшественником точных методов исследования в общественных науках.
Потребность
в государстве Гоббс выводит
из свойств человеческой природы, эгоизм
и безрассудство которой
Развивая учение о монархическом суверенитете, Гоббс сделал выбор в пользу принципа силы под влиянием опыта первой английской революции, потрясшей до основания политическую систему в этой стране и завершившейся реставрацией старой династии после недолголетнего диктаторского правления Кромвеля.10
Концепции природных прав и общественного соглашения были разработаны английскими мыслителями Джоном Локком, а также французским мыслителем Жан-Жаком Руссо. Сущность концепций природных прав человека заключалась в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность и никто не должен зариться на природные права как неотъемлемые от самой сущности человека. Этими правами люди были наделены в природном (то есть к государственному) состоянии. Это состояние философы понимали по-разному: Дж. Локк, хоть и подчеркивал мирный характер людей в природном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существованию природных прав людей, а Ж. - Ж. Руссо трактовал природное состояние как самый счастливый период человечества.